Структура коммерческого сектора страхования
а) структура в соответствии с ОПФ
На страховом рынке преобладают акционерные страховые компании, в том числе компании закрытого типа составляют примерно ½ всех страховых компаний и открытого типа – 1/5. Значительную долю составляют страховые компании в виде ООО – ¼, кооперативные страховые общества, существуют и частные страховые компании.
б) географическое размещение страховых компаний очень неравномерное. Почти 1/3 страховых компаний РФ зарегистрирована в Москве. Многие из них являются лидерами страхового рынка.
в) финансовая концентрация
Исключительно высока финансовая концентрация страхового рынка. На первых десять страховщиков приходится 29% всех страховых премий по добровольному страхованию, на первые 20 страховщиков – 40%.
Иностранным страховым компаниям российское законодательство запрещает заключать договоры страхования, если они не имеют российской лицензии. Чтобы защитить российский страховой рынок в конце ноября 1999 года вступил закон, который ограничивает проникновение зарубежных инвесторов. Их доля не может превышать 15% от совокупного УК всех зарегистрированных в России страховщиков. В противном случае лицензий компаниям с иностранным участием не выдают. В совместных же страховых компаниях доля иностранного участника не может превышать 49%. Поэтому число страховых организаций с участием иностранного капитала в РФ невелико – порядка 60. По оценкам экспертов суммарные иностранные инвестиции в российское страховое дело не превышают 3% или 10 млн. долларов.
2 По форме организации с учетом проводимых операций по страхованию страховой рынок можно разделить на:
1 страховые общества;
2 перестраховочные общества;
3 объединения страховщиков;
4 страховые посредники.
1 страховые общества – это прямые страховщики, т.е. страховые компании, которые сами заключают со страхователями договоры страхования. Представлены компаниями, о которых сказано выше.
2 перестраховочные общества– это организации, которые перестраховывают уже застрахованные объекты.
Перестрахование – это система финансовых и договорных отношений с целью создания сбалансированного портфеля страховщика путем деления и выравнивания риска. Представляет собой страхование страховщиком части риска у другой страховой компании, при этом первоначальный страховщик остается полностью ответственным перед страхователем за выплату страхового вознаграждения.
Т.е. в случае перестрахования риск перераспределяется между несколькими страховыми компаниями. Страховщик часть ответственности по принятым на себя рискам передает другому или другим страховщикам, обеспечивая устойчивость страховых операций.
Договор перестрахования заключают два страховых общества:
– страховое общество, передающее риск – генеральный страховщик или цедент;
– страховое общество, принимающее риск на свою ответственность, – перестраховщик или цессионарий.
Процесс передачи страхового риска называется цедированием риска. Последующая передача страхового риска называется ретроцессией.
Перестрахование широко распространено в мировой практике. В РФ перестраховочный рынок развит слабо; из 30 официально зарегистрированных перестраховочных обществ реально функционируют только 10.
3 объединения страховщиков – это организационные формы объединения страховых интересов.
Страховщики для защиты своих интересов, выработки единых норм поведения образуют союзы, ассоциации и т.п. Это добровольные отношения.
По организационной форме среди объединений страховщиков можно выделить:
3.1 общества взаимного страхования;
3.2 страховые пулы.
3.1 общество взаимного страхования – это организация некоммерческого типа, созданная на основе добровольного соглашения для страховой защиты своих имущественных интересов. Является юридическим лицом.
В обществе взаимного страхования каждый его участник является и страховщиком и страхователем одновременно. Участник ОВС является страхователем, а весь коллектив ОВС выступает в качестве страховщика каждого из его участников.
3.2 страховой пул – это добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридическим лицом, созданное для обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на основе общей ответственности за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула.
В целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций, гарантии страховых выплат, более полного покрытия рисков страховщики объединяются и подписывают соглашение о страховом пуле. Все участники пула несут солидарную субсидарную ответственность за принятые на себя риски.
Очень часто пулы исходя из солидарной ответственности всех участников принимают на себя особые виды рисков (атомные, военные, авиационные и др.).
Пулы создаются как на определенный срок, так и без его ограничения. Количество участников – произвольное. Все участники заключают договоры по единым условиям и тарифам страхования.
4 страховые посредники осуществляют значительный объем операций на страховом рынке:
Страховыми посредниками могут выступать страховые агенты, страховые брокеры, аджастеры и сюрвейеры. Они не являются участниками договора страхования. Их задачами являются продвижение страховых услуг от страховщика к страхователям, помощь в заключении договоров перестрахования, содействие исполнению договоры страхования.
Страховые агенты – это физические или юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями.
Страховые агенты осуществляют свою деятельность, представляя интересы страховщика. Они работают по договору с какой-нибудь компанией, по её поручению. За работу получает комиссионное вознаграждение (чаще в зависимости от количества заключенных договоров).
Страховые брокеры – это физические или юридические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, и осуществляющие независимую посредническую деятельность.
Брокер действует от своего имени и обязан иметь лицензию. Может представлять интересы либо страхователя, либо страховщика. Владея огромной информацией о конъюнктуре страхового рынка и финансовом положении страховых компаний брокеры в качестве услуги предлагают наиболее выгодные условия страхования для своих клиентов.
