logo search
КСИБ Пособие2010

9. Глоссарий а

Автоматизированные информационные системы (АИС) - компьютеризованная система, предназначенная для сбора, обработки, хранения и накопления данных, их классификации и сортировки, исчисления, составления сводных данных, а также для поиска, транспортировки и извлечения данных с использованием вычислительной техники при минимальном вмешательстве человека.

Автономное учреждение -некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Администратор доходов бюджета – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным Кодексом РФ.

Администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета.

Активы - ценности, обладающие стоимостью и принадлежащие какому-либо лицу на правах собственности или переданные этому лицу в длительное пользование с правом последующего выкупа. Активами могут выступать машины и оборудование, здания, земля, запасы, финансовые инструменты, нематериальные ценности, в том числе интеллектуальная собственность и деловая репутация. Их общей характеристикой является право собственности, распростра­няющееся на них по закону или согласно контракту.

Аллокационная функция (Allocation function) - аллокационная функция государства связана с тем, что при ограниченных ресурсах, которые заняты в производстве экономических благ для удовлетворения практически неограниченных потребностей человека, необходимо определенную часть ресурсов распределять через альтернативные каналы для производства так называемых общественных благ (public goods).

Анализ влияния факторов (Impact analysis)- представляет изучение ближайших последствий процессов, происходящих в экономике.

Анализ затрат и выгод (результатов) (Cost-benefit analysis) -метод экономического анализа, заклю­чающийся в соизмерении общей суммы затрат (издержек) и результатов (благ) проектов, реализуемых в государственном секторе, в универсальной денежной форме. Данный анализ является фундаментальным в теории и практике государственных финансов и применяется как средство оценки государственных программ с целью определения их жизнеспособности, а также для выявления результатов (эффектов) от их реализации. Он имеет три разновидности: экономическая оценка; финансовая оценка; анализ эффективности по затратам. В анализе «затраты-выгоды» могут быть учтены факторы, не имеющие денежной оценки, а также внешние проявления, не охваченные рынком.

Б

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

База данных – набор необходимой информации, вводимой в компьютерную систему для ее последующего хранения, обновления и использования при анализе и расчетах.

Бюджетная дисциплина (Budgetary discipline) - один из основополагающих факторов эффективности бюджетного процесса, в соответствии с которым ко всем действиям и решениям, имеющим отношение к бюджету, применяются строгие правила, обязательные для выполнения всеми государственными чиновниками. Одно из таких правил гласит, что любые предлагаемые меры бюджетной политики должны рассматриваться и «взвешиваться» по отношению друг к другу в рамках процесса, устанавливающего бюджетные приоритеты с учетом ограни­чивающих макроэкономических факторов и прогноза бюджетных поступлений.

Бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Бюджетная классификация (classification Fiscal capacity) - система­тизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, определяемая природой государственного бюджета.

Бюджетное послание - стратегия построения государственного бюджета на очередной год, которая предполагается в форме послания президента страны перед началом бюджетного процесса.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетные полномочия - установленные Бюджетным Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ в целях исполнения бюджета по расходам (источникам финансирования дефицита бюджета).

Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

В

Ведомственная структура расходов бюджета – распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации;

Возврат (Drawback)-возвращение ошибочно, незаконно взысканных налогов пострадавшим лицам в результате обжалования решений налоговой администрации, а также ошибок, допущенных самими налогоплательщиками при заполнении декларации, перечислении денежных средств и др. Возврат налогов осуществляется и в случае действия определенных налоговых льгот или при двойном налогообложении. Например, при налогообложении внешнеэкономической деятельности этот термин обозначает возврат таможенных пошлин, обычно при реэкспорте товаров, облагаемых импортными пошлинами. Этот же термин применяется и к импортным компонентам, используемым при производстве изделий, в дальнейшем отправляемых на экспорт и подлежащих налогообложению.

Выплаты по социальному обеспечению \ (социальные выплаты) (Social security payments) -предусмотренные государственными программами социального обеспечения бюджетные (или внебюджетные) расходы в форме денежных выплат государства гражданам, нуждающимся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспечен­ностью средствами существования.

Г

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета)– орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным Кодексом РФ.

Государственные (муниципальные) услуги (работы)- услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами.

Государственное (муниципальное) задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Главный администратор доходов бюджета – определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным Кодексом РФ.

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов источников финансирования дефицита бюджета и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации, государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Государственный (общественный) сектор экономики - совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управля­емых государственными органами или назначаемыми или нанимаемыми ими лицами.

