logo search
На шпоры

65. Сравнительный подход и его методы в оценке стоимости бизнеса.

Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. Алгоритмом: Сбор информации о проданных компаниях или их пакетах акций; Отбор компаний-аналогов по критериям: Отраслевое сходство, Сходная продукция, Размер компании, Перспективы роста, Качество менеджмента; Проведение финансового анализа и сопоставление оцениваемой компании и компаний-аналогов с целью выявления наиболее близких аналогов оцениваемого предприятия; Выбор и расчет стоимостных (ценовых) мультипликаторов; Формирование итоговой величины.

Стоимостной мультипликатор – коэффициент, показывающий отношение стоимости инвестированного капитала (EV) или акционерного капитала (P) к финансовому или нефинансовому показателю компании. Наиболее распространенными мультипликаторами являются: P/E (рыночная капитализация к чистой прибыли); EV/Sales (стоимость компании к выручке компании); EV/EBITDA (стоимость компании к EBITDA); P/B (рыночная капитализация к балансовой стоимости собственного капитала).

Методы оценки: Метод рынка капитала опирается на использование компаний аналогов с фондового рынка. Преимущество метода заключается в использовании фактической информации. Что важно данный метод позволяет найти цены на сопоставимые компании почти на любой день, в связи с тем, что ценные бумаги торгуются почти каждый день. Однако необходимо подчеркнуть, что с помощью данного метода оценивается стоимость бизнеса на уровне неконтрольного пакета акций, т.к. на фондовом рынке не реализуются контрольные пакеты акций. Метод сделок является частным случаем метода рынка капитала. Основным отличием от метода рынка капитала является, то, что в этом методе определяется уровень стоимости контрольного пакета акций, т.к. компании аналоги подбираются с рынка корпоративного контроля. Метод отраслевых коэффициентов основан на рекомендуемых соотношениях между ценой и определенными финансовыми показателями. Расчет отраслевых коэффициентов происходит на основе статистических данных за длительный период. Из-за отсутствия достаточных данных данный метод практически не используется в РФ.

С помощью метода рынка капитала определяется стоимость свободно реализуемой миноритарной доли. Поэтому, если оценщику необходимо получить стоимость на уровне контрольного пакета и информация имеется только по публичным компаниям, то необходимо к стоимости, рассчитанной методом рынка капитала добавить премию за контроль. И, наоборот, для определения стоимости миноритарного пакета из стоимости контрольного пакета, который был найден при использовании метода сделок, необходимо вычесть скидку за неконтрольный характер.