Сюрвейеры – это эксперты, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование, определяющие его стоимость и приемлемую страховую сумму. На основании заключения сюрвейера страховщик принимает решение о возможности страхования того или иного объекта, о размерах тарифной ставки по договору страхования.
Аджастеры – это физические или юридические лица, представляющие интересы страховщика при решении вопросов, связанных с урегулированием заявленных страхователем или выгодоприобретателем требований по возмещению ущерба, возникшего в связи со страховым случаем с застрахованным имуществом. Страхователь при наступлении страхового случая обязан немедленно обратиться к указанному лицу за помощью и содействием.
- Сущность, значение и признаки финансов как экономической категории.
- Стадии развития категории финансы:
- Функции финансов. Субъекты финансовых отношений. Субъекты финансовых отношений:
- Виды финансовых отношений, возникающие между субъектами:
- 1) Распределительная функция
- Финансовые ресурсы. Сводный баланс финансовых ресурсов территории. Финансовые ресурсы рф
- Финансовая система рф, её состав.
- Состав финансовой системы рф
- Сущность, формы и методы управления финансами.
- Формы и методы управления финансами
- 1) Прямое государственное управление.
- 2) Система государственного регулирования.
- Органы управления финансами в рф.
- 1. Классификация в соответствии с объектами управления
- 2. Институциональная структура управления финансами в рф
- 1. Президент
- 3. Правительство рф:
- 5. Счетная палата.
- 6. Федеральное Казначейство.
- Содержание и задачи финансовой политики.
- Содержание финансовой политики определяется:
- Финансово-кредитный механизм, как важнейшая составная часть финансовой политики.
- Структура фкм:
- Виды фкм:
- Типы финансовой политики. Современная финансовая политика рф.
- 10. Финансовое планирование.
- Классификация финансовых планов
- 1. По принципу добровольности:
- 2. В зависимости от периода, на который составляется план:
- 4. В зависимости от широты охватываемых планами экономических отношений:
- Финансовый контроль, его сущность и значение.
- Назначение финансового контроля:
- Два аспекта финансового контроля:
- Основные элементы системы финансового контроля
- Основные принципы организации государственного финансового контроля
- Общая характеристика видов финансового контроля.
- 13.Государственные и негосударственные виды финансового контроля, их характеристика.
- 1 По времени проведения:
- 2 По характеру проверяемых материалов:
- 7 По взаимосвязи субъекта и объекта:
- 8 По способу организации:
- 14.Аудит и ревизия, как виды финансового контроля.
- Сходство данных видов контроля:
- Различия:
- Методы проведения финансового контроля.
- Сущность, значение и функции финансов хозяйствующих субъектов. Группировка финансовых отношений на уровне предприятия.
- Финансы → децентрализованные;
- Вид фондов → денежный.
- 1) Финансовые отношения внутри хозяйствующих субъектов
- 2) Финансовые отношения между хозяйствующими субъектами:
- 3) Финансовые отношения хозяйствующих субъектов с вышестоящими управленческими структурами:
- 4) Финансовые отношения хозяйствующих субъектов с финансово–кредитной системой.
- 17. Формирование и использование финансовых ресурсов предприятий.
- 2) По источнику формирования:
- 3) По способу привлечения:
- Направления использования финансовых ресурсов:
- 18. Выручка от реализации продукции, как источник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.
- Этапы распределения выручки и формирования собственных источников финансирования
- I Этап воспроизводства материальных ресурсов
- II Этап воспроизводств трудовых ресурсов
- III Этап формирования результатов
- 19.Финансирование капитальных вложений.
- Финансирование кругооборота основных фондов
- Источники финансирования основных фондов:
- 20.Оборотные средства и их финансирование.
- Состав оборотных средств (классификация)
- 2) По признаку организации:
- Источники финансирования ОбС:
- Особенности финансирования производственных фондов (самостоятельно):
- 21.Организация финансовой работы на предприятиях. Задачи и функции финансовой службы.
- 7 Страхование финансовых рисков.
- 8 Работа на финансовых рынках (рынок цб).
- 22. Финансовое планирование на предприятиях, методы планирования. Виды финансовых планов.
- 23. Финансовая отчетность предприятия и методы ее анализа.
- 1) Внутренние
- 2) Внешние
- Основные методы анализа отчетности.
- 24.Сущность, значение и функции финансов страхования.
- Финансы → централизованные и децентрализованные; фонды образуются → при перераспределении; вид фондов → денежный и материальный.
- 1) Денежные перераспределительные отношения возникают только между участниками страхования
- 1) Распределительная функция
- 1.2 Предупредительная
- 1.3 Восстановительная
- 2) Контрольная функция
- 25. Субъекты страховых отношений. Организационные формы образования страховых фондов. Организационные формы создания страховых фондов в экономике
- Классификация и виды страхования.
- I обязательное страхование
- Рынок страховых услуг рф.
- Субъекты страховых отношений
- 1 По сектору экономики в народном хозяйстве (институциональная структура)
- Структура коммерческого сектора страхования
- Финансовые аспекты страховой деятельности. Тарифная политика.
