36. Антикризисный финансовый менеджмент.
Антикризисное финансовое управление представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий. Главной целью антикризисного финансового управления является становление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами.
В процессе реализации своей главной цели антикризисное финансовое управление предприятием направлено на решение следующих основных задач: 1. Своевременное диагностирование предкризисного финансового состояния предприятия и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению финансового кризиса. Эта задача реализуется путем осуществления постоянного мониторинга финансового состояния предприятия и факторов внешней финансовой среды, оказывающих наиболее существенное влияние на результаты финансовой деятельности. Диагностика предкризисного финансового состояния предприятия по результатам такого мониторинга во многих случаях позволяет избежать финансового кризиса за счет осуществления превентивных защитных мер или, по меньшей мере, существенно смягчить характер его последующего протекания. Принятие превентивных мер по предупреждению финансового кризиса предприятия является наиболее экономичным направлением антикризисного финансового управления, обеспечивающим наибольший эффект (в виде снижения предстоящих потерь) на единицу израсходованных в этих целях финансовых ресурсов. 2. Устранение неплатежеспособности предприятия. Эта задача является наиболее неотложной в системе задач антикризисного финансового управления предприятием при диагностировании любой формы его финансового кризиса. В ряде случаев реализация только этой задачи позволяет пресечь углубление финансового кризиса предприятия, восстановить его имидж среди хозяйственных партнеров и получить необходимый запас времени для реализации других антикризисных мероприятий. Вместе с тем необходимо помнить, что нарушение платежеспособности это лишь один из внешних симптомов проявления финансовых кризисов предприятия, поэтому устранение неплатежеспособности должно осуществляться путем устранения причин ее генерирующих. 3. Восстановление финансовой устойчивости предприятия. Это одна из основных задач, обеспечивающих реализацию главной цели антикризисного финансового управления предприятием, требующих небольших усилий и затрат финансовых ресурсов. Реализация этой задачи осуществляется путем поэтапной структурной перестройки всей финансовой деятельности предприятия. В процессе такой финансовой реструктуризации предприятия в первую очередь должна обеспечиваться оптимизация структуры капитала, оборотных активов и денежных потоков, а в отдельных случаях снижаться его инвестиционная активность. 4. Предотвращение банкротства и ликвидации предприятия. Такая задача стоит перед антикризисным финансовым управлением предприятием при диагностировании глубокого или катастрофического системного финансового его кризиса. Как правило, внутренние механизмы финансовой стабилизации и объем собственных ресурсов предприятия оказываются недостаточными для преодоления такого финансового кризиса. Поэтому для предотвращения банкротства и ликвидации предприятия в процессе антикризисного финансового управления должна обеспечиваться эффективная внешняя его санация (с разработкой соответствующего инвестиционного проекта санации). 5. Минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия. Эта задача реализуется путем закрепления позитивных результатов вывода предприятия из состояния финансового кризиса и стабилизации качественных структурных преобразований его финансовой деятельности с учетом ее долгосрочной перспективы. Эффективность мероприятий по преодолению негативных последствий финансового кризиса оценивается по критерию минимизации потерь рыночной стоимости предприятия в сопоставлении с докризисным ее уровнем.
- 1. Экономическая сущность инвестиций и их классификация. Виды эффективности инвестиций.
- 2. Критерии экономической эффективности инвестиций. Система критериев оценки инвестиций.
- 3. Методы оценки экономической эффективности инвестиций: упрощенные и основанные на дисконтировании. Система показателей оценки эффективности реальных инвестиций.
- 4. Финансирование экономических инвестиций по различным источникам. Организация финансирования: определение потребности, выбор источника.
- 5. Определение ставки дисконтирования: wacc, camp.
- 6. Оперативное и стратегическое планирование. Сущность и структура стратегического планирования. Содержание тактического планирования. Виды и системы оперативного планирования.
- 8. Понятие «нематериальные активы» и «интеллектуальная собственность». Объекты интеллектуальной собственности. Классификация нематериальных активов.
- 9. Государственное регулирование определения рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов.
