Введение
Развитие мировой экономики убедительно доказывает важнейшую роль малых и средних предприятий (МСП) в национальной экономике. Они способствуют борьбе с безработицей за счет создания новых рабочих мест, формированию нормальной конкурентной среды. Малые предприятия в большей степени способны реагировать на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым придавая экономике дополнительную стабильность.
Главными чертами малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке.
Но на определённых этапах производственного процесса почти все предприятия испытывают недостаток средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость в привлечении средств извне. В такой ситуации самый, казалось бы, логичный выход — получение банковского кредита, однако на практике такая задача оказывается для предприятий зачастую непосильной.
В России о кредитовании малого бизнеса говорят более 15 лет. Девяностые годы прошлого столетия, конечно, можно рассматривать как начало становления малого бизнеса в России, но о цивилизованном кредитовании тогда не могло быть и речи — вопросы финансирования решались совсем другими способами. Бурный рост числа малых предприятий в 2000-х гг. повлек пересмотр способов качественного развития и роста предприятий малого бизнеса. Коммерческие банки не остались в стороне и принялись активно выводить на рынок новые программы кредитования, периодически, в определенные временные отрезки вступая в кратковременные «бои» за право доминирования на рынке кредитования малого бизнеса. Это проявлялось как в создании благоприятных условий кредитования, так и в масштабных, порой агрессивных, рекламных кампаниях. Сейчас трудно сказать, было ли это обусловлено собственным пониманием «выгодности» кредитования либо являлось всего лишь «формой отчетности».
Вторая половина 2008 г. — 2009 г. оказались тяжелым периодом, когда в силу обстоятельств многие партнеры проверяли друг друга на надежность и устойчивость. Фактически в разгар кризиса многие банки перестали кредитовать сегмент малого бизнеса — условия для клиентов были просто-напросто неподъемными. Даже действующие клиенты банков в дополнение к снижению спроса и, как следствие, выручки ощутили на себе существенное ограничение доступа к заемным ресурсам со стороны банков, в том числе массовое одностороннее увеличение процентных ставок, а в некоторых случаях — и досрочное расторжение кредитных договоров. Банки со своей стороны прочувствовали, что такое резкое увеличение просроченной задолженности малого бизнеса и сопутствующий рост резервов, который в конечном итоге отразился на финансовом результате. В связи с этим многие из них пошли на вынужденное сокращение кредитного портфеля по корпоративному бизнесу[8].
После экономического кризиса на рынке кредитования малого бизнеса произошло заметное ужесточение конкуренции, особенно между государственными и крупными коммерческими финансовыми структурами. в борьбе за потенциальных клиентов на протяжении всего 2010 года банки смягчали требования по кредитам и снижали ставки, снова были запущены беззалоговые и некоторые льготные кредитные программы.
Понимая важность развития и роста предприятий малого и среднего бизнеса для экономики, а так же высоко оценивая заложенный в них потенциал, кредитование малого бизнеса является одним из приоритетных направлений для многих банков. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель курсовой работы – изучение состояния системы кредитования малого бизнеса, а также анализ организации кредитования банками субъектов малого бизнеса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-
определить роль малого бизнеса в национальной экономике;
-
определить особенности и выявить основные проблемы кредитования малого бизнеса в России;
-
изучить данные о современном состоянии кредитного рынка;
-
изучить особенности процесса кредитования малых предприятий;
-
рассмотреть основные виды кредитов для малого бизнеса;
-
провести сравнительный анализ предлагаемых банковских продуктов и условий кредитования для субъектов малого бизнеса на примере «Промсвязьбанка» и банка «Уралсиб»;
-
сделать соответствующие выводы.
Объектом данной курсовой работы является система кредитования малого бизнеса в России.
Предмет курсовой работы – сравнительная характеристика условий кредитования предприятий малого бизнеса крупными российскими банками (на примере «Промсвязьбанка»и банка «Уралсиб»).
Основой настоящей дипломной работы являются общенаучные методы исследования: диалектический, сравнительный.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Оглавление
- Глава 2. Сравнительная характеристика условий и программ
- Глава 3. Совершенствование кредитования малого бизнеса.…………….….41
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса в России
- Сущность и роль малого бизнеса в национальной экономике
- Сравнительная таблица критериев, определяющих субъектов малого и среднего предпринимательства в Европейском Союзе и в Российской Федерации
- Показатели деятельности малых предприятий
- Особенности и современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
- Особенности процесса кредитования малых предприятий
- Особенности процесса кредитования малых предприятий
- 1.4. Виды кредитов для малого бизнеса
- Глава 2. Сравнительная характеристика условий и программ
- Условия кредитования малого бизнеса коммерческими банками в условиях финансового кризиса
- Кредитование малого бизнеса российскими банками до финансового кризиса (на 1 августа 2008 г.)
- Условия для получения кредитов предприятиями малого и среднего предпринимательства в сумме 10 млн руб. В условиях финансового кризиса (на 1 марта 2009 г.)
- Банки по объему выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2010 году
- Особенности деятельности крупных московских (федеральных) и региональных банков
- Сравнительный анализ условий и программ кредитования малого бизнеса на примере «Промсвязьбанка» и банка «Уралсиб»
- Глава 3. Совершенствование кредитования малого бизнеса
- 3.1. Проблемы кредитования малого бизнеса
- Пути решения проблем кредитования малого бизнеса.
- Заключение
- Библиография
- Казаков м. Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса. Http://www.Credits.Ru