84. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса. Стадии, чтения федерального бюджета.
Бюджетный процесс — это составление, рассмотрение, утверждение и исполнение всех видов государственного бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в силу его важности как экономического инструмента. Этапы бюджетного процесса можно представить следующим образом:
Этапы бюджетного процесса
Составление -> Рассмотрение -> Утверждение -> Исполнение
Бюджетный процесс согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Составная часть бюджетного процесса — бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и это время называется бюджетным периодом, то есть это время, в течение которого длится бюджетный процесс.
Финансовый год — это время, в течение которого обязательно исполнение госбюджета, имеющего силу закона.
Участниками бюджетного процесса в государстве выступают:
глава государства;
органы законодательной власти;
органы исполнительной власти;
органы денежно-кредитного регулирования;
органы государственного и местного финансового контроля;
государственные внебюджетные фонды;
главные распорядители бюджетных средств.
Для бюджетного процесса важно понятие финансового года. Финансовый год может совпадать с календарным (с 1 января по 31 декабря), но в целом ряде стран его начало сдвинуто на 1 марта или на 1 апреля.
Первая стадия бюджетного процесса
Первая стадия — составление проекта бюджета. Ему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов,
Вторая стадия — рассмотрение и утверждение бюджета.
Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год — до 1 августа.
Третья стадия бюджетного процесса
Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл.24, 25).
Четвертая стадия бюджетного процесса
Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.
В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).
Бюджетный кодекс РФ закрепил положение о том, что ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.
- 2 Сущность инфляции.
- 2.1 Марксистская теория
- 2.2 Кейнсианская теория инфляции
- 2.3 Монетаристская теория инфляции
- 2.4 Теория адаптивных ожиданий
- Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:
- 1. Инфляция спроса
- 2. Инфляция предложения (издержек)
- Влияние инфляции на национальную экономику и международные экономические отношения.
- Денежные реформы: причины проведения, виды.
- Валютные отношения. Элементы валютной системы.
- Бреттон-Вудская валютная система.
- Ямайская валютная система.
- Необходимость, сущность, принципы кредита.
- Взаимосвязь кредита и денег.
- Сущность и экономическая роль ссудного процента. Норма ссудного процента.
- Коммерческий кредит.
- Банковский кредит: его особенности, виды.
- Потребительский кредит: необходимость и возможность существования.
- Государственный кредит. Особенности государственных займов рф.
- Международный кредит: особенности, виды.
- Возникновение и развитие банков. Правовые основы деятельности банков.
- Роль и значение банковской системы в экономике. Особенности банковской системы России.
- Типы построения банковских систем: одноуровневые и двухуровневые.
- Виды банковских систем. Американская банковская система. Европейская банковская система.
- Структура и операции Федеральной резервной системы
- Формы организации центральных банков. Центральный банк страны (не только России).
- Правовой статус и цели деятельности Центрального банка России. Функции Банка России.
- Значение и функции коммерческих банков в условиях рыночной экономики.
- Сущность и функции финансов.
- Финансовая система рф и ее основные звенья.
- Финансовая политика, цели, задачи, содержание.
- Управление финансами.
- Общая характеристика государственных финансов.
- Внебюджетные фонды. Цель их создания, задачи, классификация.
- Социальные внебюджетные фонды. Фонд социального страхования.
- Социальные внебюджетные фонды. Фонд обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование.
- Сущность, значение и формы государственного кредита.
- Основной капитал предприятия. Сущность, формирование, проблемы инвестиций.
- Оборотный капитал предприятия. Сущность, структура, формирование.
- Управление оборотным капиталом предприятия.
- Затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Методы управления себестоимостью.
- Денежные доходы предприятий и финансовые результаты их хозяйственной деятельности.
- Финансовое планирование на предприятиях.
- Роль финансового рынка в перераспределении финансовых ресурсов. Фондовая биржа, общие понятия.
- Виды ценных бумаг и их характеристика.
- 68,69. Бюджет как экономическая категория, его функции. Экономическая, социальная и политическая роль бюджета.
- 70.Бюджетная система рф, ее роль в реализации финансовой политики государства. Принципы бюджетной системы России.
- 71.Экономическое содержание доходов бюджета. Закреплённые доходы бюджета.
- 72.Собственные доходы бюджетов и их экономическое содержание
- 73 Финансовая помощь и безвозмездные перечисления. Фффпр (федеральный фонд финансовой поддержки регионов) федерального бюджета.
- 74. Сущность и функции налогов. Их классификация. Прямые и косвенные налоги. Налоговый механизм.
- 75. Проблемы налогообложения и понятие налоговой политики.
- 76. Налоговый контроль: сущность, принципы, классификация. Виды налогового контроля. Классификация проверок, осуществляемых налоговыми органами
- 78. Основные участки работы налоговых органов. Постановка и снятие налогоплательщиков с учёта в налоговых органах. Инн, кпп.
- 79. Прямые налоги. Косвенные налоги. Налоги – основной источник доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации.
- 80. Разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы России. Доходы и расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
- 81. Расходы бюджетов, их группировка и связь с функциями государства. Расходы бюджетов на управление, их структура и назначение.
- 82. Расходы бюджетов на финансирование хозяйства, их структура и назначение.
- 83. Расходы бюджетов на социально-культурные нужды, их структура и назначение.
- 84. Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса. Стадии, чтения федерального бюджета.
- 85. Бюджетный процесс. Бюджетный процесс на уровне субъекта федерации (на примере Свердловской области)