9. Конституционные основы обеспечения национальной безопасности.
Обеспечение безопасности нельзя считать целью государства, так как под ней следует понимать основные приоритеты, ориентиры, к которым должно стремиться общество, сообразно с которыми народ строит свою государственность. Они должны быть четко закреплены в основном законе страны. Так в Конституции РФ соответствующие положения записаны в ст. 1, 2 и 7, обозначающих для России идеалы построения демократического, правового, социального государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Главная же цель любого государства — создание необходимых условий для достижения им провозглашенных в конституции целей.
Задача обеспечения национальной безопасности носит всеобъемлющий характер. Для ее достижения в каждой стране, в том числе и в России, требуется проведение комплекса мероприятий в различных сферах. Сегодня от ее успешного решения зависит само существование России как суверенной федерации. Обеспечение национальной безопасности является настолько широкой и значительной по охвату сфер общественной жизни категорией, что ее защите служат практически все функции российского государства. Среди них можно выделить, например, экономическую, социальную, экологическую, развития культуры, науки, образования (внутренние), обороны, интеграции в мировую экономику, сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ (внешние).
Рассматриваемая задача государства не может быть возведена в рамки абсолюта. Она строго подчинена принципам конституционного строя, которым не могут противоречить способы ее осуществления. Одной из существенных, отличительных характеристик Конституции РФ 1993 г - является то, что она закрепляет основы «конституционного строя». Ранее юридическая наука исходила из понятий «государственный» и «общественный строй». «Конституционный строй» — более целостная, широкая категория, которая исходит из приоритета Основного закона, его верховенства для всех органов государственной власти, общественных институтов, граждан.
С наполнением реальным содержанием идеи высшей юридической силы Конституции, приданием ей прямого действия как никогда стал актуальным вопрос о ее реализации, трансформации из юридической в фактическую. Так, «Понятие «конституционный строй» аккумулирует весь спектр многообразия механизма создания, действия и реализации Основного закона». «Реальное бытие конституционных норм — это не только то, что закреплено в Основном Законе, но и то, что непосредственно включено в общественную практику». С учетом возросшей в настоящее время роли национальной безопасности для укрепления российской государственности, создания предпосылок для построения гражданского общества, защиты прав личности возможно было бы усилить конституционную базу данного института.
Национальная безопасность — категория во многом не только юридическая, но и политическая. Однако это не является препятствием для придания ей конституционного статуса. «Расширение рамок конституционного регулирования политической деятельности государства повышает эффективность Основного закона, усиливает его воздействие на ход общественных процессов, свидетельствует о повышении роли Конституции в общественной и государственной жизни». Особенностью конституционных правоотношений является то, что в них заложен значительный политический потенциал. Конституция — это не только нормативно-правовой акт, но и документ, который должен обозначать принципы деятельности, цели, задачи Российской Федерации, а также важнейшие направления государственной политики по обеспечению безопасности ее многонационального народа.
Нужно четко определить в Основном законе РФ механизмы обеспечения национальной безопасности, которая является важнейшей гарантией незыблемости конституционного строя, его составляющей. Сделать это можно было бы, включив в Конституцию РФ специальную главу, в которой определялось бы место национальной безопасности в системе конституционного строя. Здесь же можно было бы определить основные положения статуса Совета Безопасности РФ, условия участия нашей страны в системах коллективной безопасности.
Из теории конституционного права известно, что на основе выполняемых нормами Основного закона регулятивных функций возникают не только учредительные, правоустановительные, но и охранительные правоотношения. В обеспечении « конституционного правопорядка они имеют первостепенное значение, о Конституционно-правовые отношения только тогда могут нормально развиваться в соответствии с Основным законом, когда они защищены и обеспечены государством на основе конституционных норм.
Понятие «национальная безопасность» многогранно. Его можно подвергнуть анализу с точки зрения различных наук. Нас интересует именно конституционный аспект - этой категории. В Основном законе термин «безопасность» употребляется десять раз. В части 5 ст. 13 Конституции запрещается «создание и деятельность общественных объединений, цели или Действия которых направлены на... подрыв безопасности государства. В части 3 ст. 37 сказано: Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности...». В части 3 ст. 55 и Ш 1 ст. 56 речь идет об условиях Допустимости ограничения прав и Свобод человека, среди которых называются безопасность государства и граждан. Пункт «м» ст. 71 относит безопасность к ведению Российского государства. Статья 72 (п. «б» и «д») закрепляет за совместным ведением РФ и ее субъектов обеспечение общественной и экологической безопасности. Часть 2 ст. 74 оговаривает возможность ограничения перемещения товаров и услуг в России, если это необходимо для обеспечения безопасности. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу, в которой обязуется защищать безопасность государства (ч. 1 ст. 82 Конституции). Пункт «д» ст. 114 относит к ведению Правительства РФ обеспечение государственной безопасности. Кроме того, п. «ж» ст. 83 закрепляет полномочия главы государства по формированию и руководству Советом Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом.
