58. Эластичность спроса и предложения: Практическое применение показателя эластичности.
Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение др., связанной с первой величиной. Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью.
Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то говорят, что спрос эластичен. И, наоборот, если он реагирует слабо, вяло, то, значит, его спрос неэластичен. Если изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна 1 («единичная эластичность»). Различают три вида эластичности спроса: эластичный, неэластичный, с единичной эластичностью. Могут встречаться ситуации, когда спрос оказывается абсолютно неэластичным к любому самому большому изменению цены, или, наоборот, обладает бесконечной эластичностью. Степень эластичности спроса по цене экономисты измеряют при помощи коэффициента прямой эластичности (E):
Hа эластичность спроса оказывают влияние факторы: Hаличие на рынке товаров-заменителей. Чем их больше, чем ближе их полезные свойства к свойствам и характеристикам наблюдаемого товара, тем выше эластичность спроса на данный товар, и наоборот (два противоположных примера: напитки и соль). Универсальность использования товара. Чем специфичнее характеристики товара, тем ниже эластичность спроса на него. Фактор времени. Спрос тем более эластичен, чем длительнее период наблюдения. Доля расходов в бюджете на данный товар. Чем она выше, тем сильнее эластичность спроса. Если покупатель тратит на какой-то товар незначительную часть своего бюджета, то изменение цен на этот товар обычно мало влияет на потребительский спрос. Уровень доходов потребителя. Эластичность спроса на один и тот же товар у потребителей с разным уровнем доходов различна. Консерватизм потребителей. Эластичность индивидуального спроса ниже всего у тех товаров, которые с точки зрения данного потребителя являются для него наиболее необходимыми. «Hеоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности. Эластичность спроса на товары, потребление которых не может быть отложено на другой срок, крайне низкая (цветы к праздничным дням, лекарства от болезни и т. п.). Под эластичностью спроса по доходам понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар, то данный товар относится к категории «нормальных», при снижении доходов потребителя и росте спроса на товар – товар относится к категории «низших».
Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности. Помимо цены на эластичность предложения влияют др. факторы: Цены др. товаров (в т.ч. ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения. Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения. Фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения. Уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены. Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из др. отраслей. Технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов и хлебопечение).
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Ув. производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Предположим, что какая-то фирма построила стоквартирный дом и решает вопрос, по какой цене следует предлагать квартиры съемщикам. Расходы на строительство и эксплуатацию фактически не зависят от того, сколько квартир будет сдано (за исключением расходов на текущий ремонт, которые составляют небольшую долю от общих расходов). Если фирма знает спрос на квартиры и его эластичность, она может определить, по какой цене следует сдавать эти квартиры, чтобы обеспечить максимальную выручку.
Др. примером практического использования теории эластичности является гос. налоговая политика. При введении косвенных налогов го-во преследует цель ув. объем налоговых поступлений в бюджет для перераспределения ресурсов в экономике, перераспределения доходов населения и поддержки малоимущих, развития социальной сферы, инфраструктуры, обороны и т.п. Однако в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями продукции.
- 1. Экономическая сущность инвестиций и их классификация. Виды эффективности инвестиций.
- 2. Критерии экономической эффективности инвестиций. Система критериев оценки инвестиций.
- 3. Методы оценки экономической эффективности инвестиций: упрощенные и основанные на дисконтировании. Система показателей оценки эффективности реальных инвестиций.
- 4. Финансирование экономических инвестиций по различным источникам. Организация финансирования: определение потребности, выбор источника.
- 5. Определение ставки дисконтирования: wacc, camp.
- 6. Оперативное и стратегическое планирование. Сущность и структура стратегического планирования. Содержание тактического планирования. Виды и системы оперативного планирования.
- 8. Понятие «нематериальные активы» и «интеллектуальная собственность». Объекты интеллектуальной собственности. Классификация нематериальных активов.
- 9. Государственное регулирование определения рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов.
- 10. Подходы к оценке нематериальных активов. Методы доходного подхода.
