Сущность и роль малого бизнеса в национальной экономике
Малый бизнес чаще всего реализуется как личное товарное производство и промыслы, а также как индивидуальное творчество. Основная характеристика малого бизнеса – относительно небольшой размер предприятий и организаций, однако идентификационные и оценочные параметры малых предприятий различаются в разных странах при наличии ряда базовых характеристик [9].
Практически в каждой стране существует свое понятие предприятий малого и среднего бизнеса. Основой для определений могут служить один или несколько критериев. В качестве одного критерия может выступать, например, число занятых на предприятии (как в Великобритании, Словацкой Республике, Мексике, Греции), или максимальная величина дохода, который получает компания. В некоторых странах определение малых и средних предприятий базируется на двух критерия одновременно: на числе занятых и на обороте компании (как в Португалии) [7].
В Европейском Союзе (ЕС) на наднациональном уровне основой для правового определения малых и средних предприятий служит Рекомендация Комиссии Европейских сообществ 2003/361/EC для определения микропредприятий, малых и средних предприятий, согласно которой компания относится к сфере малого и среднего бизнеса, если ее показатели не превышают установленных максимальных пороговых значений числа занятых и либо годового итога баланса, либо годового оборота компании. Кроме того, учитывается также степень независимости компании, чтобы исключить более зависимые с экономической точки зрения предприятия, связанные с какой-либо крупной фирмой или группой, из программ поддержки малых и средних предприятий.
Субъекты малого и среднего предпринимательства подразделяются на три категории: микропредприятия, малые и средние предприятия. Для отнесения предприятий к той или иной группе учитывается соответствие их показателей предельно допустимым значениям критерия средней численности работников, а также одного из финансовых критериев, выручки или балансовой стоимости активов, при обязательном соблюдении ограничений на структуру капитала малых и средних предприятий. Данное определение в целом соответствует мировому опыту, в частности, европейскому, и основывается на критериях, которые признаны важнейшими для определения малых и средних предприятий во многих странах: числе занятых, финансовых показателях и степени независимости.
На сегодняшний день основной правовой документ, регламентирующий правоотношения в России между юридическими, физическими лицами. органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, — Федеральный закон
N209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В соответствии с данным Законом (ст. 4) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным условиям. (см таблица 1.)
Основные значения критериев, определяющих субъектов малого и среднего предпринимательства в ЕС и РФ представлены в таблице 1.
Таблица 1
- Оглавление
- Глава 2. Сравнительная характеристика условий и программ
- Глава 3. Совершенствование кредитования малого бизнеса.…………….….41
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты кредитования малого бизнеса в России
- Сущность и роль малого бизнеса в национальной экономике
- Сравнительная таблица критериев, определяющих субъектов малого и среднего предпринимательства в Европейском Союзе и в Российской Федерации
- Показатели деятельности малых предприятий
- Особенности и современное состояние системы кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
- Особенности процесса кредитования малых предприятий
- Особенности процесса кредитования малых предприятий
- 1.4. Виды кредитов для малого бизнеса
- Глава 2. Сравнительная характеристика условий и программ
- Условия кредитования малого бизнеса коммерческими банками в условиях финансового кризиса
- Кредитование малого бизнеса российскими банками до финансового кризиса (на 1 августа 2008 г.)
- Условия для получения кредитов предприятиями малого и среднего предпринимательства в сумме 10 млн руб. В условиях финансового кризиса (на 1 марта 2009 г.)
- Банки по объему выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2010 году
- Особенности деятельности крупных московских (федеральных) и региональных банков
- Сравнительный анализ условий и программ кредитования малого бизнеса на примере «Промсвязьбанка» и банка «Уралсиб»
- Глава 3. Совершенствование кредитования малого бизнеса
- 3.1. Проблемы кредитования малого бизнеса
- Пути решения проблем кредитования малого бизнеса.
- Заключение
- Библиография
- Казаков м. Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса. Http://www.Credits.Ru