Государственный кредит. Особенности государственных займов рф.
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения является государственный кредит. При осуществлении государственных кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
Особенности государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.
Отличительной чертой банковского кредитования хозяйствующих субъектов является производительное использование ссудного фонда (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает увеличение производимой стоимости прибавочного продукта.
При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу государственно-кредитных отношений попадает часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения - это временно свободные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Однако при определенных условиях население и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита выступают средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий.
Дополнительные финансовые ресурсы государства формируются за счет:
мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций;
финансовых связей, обусловленных возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством.
При этом вторая сторона государственно-кредитных отношений имеет перераспределительный характер, так как:
круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг;
размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем ЦБ не совпадает с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций.
Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требует постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, предусмотренным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.
Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму, выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п.
Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это способствует интенсивному развитию международного государственного кредита. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков Сбербанка. Это достигается посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и вкладам в сберегательных учреждениях. Это в полной мере относится и к трудовым коллективам. Вкладывая средства в ценные бумаги государства, трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведения крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во время погашения облигаций займов.
Международный государственный кредит для страны-получателя средств является источником расширения ее возможностей по ускорению социально-экономического развития, упрочнению ее финансового положения. В сфере международных экономических отношений государственный кредит - это рычаг укрепления международного сотрудничества.
Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:
государственные займы;
обращение части вкладов населения в государственные займы;
заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
казначейские ссуды;
гарантированные займы.
- 2 Сущность инфляции.
- 2.1 Марксистская теория
- 2.2 Кейнсианская теория инфляции
- 2.3 Монетаристская теория инфляции
- 2.4 Теория адаптивных ожиданий
- Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
- 1. Инфляция спроса
- 2. Инфляция предложения (издержек)
- Влияние инфляции на национальную экономику и международные экономические отношения.
- Денежные реформы: причины проведения, виды.
- Валютные отношения. Элементы валютной системы.
- Бреттон-Вудская валютная система.
- Ямайская валютная система.
- Необходимость, сущность, принципы кредита.
- Взаимосвязь кредита и денег.
- Сущность и экономическая роль ссудного процента. Норма ссудного процента.
- Коммерческий кредит.
- Банковский кредит: его особенности, виды.
- Потребительский кредит: необходимость и возможность существования.
- Государственный кредит. Особенности государственных займов рф.
- Международный кредит: особенности, виды.
- Возникновение и развитие банков. Правовые основы деятельности банков.
- Роль и значение банковской системы в экономике. Особенности банковской системы России.
- Типы построения банковских систем: одноуровневые и двухуровневые.
- Виды банковских систем. Американская банковская система. Европейская банковская система.
- Структура и операции Федеральной резервной системы
- Формы организации центральных банков. Центральный банк страны (не только России).
- Правовой статус и цели деятельности Центрального банка России. Функции Банка России.
- Значение и функции коммерческих банков в условиях рыночной экономики.
- Сущность и функции финансов.
- Финансовая система рф и ее основные звенья.
- Финансовая политика, цели, задачи, содержание.
- Управление финансами.
- Общая характеристика государственных финансов.
- Внебюджетные фонды. Цель их создания, задачи, классификация.
- Социальные внебюджетные фонды. Фонд социального страхования.
- Социальные внебюджетные фонды. Фонд обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование.
- Сущность, значение и формы государственного кредита.
- Основной капитал предприятия. Сущность, формирование, проблемы инвестиций.
- Оборотный капитал предприятия. Сущность, структура, формирование.
- Управление оборотным капиталом предприятия.
- Затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Методы управления себестоимостью.
- Денежные доходы предприятий и финансовые результаты их хозяйственной деятельности.
- Финансовое планирование на предприятиях.
- Роль финансового рынка в перераспределении финансовых ресурсов. Фондовая биржа, общие понятия.
- Виды ценных бумаг и их характеристика.
- 68,69. Бюджет как экономическая категория, его функции. Экономическая, социальная и политическая роль бюджета.
- 70.Бюджетная система рф, ее роль в реализации финансовой политики государства. Принципы бюджетной системы России.
- 71.Экономическое содержание доходов бюджета. Закреплённые доходы бюджета.
- 72.Собственные доходы бюджетов и их экономическое содержание
- 73 Финансовая помощь и безвозмездные перечисления. Фффпр (федеральный фонд финансовой поддержки регионов) федерального бюджета.
- 74. Сущность и функции налогов. Их классификация. Прямые и косвенные налоги. Налоговый механизм.
- 75. Проблемы налогообложения и понятие налоговой политики.
- 76. Налоговый контроль: сущность, принципы, классификация. Виды налогового контроля. Классификация проверок, осуществляемых налоговыми органами
- 78. Основные участки работы налоговых органов. Постановка и снятие налогоплательщиков с учёта в налоговых органах. Инн, кпп.
- 79. Прямые налоги. Косвенные налоги. Налоги – основной источник доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации.
- 80. Разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы России. Доходы и расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
- 81. Расходы бюджетов, их группировка и связь с функциями государства. Расходы бюджетов на управление, их структура и назначение.
- 82. Расходы бюджетов на финансирование хозяйства, их структура и назначение.
- 83. Расходы бюджетов на социально-культурные нужды, их структура и назначение.
- 84. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса. Стадии, чтения федерального бюджета.
- 85. Бюджетный процесс. Бюджетный процесс на уровне субъекта федерации (на примере Свердловской области)