Государственный доход -общий термин, принятый для обозначения исчисленных в денежной форме поступлений государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного аппарата, внешнеторговых операций, кредитов иностранным государствам, иностранной помощи. Этим доходом измеряется стоимость отличных от заимствованных средств государственных ресурсов, предназначенных для финансирования деятельности государства. В свою очередь, доходы от коммерческой деятельности, межбюджетные поступления, доходы от продажи основных фондов и выплат по государственным займам или ценным бумагам учитываются при подсчете расходов.

Д

Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства, в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения;

Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета;

Децентрализация бюджетная (Budget decentralization)- процесс передачи определенного объема расходных полномочий и источников доходных поступлений из бюджета вышестоящего уровня государственного управления бюджетам низших органов власти с целью более эффективного оказания государственных услуг гражданам.

Дискреционные расходы (Discretionary Spending) - дискреционные расходы принимаются в соответствии с решением Конгресса и утверждаются президентом на следующий финансовый год на основе ряда годовых финансовых законопроектов. Например, расходы по финансированию Федерального бюро расследований, береговой охраны, жилищного строительства и образования, космических исследований, строительства скоростных автодорог, а также на оборону и помощь зарубежным странам.

Денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения

Е

Единообразная ставка (налога) - фиксированная ставка налога, применяемая вне зависимости от суммы дохода. Во многих странах налогом по единообразной ставке облагаются лотерейные выигрыши.

Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета

З

Задача (цель) (Objective)- целевая установка к рациональным действиям, заданная извне или сформулированная исполнителем, направленная на достижение определенного конечного состояния (показателя). Применительно к общественным финансам цель (задача) обозначает направление, конечный результат бюджетной, налоговой, социальной политики, мишень, в которую нужно попасть при реализации бюджетно-налоговых мер, объект усилий в бюджетной сфере. Без четко сформулированных целей и задач невозможно эффективно управлять государственными финансами, добиться искомого (желаемого) результата, оценить эффективность бюджетной деятельности.

Заемное финансирование (Debt finance)-заимствование средств частным и государственным секторами на внутреннем и внешнем рынках для финансирования своей деятельности в случае недостатка собственных ресурсов. Такое заимствование включает эмиссию кратко - и долгосрочных ценных бумаг или прямые кредиты. В государственном секторе правительства прибегают к займам во время экономических спадов для осуществления своей текущей деятельности (покрытия дефицита бюджета), финансирования капитальных вложений или для облегчения регулирования общего уровня экономической активности.

Законодательно утвержденные социальные программы, подлежащие финансированию из бюджета (Entitlement) - такие программы обязаны финансироваться Федеральным прави­тельством в целях справедливого распределения части Федерального бюджета среди граждан страны, имеющих право на льготы. К таким программам относятся, например, социальное обеспечение, госу­дарственные программы бесплатной медицинской помощи престарелым и нетрудоспособным, а также льготной медицинской помощи неимущим.

И

Инвестиционный налоговый кредит (Investment tax credit)-форма налоговой льготы, предоставляемой налоговыми органами или органами государственной власти предприятиям при приобретении ими новых средств производства в форме отсрочки налогового платежа на кредитной (возвратной) основе. Налоговый кредит предоставляется только при наличии конкретных условий по инвестированию предприятиями собственных средств в экономику (производство), поэтому является целевой отсрочкой.

Инвестиция, капиталовложение (Investment) - применительно к государственному сектору - это совокупность затрат государственных ресурсов, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала, цель которых целиком или преимущественно связана с социально-экономическим развитием общества и увеличением производительности.

Исправление ошибок – процесс электронной проверки вводных данных и внесение исправлений в распечатанные реестры ошибок для ввода исправленных данных в счета основного досье.

Иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации- представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

К

Казенные учреждения –государственные (муниципальные) учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Кассовое обслуживание исполнения бюджета - проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Классификация доходов (Classification of revenue)- процесс учета бюджетных доходов по видам налогов или источникам доходов.

Классификация экономических типов (Economic type classification) - классифицирует бюджетные операции в соответствии с экономическим характером транзакции (например, текущие или капитальные расходы на товары и услуги, выплата социальных пособий, другие трансферты, субсидии и чистая предоплата другим правительственным уровням т.д.). Классификация экономических типов согласуется со структурой, используемой главным статистическим ведомством страны в национальных счетах для подсчета валового внутреннего продукта (ВВП).

