Особенности и современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
Во всем мире, да и у нас в стране, считается, что представители малого и среднего бизнеса и есть средний класс. Опора государства. Имея в руках пусть небольшое, но собственное дело, они являются наиболее устойчивыми к социальным потрясениям людьми, и, кстати, основными налогоплательщиками. В развитых странах доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет порядка 50–80%. Даже в Китае этот показатель превышает 60%. В России же, по последним оценкам Минэкономразвития, он едва дотягивает до 17%. О необходимости развития этого сектора говорят много и уже очень давно. Но реальность такова, что существенных позитивных сдвигов здесь пока не наблюдается [10].
Номинально власти поддерживают малый бизнес, предлагают программы развития. С этой целью принимаются законодательные и нормативные акты, проводится работа различных структур, содействующих малому предпринимательству в России. Во всех регионах России созданы региональные фонды поддержки малого предпринимательства, осуществляющие финансово-кредитную поддержку субъектов малого бизнеса.
Региональные центры поддержки малого бизнеса оказывают консалтинговые, юридические, информационные, аудиторские, полиграфические, рекламно-издательские услуги, услуги целевого финансирования и т.д.
За последние годы появилось немало различных коммерческих и некоммерческих структур, заявляющих о том, что их деятельность направлена на содействие развитию малого и среднего бизнеса. При такой «активности» и «поддержке» этот сегмент экономики должен процветать. Однако этого не происходит. Опрос, проводимый среди предпринимателей Москвы, целью которого было выявление степени осведомленности предпринимателей о существовании и деятельности отдельных специализированных структур и альтернативных возможностях внешнего финансирования бизнес-проектов, показал, что:
-
Не менее 73% представителей малого бизнеса интересуются всем, что связано с государственными и банковскими программами поддержки предпринимательства. При этом полностью удовлетворены своим уровнем осведомленности 15% респондентов, а 21% хотел бы получать больше информации о проводимых мероприятиях и реализуемых программах поддержки предпринимателей.
-
37% участников опроса считают, что информация о программах государственной и банковской поддержки малого бизнеса малодоступна для предпринимателей и необходимо делать ее более открытой.
-
27% респондентов, т.е. почти треть, заявили об отсутствии интереса к данному вопросу. Причем 8% мотивировали это низким уровнем доверия к существующим программам поддержки предпринимателей и возможностям государственных и коммерческих структур. Остальные 19% заявили, что привыкли рассчитывать исключительно на свои силы и не ищут поддержки на стороне.
В настоящее время у предпринимателей Москвы существуют альтернативные возможности внешнего финансирования по целому ряду программ. Однако, о возможности получить целевое бюджетное финансирование в виде субвенций осведомлен каждый 2-й участник опроса, но только 12% предпринимателей заявили о своих попытках участия в этой программе, и лишь 8% смогли реализовать свои права.
О программе финансирования под поручительство Фонда содействия
кредитованию малого бизнеса Москвы слышали 46% представителей малого бизнеса, но лишь 2% опрошенных заявили о том, что «предпринимали безуспешную попытку получить такой кредит».
Тех же, кому эти программы могли бы быть интересны, отпугивают от участия 5 осн. причин: ● необходимость оформления большого количества бумаг; ● значительная продолжительность процедуры рассмотрения предоставленных документов; ● низкая привлекательность предложений, в т.ч. по причине высоких процентных ставок по предоставляемым кредитам; ● убежденность в том, что «это слишком хлопотное дело» и «получить деньги по этим программам нереально» в т.ч. по причине коррумпированности чиновников; ● наличие собственного негативного опыта участия в подобных программах [10].
Однако, нельзя отрицать, что поддержка необходима. Согласно опросам, Наиболее востребованной для средних и растущих малых предприятий оказалась финансовая поддержка (73% ответов), информационная (60%) и поддержка в области обучения руководства и переподготовки специалистов (51%) (рис 1.)
Рис 1. Диаграмма: Какая поддержка нужна Вашей компании со стороны государственных и негосударственных организаций в ближайшие годы?
Некоторые производственные предприятия сформулировали конкретные виды нужной им поддержки, помимо предложенных вариантов.
Финансовые формы:
снижение кредитных ставок банков;
не только субсидирование затрат, но и кредитование инновационных предприятий по сниженным ставкам или беспроцентное кредитование для обеспечения выполнения договорных обязательств перед заказчиком в случае работы без предоплаты. Желательно создать фонд поддержки инновационного бизнеса целевыми кредитами на максимально льготных условиях;
гранты на исследования и разработки;
государственные гарантии прямых иностранных инвестиций;
доступ к «длинным» финансовым инструментам [14]
Наиболее существенное значение для экономики в целом имеет кредитование реального сектора, развитие с помощью кредитов малого и среднего предпринимательства. Но взаимоотношения компаний малого и среднего бизнеса и коммерческих банков простыми не назовешь. Кредитные организации теоретически заинтересованы в таких заемщиках, но ряд нюансов в оценке рисков по подобным ссудам и трудоемкость обслуживания кредитного портфеля малого и среднего бизнеса, все еще сдерживают рост этого сегмента. В свою очередь, многие предприниматели по-прежнему настороженно относятся к банковским кредитам, в частности – по причине дороговизны заемных денег и сложностей с оформлением ссуд.
