Государственная и муниципальная собственность
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации (РФ), субъектов РФ, муниципальных образований.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Таким образом, имеет место многообразие форм собственности.
Государственной собственностью в РФ является:
1) имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, — федеральная собственность;
2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ, — собственность субъектов РФ;
3) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.
Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в финансовых отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.
От имени Российской Федерации и субъектов РФ органы государственной власти в рамках их компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
От имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут приобретать и осуществлять финансовые и другие права и обязанности.
По специальному поручению при принятии финансовых и других решений от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на право хозяйственного ведения или оперативного управления. Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну субъекта РФ,
Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Средства местного бюджета и другое муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц, то есть приватизировано.
Имущество, находящееся в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Если в общей собственности определяется доля каждого из собственников, то собственность будет долевой. Общая собственность без определения таких долей — совместная. Обычно общая собственность на имущество является долевой. Участники долевой собственности по соглашению могут устанавливать порядок определения и изменения долей в зависимости от вклада каждого из них в образование и приращение общего имущества.
Участники общей долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю. Важно, что для участника долевой собственности законом предусмотрено право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Каждый долевой собственник участвует соразмерно со своей долей в уплате налогов, сборов и других платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. Долевые собственники имеют преимущественное право покупки продаваемой доли одним из участников по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях.
Право хозяйственного ведения позволяет владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государственного или муниципального унитарного предприятия в определенных пределах. Собственник такого имущества решает вопросы создания, реорганизации и ликвидации предприятия, определяет предметы и цели его деятельности, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за целевым использованием и сохранностью имущества. Финансовый аспект взаимоотношений состоит в том, что собственник может получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Финансовые особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены отсутствием права собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не распределяется на вклады или долевые участия работников.
Управление унитарным предприятием осуществляет руководитель, назначаемый собственником, либо орган, уполномоченный собственником и подотчетный ему. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Решение о создании унитарного предприятия, основанного на праве государственного или муниципального хозяйственного ведения, принимается соответственно уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, который утверждает его устав и устанавливает размер уставного и резервного фондов. Уставный капитал полностью подлежит оплате собственником на момент регистрации унитарного предприятия. Предприятие несет ответственность перед собственником и кредиторами за соответствие величины уставного капитала размеру чистых активов. Уменьшение уставного капитала производится в том случае, когда размер чистых активов становится меньше уставного капитала. О предстоящем уменьшении уставного фонда ставятся в известность кредиторы предприятия, которые могут потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств должником, а также возмещения убытков.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Часть прибыли от использования имущества принадлежит собственнику. Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйственное ведение, сдачу его в аренду, использование в качестве предмета залога, внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, а также другие ограничения на распоряжение имуществом без согласия собственника.
Право оперативного управления осуществляется унитарным предприятием, являющимся федеральным казенным предприятием, созданным по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Реорганизация или ликвидация казенного предприятия осуществляется только по решению Правительства РФ.
Руководитель казенного предприятия распоряжается имуществом только с согласия собственника. Собственник может выделять финансовые ресурсы для приобретения казенным предприятием имущества, которое также не может быть впоследствии отчуждено без согласия собственника. Собственник определяет порядок распределения доходов. Произведенная продукция может реализовываться казенным предприятием самостоятельно, если собственник не установил какие-то ограничения, связанные, к примеру, с выполнением государственного заказа или договорных обязательств.
Производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития предприятия.
Уполномоченный орган ежегодно на основании выявляемой им потребности в продукции, работах и услугах, производимых предприятием с целью обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до предприятия обязательный для исполнения и согласованный с Минэкономики РФ и Минфином РФ план-заказ с учетом плана развития предприятия.
Продукция, работы и услуги, произведенные в соответствии с планом-заказом, на которые в соответствии с действующим законодательством не применяется государственное регулирование цен и тарифов, реализуются по ценам или тарифам, устанавливаемым уполномоченным органом. Принцип и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, условия и периодичность их корректировки устанавливаются Минэкономики РФ и Минфином РФ с участием уполномоченного органа. Продукция, работы и услуги, произведенные в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуются по ценам или тарифам, устанавливаемым предприятием самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — по государственным ценам.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов казенного предприятия являются: имущество, переданное ему собственником для ведения производственной и финансово-хозяйственной деятельности; денежные и другие средства, полученные за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; средства, выделенные из федерального бюджета, и средства внебюджетных фондов.
Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития предприятия, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подготовке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляется за счет доходов от реализации продукции, работ и услуг. При их недостаточности предприятию выделяются средства из федерального, бюджета. Эти средства на финансирование предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Минэкономики РФ и Минфина РФ, подготовленному на основании обращения уполномоченного органа. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом министерствам сведений об их расходовании и общих результатах финансовой деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.
