3.1. Проблемы кредитования малого бизнеса
Рассмотрим основные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса.
Первое, это – слишком высокая цена кредита. Главная причина такого положения – то, что инвестиции в этот бизнес пока еще являются слишком рискованными. Поскольку вкладывать средства в ненадежное дело никому не хочется, банки выражают свое скептическое отношение к имеющемуся уровню развития малого и среднего бизнеса тем, что предлагают под него достаточно высокие средние ставки по кредитам. Разброс ставок на рынке кредитования МСБ очень велик. Это зависит от продуктового ряда, сроков кредитования, заинтересованности банков в кредитовании сектора МСБ. На сегодняшний день средняя величина ставок колеблется в диапазоне 14-20% годовых. А средняя максимальная процентная ставка, по которой выразили готовность платить опрошенные предприниматели, на сегодняшний день составляет от 10 до 13% годовых. Большинство банков официально предлагают ставки выше тех, по которым готовы платить предприниматели. Однако реальная ставка, как правило, оказывается значительно выше той, о которой банки заявляют в своих рекламных материалах. Происходит это за счет доп. платежей, связанных с оформлением и расчетно-кассовым обслуживанием кредита. Причем, как правило, эти платежи являются фиксированными (например, в некоторых банках – проценты за ведение счета, рассчитываемые как ежемесячные), оплачиваются при выдаче кредита вперед за весь срок предполагаемого пользования заемными средствами и не уменьшаются, даже если предприниматель погасил задолженность в 2 раза быстрее. Все это не способствует росту привлекательности банковских структур и их продуктов у субъектов малого предпринимательства [11].
Кредитование значительного количества небольших компаний требует отлаженной технологии работы, для чего необходимы систематические усилия. Поэтому, на повышенные ставки по кредита малому с среднему бизнесу влияют также высокие операционные издержки, связанные с оценкой и контролем каждого кредита.
В итоге цена кредита чаще всего оказывается непосильной ношей для малого бизнеса, и потому многие предприниматели чаще всего скептически относятся кредитной нагрузке. Большая часть малых компаний предпочитают изыскивать ресурсы на развитие из оборотных средств, а не прибегать к сотрудничеству с банками. При этом не все предприниматели, пессимистично настроенные в отношении банковских кредитов, имеют опыт заимствований. В этом случае можно говорить о неком стереотипе, влияние которого весьма существенно.
Вопрос не только в цене заемных ресурсов, но и в том, что сами предприниматели не всегда обладают нужными знаниями и опытом, чтобы правильно оценить кредитную нагрузку. Банки же, которые могли бы взять на себя роль финансовых консультантов, не спешат этого делать. Далеко не всегда предприниматель обладает достаточным объемом знаний, чтобы правильно рассчитать, какой вид кредита, с каким сроком, объемом и процентной ставкой для него оптимален. Профессионального финансиста в штате таких предприятий нет. Отчасти отрицательное отношение к кредитованию как таковому вызвано именно низкой информированностью [12].
Следующая проблема, которая возникает при оформлении предпринимателями кредитов в банке, – сложность и длительность выполнения всех необходимых процедур. Причем следует отметить, что субъекты малого предпринимательства в большинстве своем пока еще не владеют устойчивыми навыками бизнес-планирования, администрирования бизнес-процессов, организацией делопроизводства в принятых стандартах. В этой ситуации естественно, что требования банков кажутся предпринимателям чрезмерно завышенными, а зачастую и невыполнимыми.
Требование к обеспечению кредитов – еще одно препятствие для предпринимателей. Едва ли не все кредитования МСБ сегодня в России – это залоговое кредитование. С целью понижения кредитных рисков, банки ставят обязательным условием кредитования – предоставление залогового обеспечения. Проблема же состоит в том, что предпринимателям чаще всего просто нечего предоставить в качестве залога, так как они не являются владельцами ликвидного имущества. Некоторые банки все же предлагают такие услуги, как беззалоговые кредиты. Но хотя их размер может составлять более 1 млн руб., размеры все равно ограничены в связи с высокими рисками, которые несет банк. Возможен также вариант, при котором лимит беззалогового кредитования определяется в зависимости от оборотов по расчетному счету – это овердрафт по расчетному счету. Однако многие предприятия МСБ до сих пор не полностью проводят обороты по расчетному счету, в результате чего снижается лимит кредитования [17].
С позиций кредитных организаций один из существенных факторов, сдерживающих кредитно-инвестиционную активность банковского сектора по отношению к малому бизнесу, — его непрозрачность, проявляющаяся, в частности, в том, что большая часть финансовых потоков малых и средних бизнес-структур не отражается в отчетности, представляемой ими в официальные органы [3].
На многих предприятиях еще используются «серые» схемы ведения бизнеса, а бухгалтерская отчетность направлена на минимизацию налоговых выплат. А для банка очень важна прозрачная финансовая отчетность, и низкая легитимность бизнеса, фигурирующая в бухгалтерских отчетах, становится основанием для отказа в получении кредита. Предприниматели попросту не могут подтвердить необходимый официальный уровень своих доходов и тем самым свою платежеспособность. В конце концов, кредитование предприятий малого и среднего бизнеса предполагает обязательный анализ силами банковских специалистов структуры доходов и расходов заемщиков. Очень трудно дать реальную оценку таких предприятий. Сложно отделить активы, использующиеся для ведения бизнеса, от личного имущества собственников. К тому же нередко предприниматели просто не могут точно назвать объем денежных средств, который они выводят из бизнеса и расходуют на личные цели.