Таким образом, в Конституции РФ термин «безопасность» употребляется в широком смысле. «Советское конституционное законодательство при закреплении устоев общественного строя исходило из постулата «государство — общество — личность». Во главу угла российского конституционного строя положена принципиально иная концепция — «человек — общество — государство». Поэтому государственная безопасность является всего лишь частью системы национальной безопасности России. Следовательно, при употреблении в Конституции РФ термина «безопасность» в широком смысле следует учитывать, что под ним подразумевается национальная безопасность, поскольку именно она является источником, основой других видов безопасности, затрагивающих конституционно-правовые отношения.
Целый ряд положений российской Конституции можно отнести к основам национальной безопасности. Нормы Конституции РФ закрепляют важнейшие общественные отношения, имеющие жизненно важное значение для личности, общества, государства. Их защита, создание гарантий для соблюдения, исполнения, использования и применения является одной из задач национальной безопасности страны.
В настоящее время ведется дискуссия о необходимости внесения поправок в Конституцию РФ или вообще принятия нового Основного закона страны нынешняя Конституция — «скороспелый плод государственного переворота... никогда по-настоящему не была нацелена на укрепление государственной целостности России». Мы не можем согласиться с такими жесткими оценками места и роли Основного закона РФ в становлении государственности нашей страны.
Конституционная лихорадка в условиях экономического кризиса, нерешенности многих проблем федеративного устройства, частого противостояния различных ветвей власти может стать фактором расшатывания того хрупкого баланса различных политических сил, который сложился в результате принятия Конституции РФ, явиться угрозой подрыва национальной безопасности страны. Мы еще не использовали все рычаги построения гражданского общества, заложенные в Основном законе РФ. До сих пор на свет не появились многие нормативные акты, о необходимости, принятия которых сказано в Конституции. Например, отсутствует федеральный закон, определяющий статус Совета Безопасности России. Поспешность конституционного реформирования может привести к тому, что не решив сегодняшних проблем, мы породим новые трудности в конституционном регулировании общественных отношений. Вместе с тем Конституция РФ не должна быть иконой. В перспективе можно и нужно будет внести поправки в Основной закон по тем проблемам, по которым будет достигнуто согласие между большинством политических сил общества.
Понятие «национальная безопасность» находится в тесной взаимосвязи с «конституционной безопасностью», однако является гораздо более содержательным. Т. Э. Шуберт определяет конституционную безопасность как «прежде всего, обеспечение защиты основ конституционного строя, которые включают в себя нормы Конституции, регламентирующие исходные начала системы права, важнейшие принципы статуса и деятельности содействие государству в обеспечении субъектов конституционно-правовых отношений, позволяющие определять и развивать институты и направления конституционного законодательства »25. Рассматриваемые понятия выступают по отношению друг к другу как часть и целое. Если конституционная безопасность обеспечивает охрану юридической конституции, то национальная — фактической конституции страны. Конституционная безопасность подразумевает, например, защиту такой гуманистической основы конституционного строя, как человек, его права и свободы, являющиеся его высшей ценностью. С точки зрения национальной безопасности этот вопрос рассматривается глубже, затрагивая такие аспекты, как рост смертности, падение рождаемости, ухудшение нравственного и физического здоровья нации.
Конституционный строй только тогда может быть стабильным и создающим базу для эффективного функционирования государства развития общества, реализации человеком своих прав и свобод, когда существует выработанная и обеспеченная система его гарантий. Ключевое значение здесь имеет система национальной безопасности, которую необходимо рассматривать как основную гарантию конституционного строя. Кроме того, к таковым относятся: 1) установленные Уголовным кодексом РФ нормы, предусматривающие ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства; 2) судебный конституционный контроль; 3) деятельность органов государственной власти по охране и защите конституционного строя; 4) хотя законодательством РФ прямо не предусматривается право граждан на оказание сопротивления узурпации власти, попытке силой или принуждением устранить конституционный строй, оно следует из ч. 1 ст. з Конституции РФ.