Контроль за доходами (Revenue accountability)- деятельность, направленная на выполнение обязанностей по сбору необходимого объема налогов, подлежащих уплате в соответствии с утвержденными законодательными актами по налогообложению, а также на установление контроля за целевым использованием доходов от собранных налогов.

Конфиденциальность (Confidentiality) - условие междуна­родного соглашения или контракта, согласно которому вся содержащаяся в нем информация может быть достоянием только его участников.

Корректирующая субсидия (Corrective subsidy) - субсидия, предназначенная для регулирования предельной частной выгоды таким образом, чтобы интернализировать положительную экстерналию.

Л

Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде)

Лицевой счет клиента - регистр аналитического учета органа федерального казначейства, предназначенный для отражения лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых по поручению клиента органами федерального казначейства в процессе исполнения расходов федерального бюджета

М

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Макроэкономическая политика (Macroeconomic policy) - действия государства, направленные на регулирова­ние экономики в целом с целью поддержания ее необходимого состояния (необходимого уровня основных макроэкономических пока­зателей), обеспечения стабильного и эффективного функционирования. Включает в себя бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. К основным показателям - объектам макроэкономической политики -относят объем ВВП, уровень занятости, общий объем инвестиций, уровень цен и др.

Межправительственные финансовые инструменты (Intergovernmental fiscal instruments)- финансовые инструменты, которые используются для решения проблем фискального федерализма. К таким инструментам относят прежде всего межправи­тельственные гранты, которые используются для распределения доходов между центральными и местными правительствами. Они могут быть обусловленными, необусловленными и блочными в зависимости от условий их использования. К межправительственным финансовым инструментам также относятся кредиты по подоходному налогу (income tax credits), вычитания из подоходного налога (income tax deductions), налоговые дополнения (tax supple­ments), перераспределение доходов между удельными штатами через федеральный бюджет. В Российской Федерации к таким инструментам относят разграничение налогов и других платежей (закрепление их в качестве собственных доходов за соответствующими бюджетами), использование регулирующих доходов.

Н

Налоговые доходы – доходы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы

Неналоговые доходы (Non-tax revenues)- государство получает неналоговые доходы, как правило, в форме платы за пользование (user charge), административных доходов (administrative revenues) и правительственных заимст­вований (governmental borrowing). Плата за пользование, известная как коммерческие доходы, связана с извлечением государством выгоды при продаже экономических благ или ресурсов на специфических условиях или по особым ценам. Например, плата за пользование государственными платными дорогами. К административным доходам относят выдачу лицензий, например, на лов рыбы, плату за регистрацию, штрафы и др.

Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

О

Обоснование бюджетных ассигнований – документ, характеризующий бюджетные ассигнования в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).

Операции по финансированию (Financing operations) - операции финансированию дефицита бюджета или вложению средств, полученных в виде профицита (общая сумма операций по Финансированию, равная сумме дефицита или профицита). Дефицит должен финансироваться заимствованием (издание долговых инструментов) или сокращением государственных остатков наличности. Профицит должен быть использован для инвестиций или оплаты задолженности, а не для формирования запасов наличности. Эти операции по заимствованию или инвестированию средств и являются операциями по финансированию. К ним относятся получение и погашение как внешних, так и внутренних ссуд, займы из Центрального банка, изменение запасов наличности, капиталовложения и другие операции. Операции финансирования не включают операции по предоплате, которые относятся к статьям расходов, поскольку они осуществляются с целью реализации государственной политики, а не с целью вложения средств, составляющих сумму профицита. Следовательно, они должны включаться в расчет дефицита или профицита - например, при авансировании средств бюджетам других уровней.

Очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом.

Отчетный финансовый год –год, предшествующий текущему финансовому году.

П

Плановый период – два года, следующие за очередным финансовым годом.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Публичные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях

Параметры – количественные показатели, принимаемые за данность в любой конкретной части анализа. В регрессивном анализе – это оценочные коэффициенты.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным Кодексом РФ.

Потребность государственного сектора в заемных средствах(Public sector net borrowing requirement (PSBR)) - необходимый для финансирования государственного сектора объем денежных средств, аккумули­рованных из фондов, находящихся за пределами государственного сектора, в Форме займов у банков или населения Потребность государства в заемных средствах определяется общим объемом Дефицитов бюджетов всех уровней государственного управления вместе взятых. Потребность государственного сектора в средствах для покрытия дефицита рассчитывается как общие расходы государственного сектора за вычетом Расходов на содержание (если они финансируются внутри), чистой предоплаты (межбюджетнные предоплаты, несомненно являются внутренним движением наличности государственного сектора) Финансирование потребности происходит в основном за счет размещения государственных облигаций и векселей иностранных кредитов (этот вид заимствований отражается на платежном балансе), краткосрочных заимствований у коммерческих банков путем выпуска в обращение казначейских векселей.

Плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Р

Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Распределение доходов (Revenue distribution)- порядок перечисления доходов от налогообложения в соответствии с договоренностями между политическими юрисдикциями и существую­щими нормативными актами.

Распределение расходов (Expenditure incidence)- распределение между государственными ведомствами бального бремени расходов, вытекающих из тех или иных нормативных актов, налоговой политики или изменений.

Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Регрессное требование гаранта к принципалу (регресс) – требование гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии.

С

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации из Федерального или регионального фонда компенсаций.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с настоящим Кодексом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Связанные кредиты правительств иностранных государств, иностранных юридических лиц - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств иностранных государств, иностранных юридических лиц в основном в стране кредитора.

Смета доходов и расходов населенного пункта, другой территории, не являющейся муниципальным образованием - утвержденный органом местного самоуправления поселения план доходов и расходов распорядителя (главного распорядителя) средств местного бюджета, уполномоченного местной администрацией поселения осуществлять в данном населенном пункте (другой территории), входящем (входящей) в состав территории поселения, отдельные функции местной администрации.

Т

Текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Трансфертные платежи, субсидии (трансферты) (Transfer payments) - 1. Общее обозначение безвозмездных денежных выплат из доходов государственного бюджета населению, частным предпринимателям, не связанным с выполнением ими государственной службы, осуществляемых в порядке перераспре­деления государственных средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет Имеют три распространенные формы: субсидии частным предпринимателям, выплаты процентов по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.), получателями которых являются инвалиды, престарелые граждане, лица, нуждающиеся в медицинской помощи, и безработные. Трансфертные платежи не являются частью национального продукта. Это просто передача покупательной способности от одной группы людей другой. 2. В российской практике этот термин имеет несколько другое значение, а именно как форма перераспределения средств федерального бюджета между субъектами федерации в рамках межбюджетных отношений и бюджетного регулирования. С этих позиций под трансфертом понимают нормативно-долевую дотацию, т.е. сумму, выделяемую из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО) на безвозмездной основе и без указания конкретной цели, исходя из долей (в процентах) субъектов Федерации или муниципальных образований в указанных фондах.

У

Управление ресурсами – управление и контроль над расходованием ресурсов, предназначенных для осуществления конкретной работы, в частности, для получения и обработки налоговой информации.

Уведомление о бюджетных ассигнованиях – документ, подтверждающий объем финансирования на период действия утвержденного бюджета.

Ф

Финансовый орган – Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Функциональная классификация(Functional classification) - классифицирует бюджетные операции в соответствии с их первоначальными задачами и целями (например, оборона, образование, здравоохранение) независимо от того, какая административная единица является ответственной за данную деятельность

Функциональное финансирование (Functional finance) -политика использования федерального бюджета как средства достижения макроэкономических целей. В соответствии с этой политикой бюджет должен рассматриваться не как преграда, а скорее как средство достижения политических целей, а изменения бюджета должны делаться настолько часто, насколько это требуется, и в таких размерах, в каких это необходимо для достижения поставленных целей.

Функция стабилизации – связана с осуществлением бюджетной и денежно-кредитной политики с целью поддержания высокого и стабильного уровня экономической активности.

Ц

Целевой иностранный кредит (заимствование) - форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Целевой бюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.

Э

Экономическая классификация расходов - это групп расходов бюджетов, по их «экономическому содержанию». Это озна­чает, что расходы группируются в зависимости от целей: финансиро­вание текущих расходов; финансирование капитальных расходов; предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения. К текущим расходам относят закупки товаров и оплату услуг; выплату процентов; субсидии, субвенции и текущие трансферты, а также оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды; создание государственных запасов и резервов; приобретение земли и нематериальных активов; капитальные трансферты.

Эффективность -1. Показатель результатив­ности процесса, операции, проекта, определяемый как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. 2. Доведение выпуска продукции до максимума при определенном уровне затрат на производство. Эффективность определяется процессом, используемым для производства продукции. Иногда производительность определяется как «правильное выполнение действий». Нужно отметить, что деятельность может быть эффективной - действия выполняются правильно, но в то же время нерезультативной, поскольку выполняются не те действия, которые требуются.