logo search
ГОСЫ-ОтВЕТы

1. Теории денег.

Ранний металлизм возник в Англии в XVI-XVII вв. Одним из основателей металлич. теории был У. Стэффорд, развили теорию Т. Мэн, Антуан де Монкретьен. Для раннего металлизма: харак-но отождествл-е богатства общ-ва с драг.металлами, кот. приписывалось выпол-е всех фун-ий денег. В этом был ее недостаток, т.к. богат-во общ-ва заключ-ся не только в золоте, а во всей совок-ти матер. и духовн.благ, созд-ых трудом. Во 2-й половине XIX в. металлизм приобрел актуальн-ть. Сторонниками яв-сь К. Книс, У. Джевонс, Дж.Милль, Вагнер, А.Маршалл. Книс усовершенств-л теории данных Me. В кач-ве денег он рассмат-л не только золото, но и банкноты ЦБ, разменные на него. К. Книс против бум. денег, не размен-х на металл. 2) Номиналистич.теория (XVII—XVIII вв), появилась когда ден. обращ-е было наполнено неполноцен. монетами. Представители раннего номинализма (теории бумаж.денег): Джордж Беркли и Джеймс Стюарт. В основе теории: отождествл-е денег с символом гос.власти и идеальной ден.ед-цей; отказ от важн-ших фун-ий денег; ст-ть денег опред-ся их номиналом. 3)Кейнсианская (1929 - 1933): Мотивы спроса на деньги: 1)трансакционный (потреб-ть в деньгах д/совершения тек.платежей); 2) мотив предосторож-ти (потреб-ть в деньгах д/осущ-я непредвид-х плат-ей); 3) спекулят-ый (спрос на деньги как на им-во). Первым экономистом, обратившим вним-е на важ-ть нормы % в вопросе ден.обращ-я, был Дж. М. Кейнс. 4) Монетаризм 1й представитель: Дж Энджелл (выводы): скорость обращ-я денег, исчисленная на основе ден.агрегата М1, яв-ся в с/ср. плане стабильн. велич-ой, в д/ср. – опред-ся специализацией прва; колебания нац.дохода совпадают с колеб-ми ден. массы =>стабилизация НД и личн.дох-ов д. обеспеч-ся стабилизацией ден.предлож-я; % ставки не играют в эк-ке существен. роли и не м. сравнив-ся с НД, уровнем ; ∆-е Vа ден.предлож-я не влияет на пок-ли эк акт-ти. К. Варбюртон: де­н. пол-ка более эфф-на, поскольку рост кол-ва денег влияет на V ВВП. Выводы: 1) рост НД не достиг-ся увелич-ем гос.расх-ов: 2) пол-ка, обеспеч-щая рост ден. массы в соотв-ии с возрастающими потреб-ми в деньгах, яв-ся глав.усл-ем достиж-я высок. ур-ня НД и занят-ти. Современ. монетаристы внесли ряд новых моментов в количеств. теорию денег своих предшествен-ков: 1) рын.сис-ма сама по себе не яв-ся источ-ом экон.потрясений, она саморегулируема и устойчива. 2)признают необх-мым учит-ть изм-я скорости обращ-я ден.ед-цы; 3) отказались от усл-я постоянства тов.массы при анализе длит.периодов; 4) динамика ден.массы имеет первостепен.знач-е д/объясн-я колеба-й в процессе воспроизв-ва. 5) ден.-кред.политика имеет решающее знач-е в развитии эк-ки.