- Сущность и значение государственных финансов. Государственные доходы и расходы.
- Финансирование государственных расходов
- Сущность, значение и функции государственного бюджета, как звена финансовой системы.
- 1) Как финансовая категория
- 2) С материальной точки зрения
- 3) Как финансовый план
- Финансы → централизованные; фонды образуются → при перераспределении; вид фондов → денежный.
- Государственный бюджет, как основной финансовый план государства. Его характеристика.
- Финансы → централизованные; фонды образуются → при перераспределении; вид фондов → денежный.
- Доходы бюджетов различных уровней и их классификация.
- 2) По форме образования:
- 4) Как источник формирования конкретного бюджета:
- 5) Как источник финансирования расходов:
- Расходы бюджетов различных уровней и их классификация.
- Система бюджетных расходов и их классификация
- 4) По возможности сокращения:
- 6) По роли в общественном производстве:
- Бюджетный дефицит, его причины и методы финансирования.
- Причины бюджетного дефицита
- 4) Низкая эффективность государственного финансового управления
- Способы решения проблемы дефицита
- 1) Группа – безинфляционные способы:
- 2) Группа – инфляционный способ
- Допустимые размеры дефицита государственного бюджета в рф:
- Бюджетное устройство. Бюджетная система рф.
- Принципы организации и функционирования бюджетной системы рф. Принципы организации и функционирования бюджетной системы рф:
- 2 Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
- 3 Самостоятельность бюджетов разных уровней
- 4 Равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
- 7 Результативность и эффективность использования бюджетных средств
- 12 Подведомственность расходов бюджетов
- 13 Единство кассы
- Бюджетный процесс и его участники.
- Участники бюджетного процесса:
- Краткая характеристика стадий бюджетного процесса.
- 1 Стадия – Составление проекта бюджета (6 раздел гл. 20).
- Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов:
- Составление проекта бюджета основывается на:
- 1) Документы и материалы, на основании которых проект бюджета формировался:
- 2) Проекты законов о государственных внебюджетных фондах.
- Порядок рассмотрения Федерального бюджета:
- 1 Чтение:
- 2 Чтение:
- 3 Чтение:
- 4 Стадия – Исполнение бюджета (раздел 8 главы 24 и 25).
- Исполнение бюджета, как стадия бюджетного процесса. Система кассового исполнения бюджета.
- 1) Принцип единства кассы
- 2) Принцип специализации бюджетных средств
- Система межбюджетных отношений.
- Сущность, значение и функции внебюджетных специальных фондов. Классификация фондов.
- 1) Наличие у государства специализированных видов расходов.
- 2) Необходимость обеспечения целевого использования средств.
- 3) Ограниченность финансовых ресурсов и дефицит бюджета.
- 1) В зависимости от целевого назначения:
- 2) В соответствии с уровнем управления:
- 4) По охвату проблем:
- Особенности вбф:
- Сущность, значение и функции государственного кредита.
- 1 Распределительная функция
- 2 Контрольная функция
- Виды государственного кредита, их краткая характеристика.
- 1.2 Использование сбережений через Сбербанк и использование ссудного фонда
- 1.3 Казначейские ссуды
- Государственные займы, как основная форма государственного кредита. Классификация займов.
- 3. По категории держателя ценных бумаг:
- 4. В зависимости от обращения на фондовом рынке:
- 5. По форме выплаты доходов:
- 7. В зависимости от соблюдения сроков погашения:
- 8. По методу определения дохода:
- Управление государственным кредитом.
- Государственный долг. Виды. Методы управления.
- Виды государственных ценных бумаг рф.
- Основные виды государственных ценных бумаг
- 1 Государственные бескупонные краткосрочные облигации – гко
- 2 Казначейские обязательства – ко
- 3 Облигации федерального займа – офз
- 4 Облигации государственного сберегательного займа – огсз
- 11 Сберегательная бумага для населения – сбн.
- Территориальные финансы, их состав.
- Состав тф:
- Рынок ссудных капиталов и его структура. Ссудный процент.
- 1 Средства хозяйствующих субъектов:
- 1 Требующие разрешения на использование, платные (например, депозитные счета)
- 2 Не требующие согласия владельцев на использование, бесплатные (текущие и расчетные счета)
- Формы ссудного процента:
- Факторы, оказывающие влияние на величину ссудного процента:
- 1) Внешние и внутренние
- 2) Общие и частные
- 1) По временному признаку:
- Сущность кредита и его роль в экономике. Функции кредита.
- Функции кредита в экономике:
- Виды и формы кредита.
- 1 Ростовщический кредит
- 1 В зависимости от срока погашения (предоставления)
- Институциональная структура кредитной система
- Этапы развития банковской системы России. Состав и характеристика современной банковской системы рф.
- Центральный банк рф, его задачи и функции.
- Функции Центрального банка рф:
- 1 Разработка единой государственной денежно-кредитной политики.
- 2 Расчетный центр банковской системы:
- 3 Банковское регулирование и надзор:
- 4 Валютное регулирование
- Коммерческие банки и их функции.