logo search
экзамен по Тишаеву Warehouse (1)

6. Национальная безопасность России: современные подходы к определению содержания и их институциональное закрепление

В начале XXI века проблема без­опасности приобрела для Россий­ской Федерации особую актуаль­ность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими из­менениями в мире, произошедши­ми в результате распада СССР, и определением нового места России в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике. Нельзя сказать, что вопрос обеспечения безопасности возник для России именно сейчас. Вряд ли можно согласиться ем Ю. В. Голоса, что «до1991 года проблемы безопасности; даже как проблемы выживаем, у нас не су­ществовало». Еще К Маркс писал, что «безопасность есть высшее социальное понятие …..С ним соглашается А. Д Градовский: «...государство, не дающее гражданам ничего, даже безопасности, несомненно, вызовет сначала равнодушие, потом враж­ду народа; оно разложился и по­гибнет или от внешнего врага, под­держиваемого апатией масс, или от внутренних раздоров».

Существуют разные подходы к пониманию национальной безопасности РФ. О.А. Бельков определяет национальную безопасность как "состояние, тенден­ции развития (в том числе латентные) и условия жиз­недеятельности нации как государственно-территори­альной общности людей, гарантирующие, несмотря на их наличие и действие неблагоприятных факторов, ее выживание, свободное, независимое функционирова­ние при сохранении своих фундаментальных ценнос­тей и основных институтов и процветание.

Н.Д. Матрусов определяет национальную безопас­ность как "достаточную по уровню и характеру защи­щенность национальных ресурсов и ценностей, а так­же государственных, общественных и личных интере­сов от внутренних и внешних угроз". А.В. Возжеников под термином "национальная безо­пасность" понимает состояние защищенности жизнен­но важных интересов личности, общества и государст­ва во всех сферах их жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей и угроз, характеризующееся та­ким положением страны, при котором обеспечивается ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать са­мостоятельным и полноправным субъектом междуна­родных правоотношений.

М.В. Александров определяет национальную безо­пасность как "совокупность факторов, обеспечиваю­щих жизнедеятельность государства в системе между­народных отношений, его способность отражать воз­никающие внешние угрозы и действовать в соответствии со своими национальными интереса­ми"10, т.е. по сути отождествляет ее с безопасностью государства.

Действительно, такой подход возможен. В между­народном праве термин "нация" используется как си­ноним слов "страна", "государство". Универсальная организация международного сотрудничества, членом которой является Российская Федерация, так и назы­вается "Организация Объединенных наций". С этой точки зрения национальная безопасность тождествен­на государственной безопасности. С другой стороны, в русском языке под словом "нация" может пониматься исторически сложившаяся устойчивая общность лю­дей, образующаяся в процессе формирования общ­ность их территорий, экономических связей, литера­турного языка, особенностей культуры и духовного облика. И с этой точки зрения, упомянутые термины уже нетождественны, равным образом, если речь за­ходит о государственных и национальных интересах. Речь не идет об их противопоставлении, наоборот, эти понятия взаимно дополняют друг друга. Национальные интересы Российской Федерации - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.