Не смотря на то, что для большинства малых предприятий доступ к заемным средствам все еще ограничен, кредитование малого и среднего бизнеса растет впечатляющими темпами.
В 2010 году объем кредитов, предоставленных малому и среднему бизнесу, на 60% превысил показатели 2009 года, а портфель кредитов вырос на 21,9% до уровня в 3,2 трлн рублей. Кредитование МСБ уверенно оставляет позади основных «конкурентов» – корпоративное кредитование и розницу (прирост портфелей – 9,5 и 14,3% соответственно, см. график 1).
График 1. Кредитование МСБ остается ключевым драйвером роста бизнеса банков
Активное воздействие на рынок оказали два фактора. С одной стороны, число заявок на кредиты, поступающее со стороны малого и среднего бизнеса в банки, значительно выросло. В 2010 году их было получено банками на 34% больше, чем годом ранее.
Вместе с ускорением роста банкам наконец-то удалось стабилизировать ситуацию с динамикой просроченной задолженности по кредитам МСБ. За 2 полугодие 2010 года уровень просроченной задолженности фактически не изменился и составил 8,9% на 01.01.2011 (см. график 2).
График 2. Доля просроченной задолженности по кредитам МСБ
Спрос на кредиты МСБ увеличивается вслед за снижением ставок по кредитам и ростом оптимизма предпринимателей. По оценке Эксперта РА», ставка по кредитам МСБ в 2010 году снизилась с 16,7 до 14,2% на фоне роста инфляции к концу прошлого года до 8,8%.
В 2010 году наиболее ярко проявилась тенденция к разделению банков по специализации. Крупные и средние частные банки стали локомотивом роста: темпы прироста их портфелей за 2010 год составили порядка 30-40%. Основной сегмент этих банков на рынке МСБ – короткие кредиты для пополнения оборотных средств и покрытия кассовых разрывов. Госбанки растут медленнее рынка (+16% за 2010-й год), но при этом активно кредитуют инвестиционные проекты на сроки свыше года [19].
Тенденция роста объема выданных малому бизнесу кредитов продолжается и в 2011 году. Объем предоставленных кредитов по состоянию субъектам малого и среднего предпринимательства на 01.09.2011 составил 3 698 541 млн. рублей.2По итогам восьми месяцев текущего года объем предоставленных МСБ кредитов достиг 3,7 трлн. рублей (на 01.09.2011) , на 31% превысив результаты аналогичного периода 2010 года. ЦБ
рис 1. Диаграмма: Общие объемы предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства (всего по Российской Федерации) (млн.руб.)
Сразу 32 российских региона продемонстрировали увеличение предоставленных МСБ кредитов за январь-апрель 2011 года более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такая информация содержится в подготовленном Инвестторгбанком рейтинге российских регионов на основе последних данных Центрального банка РФ [17].
Негативной тенденцией первого квартала 2011 года стало увеличение просроченной задолженности до 301,4 млрд. руб. (с 284 млрд. руб. на начало 2011 года), и ее удельного показателя до 9,5%. Согласно прогнозам аналитиков, увеличение доли просроченной задолженности скорее всего носит временный характер и стабилизируется к концу года [18].
- Оглавление
- Глава 2. Сравнительная характеристика условий и программ
- Глава 3. Совершенствование кредитования малого бизнеса.…………….….41
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса в России
- Сущность и роль малого бизнеса в национальной экономике
- Сравнительная таблица критериев, определяющих субъектов малого и среднего предпринимательства в Европейском Союзе и в Российской Федерации
- Показатели деятельности малых предприятий
- Особенности и современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
- Особенности процесса кредитования малых предприятий
- Особенности процесса кредитования малых предприятий
- 1.4. Виды кредитов для малого бизнеса
- Глава 2. Сравнительная характеристика условий и программ
- Условия кредитования малого бизнеса коммерческими банками в условиях финансового кризиса
- Кредитование малого бизнеса российскими банками до финансового кризиса (на 1 августа 2008 г.)
- Условия для получения кредитов предприятиями малого и среднего предпринимательства в сумме 10 млн руб. В условиях финансового кризиса (на 1 марта 2009 г.)
- Банки по объему выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2010 году
- Особенности деятельности крупных московских (федеральных) и региональных банков
- Сравнительный анализ условий и программ кредитования малого бизнеса на примере «Промсвязьбанка» и банка «Уралсиб»
- Глава 3. Совершенствование кредитования малого бизнеса
- 3.1. Проблемы кредитования малого бизнеса
- Пути решения проблем кредитования малого бизнеса.
- Заключение
- Библиография
- Казаков м. Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса. Http://www.Credits.Ru