Следующий фактор, ограничивающий активность банков в секторе малого бизнеса, — относительная величина операционных расходов банков на выдачу «маленьких» кредитов. Суть проблемы состоит в том, что без использования специальных технологий такие расходы практически равны вне зависимости от размеров выдаваемых ссуд, а вот уровень доходности для банков разный.
Риски кредитования малого бизнеса связаны и с отсутствием информации о кредитных историях малых предприятий и организаций, а также во многих случаях с отсутствием оперативной, достоверной и полной информации о текущей деятельности и реальном финансовом положении таких заемщиков. Отсюда и проблемы кредитных служб банков, которые в подобных обстоятельствах не могут спрогнозировать параметры предстоящей финансово-хозяйственной деятельности таких клиентов и, соответственно, точно предусмотреть риски невозврата кредитов, к которым надо быть готовыми.
Отметим и такой фактор, как высокий уровень банкротств в сегменте малых предприятий и организаций. Связанные с этим повышенные риски банки компенсируют за счет коротких сроков кредитов и завышенных процентных ставок по кредитам, предоставляемым малому бизнесу.
Причиной, усложняющей выдачу кредитов малому бизнесу, является и догматическая жесткость нормативно-правового регулирования кредитных операций банков. Это относится в первую очередь к Положению Банка России № 254, которое регламентирует формирование резервов на возможные потери по ссудам. В соответствии с этим нормативным актом кредиты малым предприятиям в большинстве своем следует относить к ссудам IV категории качества (проблемные ссуды) и V категории качества (безнадежные ссуды), под которые необходимо создавать резерв в размере 50% либо полной суммы самого кредита. Это значит, что на срок действия кредитного договора банк практически замораживает такой же объем собственных средств, и соответственно цена такого кредита будет высока.
Достаточно широк круг нерешенных правовых проблем, связанных с кредитованием малого бизнеса. В этом плане следует отметить прежде всего то, что система оценки финансового положения крупных, средних и малых предприятий и организаций, отраженная в нормативных документах Банка России, по сути не дифференцирована. К банкам предъявляются требования в части анализа малого бизнеса, которые аналогичны требованиям к анализу корпоративных заемщиков. Это никак не оправдывает себя [3].
Выделим также проблемы, лежащие на стороне самих банков. В их числе могут быть названы следующие.
-
Основная особенность малого бизнеса, с точки зрения кредитора, состоит в том, что он оперирует слишком малыми суммами, обслуживать же небольшие суммы готов далеко не всякий банк.
-
Во многих банках порядок кредитования малого бизнеса довольно сложен: предусматривая представление потенциальным заемщиком большого количества всевозможных документов, выезд банковского специалиста к клиенту для сбора информации о его хозяйственной деятельности и прочие процедуры. В результате сроки рассмотрения кредитной заявки могут растянуться на многие дни и даже недели, что зачастую критически сказывается на бизнесе клиента, которому иногда бывает необходимо срочно «перехватить» определенную сумму.
-
Для малого бизнеса актуальны такие способы кредитования, как срочный кредит, кредитная линия и овердрафт. Но очевидно, что подобные кредитные продукты могут предоставляться только надежным, проверенным клиентам. А чтобы это направление бизнеса приносило банку доход, процесс проверки надежности клиента должен быть хорошо автоматизированным, что имеет место далеко не в каждом банке.
-
Многие банки, исходя из того очевидного факта, что малым предприятиям нужны кредиты на небольшие (с точки зрения крупных и средних банков) суммы, стараются поставить их выдачу «на поток» (что само по себе оправданно), но таким образом, что перестают предлагать клиентам индивидуальные решения [3].
Самая сложная ситуация пока складывается с коммерческими кредитами, предназначенными для создания предприятий малого бизнеса. Банки затрудняются выдавать кредиты под проекты star-up из-за высоких рисков и отсутствия залога. Позиция банков меняется лишь в тех случаях, когда за создаваемым предприятием стоит серьезный гарант или сам банк специализируется на таких инновационных или венчурных кредитах.
Высокие банковские кредитные риски при работе с малым бизнесом сформировали жесткие критерии отбора потенциальных заемщиков. Многие банки выдвигают требования к стабильности малого предприятия (период работы от 6 месяцев или 1 года, устойчивое фин. положение) [9].
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Глава 2. Сравнительная характеристика условий и программ
- Глава 3. Совершенствование кредитования малого бизнеса.…………….….41
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса в России
- Сущность и роль малого бизнеса в национальной экономике
- Сравнительная таблица критериев, определяющих субъектов малого и среднего предпринимательства в Европейском Союзе и в Российской Федерации
- Показатели деятельности малых предприятий
- Особенности и современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
- Особенности процесса кредитования малых предприятий
- Особенности процесса кредитования малых предприятий
- 1.4. Виды кредитов для малого бизнеса
- Глава 2. Сравнительная характеристика условий и программ
- Условия кредитования малого бизнеса коммерческими банками в условиях финансового кризиса
- Кредитование малого бизнеса российскими банками до финансового кризиса (на 1 августа 2008 г.)
- Условия для получения кредитов предприятиями малого и среднего предпринимательства в сумме 10 млн руб. В условиях финансового кризиса (на 1 марта 2009 г.)
- Банки по объему выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2010 году
- Особенности деятельности крупных московских (федеральных) и региональных банков
- Сравнительный анализ условий и программ кредитования малого бизнеса на примере «Промсвязьбанка» и банка «Уралсиб»
- Глава 3. Совершенствование кредитования малого бизнеса
- 3.1. Проблемы кредитования малого бизнеса
- Пути решения проблем кредитования малого бизнеса.
- Заключение
- Библиография
- Казаков м. Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса. Http://www.Credits.Ru