- 10. Подходы к оценке нематериальных активов. Методы доходного подхода.
- 11. Подходы к оценке нематериальных активов. Методы затратного подхода.
- 12. Подходы к оценке нематериальных активов. Методы рыночного подхода.
- 13. Инновационная деятельность. Понятие, классификация новшеств и инноваций. Государственное регулирование инновационной деятельности.
- 14. Основы инвестиционной деятельности организации. Этапы инвестиционной деятельности. Инвестиционный проект.
- 15. Организационные структуры управления предприятием.
- 16. Стиль управления менеджера и его совершенствование.
- 17. Понятие, сущность и основные характеристики недвижимости. Право собственности на объекты недвижимости.
- 18. Виды операций (сделок) с недвижимостью. Государственная регистрация операций (сделок) с недвижимостью.
- 19. Основные характеристики рынка недвижимости. Функции рынка недвижимости.
- 20. Управление рынком недвижимости. Формы государственного регулирования рынка недвижимости.
- 21. Виды стоимости недвижимости. Факторы, влияющие на стоимость недвижимости.
- 22. Принципы оценки недвижимости. Технология оценки недвижимости.
- 23. Подходы к оценке недвижимости. Итоговая стоимость.
- 24. Возникновение и развитие ипотечного кредитования. Развитие ипотеки в России. Ипотека как способ обеспечения обязательств.
- 25. Особенности ипотечного кредитования. Особенности рынков ипотечного капитала.
- 26. Основные этапы ипотечного кредитования. Виды кредитования недвижимости в особых целях.
- 28. Основные положения оценки земельных участков. Массовая оценка и оценка единичных объектов земельной собственности.
- 29. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования земли. Повышение эффективности использования городских земель.
- 30. Подходы и методы оценки земель.
- 31. Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества. Понятия и общие положения о налогообложении недвижимости.
- 32. Модель жизненного цикла предприятия и организационное развитие. Факторы, влияющие на развитие предприятия.
- 33. Понятие «кризис», классификация кризисов.
- 34. Понятие «банкротство» и его виды. Банкротство в развитых странах.
- 35. Антикризисное управление предприятием как действующим и развивающимся.
- 36. Антикризисный финансовый менеджмент.
- 37. Разработка маркетинговой стратегии антикризисного управления предприятием.
- 38. Антикризисный организационно-производственный менеджмент.
- 39. Управление персоналом на кризисном предприятии.
- 40. Виды износа машин, оборудования и транспортных средств (физический, функциональный и внешний износ). Содержание понятия «износ» с позиций оценщика и бухгалтера.
- 42. Федеральный закон "Об оценочной деятельности": основные положения.
- 43. Федеральные стандарты оценки: основные положения.
- 44. Область применения и ограничения сравнительного (рыночного) подхода при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств.
- 45. Область применения и ограничения затратного (имущественного) подхода при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств.
- 46. Область применения и ограничения доходного подхода при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств, особенности его применения и отличие от оценки бизнеса (предприятия).
- 47. Согласование результатов оценки стоимости объектов, полученных с применением разных подходов (методов).
- 48. Виды и границы разделения труда. Производственный, технологический и трудовой процессы. Условия труда. Режимы труда и отдыха. Рабочее место. Классификация затрат рабочего времени.
- 49. Сущность и содержание нормирования труда. Функции, виды норм труда и их характеристики. Структура технически обоснованной нормы времени.
- 50. Формы и системы оплаты труда при тарифном подходе. Особенности оплаты труда различных категорий персонала.
- 51. Структура заработной платы. Роль надбавок и доплат в стимулировании труда. Экономическая сущность премии.
- 52. Субъекты и цели предпринимательской деятельности. Внутренняя и внешняя предпринимательская среда.
- 53. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. Роль малого предпринимательства в экономике, преимущества и недостатки.
- 54. Договорные отношения предпринимателей с хозяйствующими партнерами. Сущность договоров и их виды. Заключение и расторжение договоров.
- 55. Спрос, объем спроса, детерминанты спроса, изменение объема спроса.