- 11. Подходы к оценке нематериальных активов. Методы затратного подхода.
- 12. Подходы к оценке нематериальных активов. Методы рыночного подхода.
- 13. Инновационная деятельность. Понятие, классификация новшеств и инноваций. Государственное регулирование инновационной деятельности.
- 14. Основы инвестиционной деятельности организации. Этапы инвестиционной деятельности. Инвестиционный проект.
- 15. Организационные структуры управления предприятием.
- 16. Стиль управления менеджера и его совершенствование.
- 17. Понятие, сущность и основные характеристики недвижимости. Право собственности на объекты недвижимости.
- 18. Виды операций (сделок) с недвижимостью. Государственная регистрация операций (сделок) с недвижимостью.
- 19. Основные характеристики рынка недвижимости. Функции рынка недвижимости.
- 20. Управление рынком недвижимости. Формы государственного регулирования рынка недвижимости.
- 21. Виды стоимости недвижимости. Факторы, влияющие на стоимость недвижимости.
- 22. Принципы оценки недвижимости. Технология оценки недвижимости.
- 23. Подходы к оценке недвижимости. Итоговая стоимость.
- 24. Возникновение и развитие ипотечного кредитования. Развитие ипотеки в России. Ипотека как способ обеспечения обязательств.
- 25. Особенности ипотечного кредитования. Особенности рынков ипотечного капитала.
- 26. Основные этапы ипотечного кредитования. Виды кредитования недвижимости в особых целях.
- 28. Основные положения оценки земельных участков. Массовая оценка и оценка единичных объектов земельной собственности.
- 29. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования земли. Повышение эффективности использования городских земель.
- 30. Подходы и методы оценки земель.
- 31. Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества. Понятия и общие положения о налогообложении недвижимости.
- 32. Модель жизненного цикла предприятия и организационное развитие. Факторы, влияющие на развитие предприятия.
- 33. Понятие «кризис», классификация кризисов.
- 34. Понятие «банкротство» и его виды. Банкротство в развитых странах.
- 35. Антикризисное управление предприятием как действующим и развивающимся.
- 36. Антикризисный финансовый менеджмент.
- 37. Разработка маркетинговой стратегии антикризисного управления предприятием.
- 38. Антикризисный организационно-производственный менеджмент.
- 39. Управление персоналом на кризисном предприятии.
- 40. Виды износа машин, оборудования и транспортных средств (физический, функциональный и внешний износ). Содержание понятия «износ» с позиций оценщика и бухгалтера.
- 42. Федеральный закон "Об оценочной деятельности": основные положения.
- 43. Федеральные стандарты оценки: основные положения.
- 44. Область применения и ограничения сравнительного (рыночного) подхода при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств.
- 45. Область применения и ограничения затратного (имущественного) подхода при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств.
- 46. Область применения и ограничения доходного подхода при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств, особенности его применения и отличие от оценки бизнеса (предприятия).
- 47. Согласование результатов оценки стоимости объектов, полученных с применением разных подходов (методов).
- 48. Виды и границы разделения труда. Производственный, технологический и трудовой процессы. Условия труда. Режимы труда и отдыха. Рабочее место. Классификация затрат рабочего времени.
- 49. Сущность и содержание нормирования труда. Функции, виды норм труда и их характеристики. Структура технически обоснованной нормы времени.
- 50. Формы и системы оплаты труда при тарифном подходе. Особенности оплаты труда различных категорий персонала.
- 51. Структура заработной платы. Роль надбавок и доплат в стимулировании труда. Экономическая сущность премии.
- 52. Субъекты и цели предпринимательской деятельности. Внутренняя и внешняя предпринимательская среда.
- 53. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. Роль малого предпринимательства в экономике, преимущества и недостатки.
- 54. Договорные отношения предпринимателей с хозяйствующими партнерами. Сущность договоров и их виды. Заключение и расторжение договоров.
- 55. Спрос, объем спроса, детерминанты спроса, изменение объема спроса.