Прибыль от реализации продукции, работ и услуг, произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной ему самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития предприятия и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом.
Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на перечисленные выше цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.
Казенное предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований, а также амортизационных отчислениях.
Казенное предприятие может получать кредиты на выполнение уставных целей под гарантии Правительства РФ. Самостоятельное использование полученных им доходов допускается только в порядке и объемах, согласованных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Директор казенного предприятия распоряжается имуществом, включая сдачу его в аренду, передачу во временное пользование, только с согласия Мингосимущества РФ.
Предпринимательские риски казенного предприятия минимизированы благодаря непосредственному участию государства в решении многих финансовых вопросов.
- А.А. Горшков Государственные и муниципальные финансы
- Методическое пособие утверждено _____________________________
- Введение.
- Тема 1. Основы государственных и муниципальных финансов Российской Федерации.
- 1. Государственный и муниципальный сектор экономики.
- Государственная и муниципальная собственность
- 2. Сущность и функции государственных и муниципальных финансов. Сущность государственных и муниципальных финансов
- Состав государственных и муниципальных финансов
- Функции государственных и муниципальных финансов
- Принципы и роль государственных и муниципальных финансов
- 3. Государственная финансовая политика. Основные направления финансовой политики
- Механизм реализации финансовой политики
- Контрольные вопросы
- Тема 2 Бюджетная система Российской Федерации.
- Бюджетный кодекс — правовая основа бюджетной системы
- Принципы построения бюджетной системы
- Функционирование бюджетной системы России
- Общие принципы бюджетной классификации
- Бюджетная классификация
- Бюджетная классификация доходов
- Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
- Классификация видов государственных долгов
- Структура доходов бюджета
- Доходы федерального бюджета
- Доходы бюджетов субъектов рф
- Доходы местных бюджетов
- Содержание расходов бюджета
- Разграничение бюджетных полномочий в сфере финансирования
- Сбалансированность бюджетов. Дефицит. Профицит
- Источники финансирования дефицита бюджета
- Тема 3. Межбюджетные отношения в Российской Федерации.
- 1. Содержание межбюджетных отношений
- 2. Бюджетный федерализм Основы бюджетного федерализма
- Региональная и государственная национальная политика рф
- 3. Бюджетный процесс в Российской Федерации
- Корректировка бюджета
- Исполнение бюджета
- 4. Государственные внебюджетные фонды. Сущность, функции, роль и задачи государственных внебюджетных фондов
- Формирование Пенсионного фонда рф
- Индивидуальный персонифицированный учет
- Реформирование пенсионной системы
- Федеральный фонд социального страхования рф
- Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования рф.
- Государственный фонд занятости населения рф.
- Порядок распределения средств и бюджет фонда
- Тема 4. Государственный и муниципальный кредит.
- Классификация государственного кредита
- Государственный кредит
- Кредиторская задолженность предприятий перед бюджетами и ее реструктуризация
- Межгосударственный кредит
- Классификация долга
- Тема 5. Налоги и другие обязательные платежи как основа исполнения доходной части бюджетов всех уровней.
- Налогоплательщики и элементы налогообложения
- Налоговый контроль
- Виды налоговых правонарушений.
- Налоговый кодекс как правовая основа функционирования налоговой системы рф
- 2. Таможенные пошлины. Таможенный тариф и виды таможенных пошлин
- Таможенная стоимость товара
- Преференции
- Тема 6. Полномочия органов власти в сфере финансов.
- Полномочия участников бюджетного процесса
- 2. Исполнительные функции органов государственной власти и органов местного самоуправления. Федеральный орган исполнительной власти
- Полномочия Федерального казначейства
- Федеральный бюджет
- Бюджетополучатели
- 3. Кассовое исполнение бюджета. Функция Центрального банка рф
- Расчетно-кассовое обслуживание счетов органов Федерального казначейства
- 4. Государственный и муниципальный финансовый контроль. Формы и органы контроля
- Государственный финансовый контроль
- Тема 7. Финансы государственных и муниципальных социальных услуг.
- 1. Социальная политика. Финансирование социального обеспечения и социальной помощи. Задачи и принципы социальной политики
- Система социальной защиты: этапы формирования и модели
- Социальные фонды и программы предприятий
- Социальные фонды: функции и факторы
- Социальные фонды предприятия
- Система социального партнерства
- 2. Финансирование социальных услуг и их норматива. Современное состояние социальных услуг в рф
- Финансирование услуг в сфере образования и здравоохранения
- Государственные минимальные социальные стандарты
- Социальные стандарты субъектов рф и муниципальных образований
- 3. Государственный материальный резерв. Федеральные государственные нужды. Государственный материальный резерв
- Механизм финансирования государственных нужд
- Некоторые понятия и термины
- Контрольные вопросы по курсу.
- Литература.