- 56. Предложение, объем предложения, изменения объема предложения.
- 57. Равновесие рынка и последствия его нарушения.
- 58. Эластичность спроса и предложения: Практическое применение показателя эластичности.
- 59. Поведение фирмы в краткосрочный период.
- 60. Поведение фирмы в долгосрочный период.
- 61. Ценообразование на монопольном рынке.
- 62. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции.
- 63. Ценообразование на олигополистическом рынке.
- 64. Доходный подход и его методы в оценке стоимости бизнеса.
- 65. Сравнительный подход и его методы в оценке стоимости бизнеса.
- 66. Затратный подход и его методы в оценке стоимости бизнеса.
- 67. Модель Гордона в оценке стоимости бизнеса.
- 68. Шесть функций денежной единицы и их практическое использование.
- 69. Маркетинговые исследования, маркетинговая информационная система, методы сбора маркетинговой информации.
- 70. Товарная политика. Сбытовая политика маркетинга. Конкурентоспособность фирмы, товара.
- 71. Маркетинговый аудит, swot- анализ.
- 72. Формирование спроса и стимулирование сбыта. Рекламная политика. Формирование бренда и управление им.
- 73. Формирование товарной политики. Разработка рыночной стратегии. Разработка ценовой стратегии.
- 74. Сегментирование рынка, его роль в маркетинге. Организация маркетинговой службы. Этапы развития маркетинга.
- 75. Мировое хозяйство: понятие, структура, субъекты и тенденции развития.
- 76. Международное разделение труда, его формы, показатели мрт и его тенденции на современном этапе.
- 77. Государственное регулирование внешней торговли. Тарифные и нетарифные методы.
- 78. Роль вто в регулировании международной торговли. Россия и Всемирная торговая организация.
- 79. Международное движение капитала. Причины вывоза капитала и его формы.
- 80. Кризис внешней задолженности: причины возникновения.
- 81. Валютный курс как средство регулирования платежного баланса. Механизм формирования валютного курса. Определение валютного курса.
- 82. Причины и потоки международной миграции. Государственное регулирование трудовой миграции. Проблемы миграции в России.
- 83. Зарождение и трансформация рыночной модели хозяйствования в 16-20 вв.
- 84. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в управлении предприятием. Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности в управлении предприятием.
- 85. Анализ трудовых ресурсов с использованием моделей факторного анализа.
- 86. Анализ эффективности использования материальных ресурсов с применением моделей факторного анализа.
- 87. Модели маржинального анализа финансовых результатов.
- 88. Оборотные средства и оборотный капитал. Оборотные средства: состав, ликвидность текущих активов. Показатели эффективности использования. Нормирование.
- 89. Издержки: понятие и виды. Издержки производства и обращения; себестоимость товарной продукции; себестоимость реализованной продукции. Транспортные издержки.
- 90. Анализ объема производства и реализация продукции. Показатели и методика расчета произведенной и реализованной продукции.
- 91. Анализ и оценка влияния на объем продукции использования производственных ресурсов.
- 92. Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.
- 93. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции.
- 94. Сравнительный подход при оценке недвижимости. Основные методы сравнительного подхода при оценке недвижимости и их особенности.
- 95. Затратный подход при оценке недвижимости. Основные методы затратного подхода при оценке недвижимости и их особенности.
- 96. Доходный подход при оценке недвижимости. Основные методы доходного подхода при оценке недвижимости и их особенности.
- 97. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования при оценке объектов недвижимости.
- 98. Выбор стратегии. Стратегические альтернативы фирмы.
- 99. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики.
- 100. Экономические учения эпохи регулируемой (социально-ориентированной) рыночной экономики.
- 101. Теории государственного регулирования экономики: кейнсианство и неолиберализм.
- 102. Модель кумулятивного построения ставки дисконтирования в оценке стоимости бизнеса. Метод рынка капитала. Метод сделок. Метод отраслевой специфики в оценке стоимости бизнеса.
- 103. Модель оценки капитальных активов в оценке стоимости бизнеса.