- 56. Предложение, объем предложения, изменения объема предложения.
- 57. Равновесие рынка и последствия его нарушения.
- 58. Эластичность спроса и предложения: Практическое применение показателя эластичности.
- 59. Поведение фирмы в краткосрочный период.
- 60. Поведение фирмы в долгосрочный период.
- 61. Ценообразование на монопольном рынке.
- 62. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции.
- 63. Ценообразование на олигополистическом рынке.
- 64. Доходный подход и его методы в оценке стоимости бизнеса.
- 65. Сравнительный подход и его методы в оценке стоимости бизнеса.
- 66. Затратный подход и его методы в оценке стоимости бизнеса.
- 67. Модель Гордона в оценке стоимости бизнеса.
- 68. Шесть функций денежной единицы и их практическое использование.
- 69. Маркетинговые исследования, маркетинговая информационная система, методы сбора маркетинговой информации.
- 70. Товарная политика. Сбытовая политика маркетинга. Конкурентоспособность фирмы, товара.
- 71. Маркетинговый аудит, swot- анализ.
- 72. Формирование спроса и стимулирование сбыта. Рекламная политика. Формирование бренда и управление им.
- 73. Формирование товарной политики. Разработка рыночной стратегии. Разработка ценовой стратегии.
- 74. Сегментирование рынка, его роль в маркетинге. Организация маркетинговой службы. Этапы развития маркетинга.
- 75. Мировое хозяйство: понятие, структура, субъекты и тенденции развития.
- 76. Международное разделение труда, его формы, показатели мрт и его тенденции на современном этапе.
- 77. Государственное регулирование внешней торговли. Тарифные и нетарифные методы.
- 78. Роль вто в регулировании международной торговли. Россия и Всемирная торговая организация.
- 79. Международное движение капитала. Причины вывоза капитала и его формы.
- 80. Кризис внешней задолженности: причины возникновения.
- 81. Валютный курс как средство регулирования платежного баланса. Механизм формирования валютного курса. Определение валютного курса.
- 82. Причины и потоки международной миграции. Государственное регулирование трудовой миграции. Проблемы миграции в России.
- 83. Зарождение и трансформация рыночной модели хозяйствования в 16-20 вв.
- 84. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в управлении предприятием. Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности в управлении предприятием.
- 85. Анализ трудовых ресурсов с использованием моделей факторного анализа.
- 86. Анализ эффективности использования материальных ресурсов с применением моделей факторного анализа.
- 87. Модели маржинального анализа финансовых результатов.
- 88. Оборотные средства и оборотный капитал. Оборотные средства: состав, ликвидность текущих активов. Показатели эффективности использования. Нормирование.
- 89. Издержки: понятие и виды. Издержки производства и обращения; себестоимость товарной продукции; себестоимость реализованной продукции. Транспортные издержки.
- 90. Анализ объема производства и реализация продукции. Показатели и методика расчета произведенной и реализованной продукции.
- 91. Анализ и оценка влияния на объем продукции использования производственных ресурсов.
- 92. Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.
- 93. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции.
- 94. Сравнительный подход при оценке недвижимости. Основные методы сравнительного подхода при оценке недвижимости и их особенности.
- 95. Затратный подход при оценке недвижимости. Основные методы затратного подхода при оценке недвижимости и их особенности.
- 96. Доходный подход при оценке недвижимости. Основные методы доходного подхода при оценке недвижимости и их особенности.
- 97. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования при оценке объектов недвижимости.
- 98. Выбор стратегии. Стратегические альтернативы фирмы.
- 99. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики.
- 100. Экономические учения эпохи регулируемой (социально-ориентированной) рыночной экономики.
- 101. Теории государственного регулирования экономики: кейнсианство и неолиберализм.
- 102. Модель кумулятивного построения ставки дисконтирования в оценке стоимости бизнеса. Метод рынка капитала. Метод сделок. Метод отраслевой специфики в оценке стоимости бизнеса.
- 103. Модель оценки капитальных активов в оценке стоимости бизнеса.