2. Сущ-ть и ф-ции финансов, их роль в системе денежн. отношений рын. хоз-ва. Финансы - эк. категория, функционир-ая в разл-х обществ-экономич. формациях. Они имеют абстрактную, единую сущн-ть во всех формациях, но принцип-но иное содер-е в каждой из них. Сущн-ть Ф-в, их роль в общес-м воспр-ве опр-ся эк строем общ-ва, природой и ф-ми гос-ва. Исторически 1-е фин-е отнош-я возникли с раздел-м общ-ва на классы и появл-м гос-ва. В рабовл-м и феод. строе Ф играли незначит. роль в формир-ии дох-в гос-ва, т.к господствовали натур. отнош-я (доходы: дань, натур. подати, сборы). Отлич-ой особ-ю Ф был их частный хар-р (казна гос-ва была и казной главы гос-ва). С развит-м капиталистич. способа пр-ва дох. и расх. гос-ва были отделены от казны государя (стали собирать налоги в ден.форме). В русс.яз. этот термин пришел в 18 в. и употреб-лся как синоним понятию «казна». В основе Ф-в лежит движение денег, т.е. мат. основой Ф-сов яв-ся формир., распредел. и использ-е фонда ден. ср-в. гос-ва в целях выполн-я его ф-ций и децентрал-х фондов ден.ср-в хоз-х суб-тов и д/хозяйств с целью обеспеч-я расшир. пр-ва. К централ-м фин-сам отн-ся: гос.бюд-т (всех уровней), гос.внебюдж-е фонды, такие как ПФ, ФСС,ФОМС. К децентрал-м ф-м: уставн. капитал, амортизац. фонд, фонд оборотн. ср-в, фонд кап.вложений. Гл. матер-ным источником ден. дох-в и фондов служит нац.дох. страны, т.е. вновь созд-я стоим-ть или стоим-ть ВВП за вычетом потребл-х в процессе пр-ва орудий и ср-тв пр-ва. С учетом разм-в нац.дох-а опр-ся пропорции развития эк-ки и ее струк-ра. Ф. отражают уровень развития произв-ых сил; состояния эк-ки страны. В условиях пост. эк.роста, увелич-я ВВП и нац.дох-а Ф-сы хар-ся устойчивостью и стабильн-ю, стимулируют дальн-шее развитие пр-ва и повыш-е уровня жизни граждан. Сущ-ть любой эк-й категории проявл-ся в выполняемых ею ф-циях. Ф-ции денег: ср-во платежа, ср-во накопл-я, мера стоим-ти, мировые деньги, ср-во обращ-я. Ф-ции фин-сов: распред-я, контр-я, регул-я. Категории ф-сы и деньги отождествлять нельзя. Виды ден-х отн-ний: 1.взаимоотнош-я м/у хоз-ми субъектами. 2.м/у п/п и фин-ой системой т.е бюд.всех уровней и внебюд.фондами. 3.м/у п/п и вышестоящими струк-ми. 4.м/у разл-ми звеньями бюджет-ой системы. 5.м/у п/п и их работниками. 6.м/у фин-ой системой и населением. Ф-ции Ф-сов: 1)распределит.-распр-ние ст-ти произв-го общ. продукта, формир-ние у суб-тов хозяйств-я дох-в и накопл-й, создание фондов ден.ср-в. Возникает необх-ть перераспр-я созданного продукта. Она связана с: 1.наличием непроизв-ой сферы, в ней продукт не создается (образование, здравоохр.); 2.с дифференциацией дох-в разл. групп населения, 3.с неравном-тью развития отд. терр-рий и отраслей. На уровне хозяйствующ. суб-тов распред.ф-ция проявл-ся ч/з распредел-ние выручки. Часть выр-ки направл-ся на возмещ. израсход-ных ср-в пр-ва, часть на опл. труда и отчисл-я на соц.нужды. Оставшаяся часть выр-ки это прибыль, кот-я также распредел-ся на упл. налога на прибыль в бюд-т, на капит. вложения и на др. цели расшир-го пр-ва. 2)контрольн.–проявл-ся в ходе распредел. ВВП по соотв. фондам и представляет контроль за правильн-ю осущ-ния этого распред-я. Ф-ция проявл-ся в ходе расход-я ср-в по целев. назнач-ю. Формой проявл-я этой ф-ции явл. фин.контроль на макро и на микро уровне. Он м/осущ. со стороны органов гос.власти, внутри хоз-щих суб-тов, со стороны банков и др. кредитн., страх.учрежд-й. 3)регулирующ.–воздействие гос-ва на эк.развитие(ч/з гос. расходы, налоги, кредит). Гос-во регулирует ценообр-е только в отд-х случаях и на отд. ТРУ, тарифы, амортиз. политику. Хотя ф-сы отн-ся к базисн. категории, они во многом зависят от проводимой Правит-ом политики.