Конституционная безопасность является частью ее национальной и государственной безопасности. B самом общем виде под конституционной безопасною РФ следует понимать состояние защищенности ее конституционного строя от угроз различного характера. Т.Э. Шуберт под конституционной безопасностью понимает "состояние защищенности основ конституционного строя от внутренних и внешних угроз, которые включают в себя нормы Конституции, определяющие исходные начала системы права, важнейшие принципы статуса и деятельности субъектов конституционно-правовых отношений, позволяющие определять и развивать институты и направления конституционного законодательства. Конституционная безопасность включает в себя качество законодательства, регулирующего вопросы безопасности. правоприменения в сфере безопасности и систему органов, ее обеспечивающих.
К основным направлениям обеспечения конституционной безопасности Российской Федерации относятся:
укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления;
обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной власти жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы РФ;
обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации;
разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России; выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересах;
совершенствование механизма, препятствующих) созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, пресечение их деятельности. То есть в данном случае можно говорить о конституционной безопасности как о "внутренней безопасности" государства, предполагающей состояние защищенности основ конституционного строя страны от угроз, носящих преимущественно внутренний характер, и при этом обеспечивающей стабильное, поступательное развитие личности, общества и государства.
- 1. Понятие «безопасность» и историческая эволюция взглядов на определение его содержания
- 2. Безопасность социальных систем как интегрирующая форма учета интересов
- 3. Понятие «национальные интересы», его содержание и структура
- 4. Национальные интересы России на современном этапе исторического развития
- 5. Понятие «национальная безопасность»: содержание и структура
- 6. Национальная безопасность России: современные подходы к определению содержания и их институциональное закрепление
- 7. Характеристика современных угроз национальной безопасности России.
- 8. Понятие обеспечения безопасности. Система обеспечения национальной безопасности России и ее основные элементы
- 9. Конституционные основы обеспечения национальной безопасности.
- 10. Основные субъекты обеспечения национальной безопасности.
- 11. Экономическая безопасность: содержание и место в структуре национальной безопасности (нб).
- 12. Обеспечение эб как составная часть системы обеспечения нац-й безоп-ти России.
- 13. Институциональная основа обеспечения национальной экономической безопасности (нэб) России.
- 14. Субъекты обеспечения нэб России.
- 15. Основные критерии нэб и проблемы их определения.
- 16. Проблема определения индикаторов и пороговых значений национальной экономической безопасности.
- 17. Характеристика современных угроз национальной экономической безопасности России.
- 18. Криминализация экономических отношений как угроза национальной экономической безопасности.
- 19. Характеристика криминальной ситуации в сфере экономики в современной России.
- 21. Коррупция как фактор и проявление криминализации экономики
- 23. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, как угроза национальной экономической безопасности
- 24. Правовая основа противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 25. Банк России в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансир терроризма (не совсем то, нужно посмотреть в нете на сайте банка России)
- 26. Федеральная служба по финансовому мониторингу в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 28. Институциональные проблемы совершенствования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
- 29. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств как фактор нэб.
- 30. Конкурентоспособность отечественной экономики как фактор нэб.
- 31. Финансовая безопасность в структуре нэб
- 32. Критерии, индикаторы и пороговые значения фб.
- 33. Характеристика современных угроз национальной финансовой безопасности России.
- 34. Совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля как фактор укрепления финансовой безопасности
- 35. Налоговое состояние нэб.
- 36. Критерии и угрозы налоговой безопасности России.
- 38. Основные направления налоговой реформы в контексте обеспечения национальной налоговой безопасности (по сост. На 2004год)
- 40. Совершенствование налогового администрирования как фактор укрепления национальной налоговой безопасности
- 41. Бюджетная безопасность в структуре национальной экономической безопасности.
- 42. Критерии, индикаторы и пороговые значения бюджетной безопасности.
- 43. Характеристика современных угроз бюджетной безопасности России. (что-н сочинить на основе этого)
- 44. Обеспечение «вертикальной» сбалансированности бюджетной системы рф как фактор укрепления бюджетной безопасности.
- 45. Проблема «горизонтальной» сбалансированности бюджетов в контексте обеспечения бюджетной безопасности.
- 46. Повышение эффективности бюджетных расходов как необходимое условие и фактор обеспечения бюджетной безопасности.
- 47. Проведение бюджетного контроля (бк) направлено на соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством своих функций и задач.
- 48. Безопасность денежно-кредитной системы в структуре нэб.
- 49.Критерии и угрозы безопасности денежно-кредитной системы.
- 50. Денежно-кредитная политика как инструмент обеспечения национальной экономической безопасности.
- 51. Безопасность реального сектора экономики.
- 52. Региональная эконом безоп-ть в структуре нэб
- 53. Проблемы экономической безопасности хозяйствующих субъектов.
- 54 Проблемы экономической безопасности личности