3.Фин. система страны, ее звенья. Фин. сис-ма(ФС) – совок-ть сфер фин. отн-ий, в процессе к-х формир-ся и использ-ся фонды ден. ср-в. ФС подразд. на сферу централ-ных Ф-в (гос. или публичные) и децентр. (орг-й, дом. хоз-в, негос. частн. Ф-сы). Централиз. Ф-сы (гос.Ф-сы): БС, ГВФ, гос. кредит, фонды имущ. и личн. стр-я. БС-сов-ть бюдж-в всех уровней и бюдж-в ГВФ,регулируемая нормами права и основыв. на эк. отн-х. Фин ресурсы БС находятся в гос соб-сти или соб-сти ОМСУ. 3 уровня бюдж. сист-ы: ФБ, Б-т S-в РФ, местные Б-ы. ФБ разраб. и приним. в форме ФЗ, S-в – законов S-в РФ, местные Б-ты – в соотв с пр. актами представительных ОМСУ либо в соотв. с уставами мун. образ-ний. Б-ты состоят из доход-х и расходных частей. В доход. части выделяют нал. и неналог. доходы. ГВФ– основ-е по размерам и знач-ю – ПФ, ФСС, ФОМС. Они имеют цел. назнач-е, что гарантирует исп-е ср-в в полн. Vе. Источники формир-я ГВФ: страх-е взносы, ср-ва ФБ, добровол. взносы юр. и физ. лиц. Ср-ва направл-ся на выплату всех видов пенсий, пособий по времен. нетрудосп-сти, пособия на детей до 1,5 года, единовр. пособий на рождение ребенка, из ФОМС – на оплату мед. услуг населению, на содерж-е самого фонда, на реал-цию программы здравоохр-ия. Гос. кредит- обслуж-ет функционир-е и исп-е ср-в Б-та и внебюдж. фондов. Он выступает как: способ фин-я дефицита Б-та, ср-во покрытия време-го недостатка. От Ф-в отлич-ся тем, что носит добровол. хар-р и хар-тся признаками платности и возвратности. От др. классич. видов кредита отлич. тем, что при предоставл. банк. кредита в кач-ве обеспеч-я выступают конкретн. ценности, а при гос. кредите – обеспеч-ем яв-ся имущ-во, находящ-ся в соб-сти того или иного органа власти; фед. заимствования не имеют конкретн. цел. хар-ра. Гос. кредит представл. собой ден. отн-я м/у гос-вом, муниципалитетами, от имени к-х выступают органы исп. власти фед. уровня, S-в Федерации, ОМСУ, с 1 стороны, и юр и физ лицами, иностр. гос-вами, м/ун фин орг-ми с др. стороны по поводу получ-я займов, предостав-я кредита или гарантий. Гос-во может выступать в кач-ве заемщика, кредитора или гаранта. Фонды имущ. и личн. стр-я – обеспеч-ют возмещ-е убытков от стихийн. бедствий и несч. случаев, а также способствуют их предупреж-ю. Отрасли страх-я: личн., имущ., страх-е ответ-ти. Фонды стр-я могут создаваться в добровол. и обяз. порядке. Децентрализ. Ф-сы: Ф дом. хоз-в – ден. отн-я м/у гражданами, совместно ведущие общее хоз-во. Представл. совок-ть ден. ср-в граждан, к-ми они располагают д/удовлетвор-я личн. и семейн. потр-стей. Доходы дом.хоз-в вкл.: опл. труда членов семьи; гос. пенсии, пособия, стипендии и др. соц. трансферты, доходы от предпр. деят-ти, дох. от личн. имущ-ва, от кредитно-фин. операций. Расх.: потребит. расходы (покупка потребит. товаров длит. польз-ния, оплата услуг); налоги, обяз. платежи, добровольн. взносы; ден. накопл-я и сбереж-я. Ф-сы орг-ий – явл-ся самост. хоз-щими субъ-ми, юр. лицами, создан-ми в порядке, устан-ом зак-вом д/произв-ва ТРУ в целях удовлетв. потребностей. Это исх. звено фин. системы, т. к. в нем создается совок. доход и весь ВВП. От него зависит устойч-ть всей фин. сист. Разгранич-ют Ф-сы: коммерч. орг-ий, некоммерч. орг-ий, гос/мун. орг-ий, обществ. орг-ий. Негос. частные фонды: негос. ПФ, фонды добровольн. мед. страх., коммерч. и страх. орг-и.

Билет №9