85. Анализ трудовых ресурсов с использованием моделей факторного анализа.
Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работающим (ГВ): , где ТП – объем товарной продукции в стоимостном выражении; Ч – численность работающих.Факторы, влияющие на годовую выработку:
Отсюда факторная модель для показателя среднегодовой выработки будет иметь следующий вид: Расчет влияния этих факторов может быть проведен способами цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц или интегральным методом. Трудоемкость – затраты рабочего времени на единицу или весь объем изготовленной продукции:где ФРВi – фонд рабочего времени на изготовление i-го вида изделий, VВПi – количество изделий одного наименования в натуральном выражении. Данный показатель является обратным среднечасовой выработке продукции. Снижение трудоемкости продукции – важнейший фактор повышения производительности труда. Рост производительности труда происходит в первую очередь за счет снижения трудоемкости продукции. Достигнуть снижения трудоемкости возможно за счет внедрения мероприятий НТП, механизации и автоматизации производства и труда, а также увеличения кооперированных поставок, пересмотра норм выработки и т. д. В процессе анализа изучают динамику трудоемкости, выполнение плана по ее уровню, причины ее изменения и влияния на уровень производительности труда. Если возможно, следует сравнить удельную трудоемкость продукции по др. предприятиям отрасли, что позволит выявить передовой опыт и разработать мероприятия по его внедрению на анализируемом предприятии.
В процессе последующего анализа изучают показатели удельной трудоемкости по видам продукции. Изменение среднего уровня удельной трудоемкости может произойти за счет изменения ее уровня по отдельным видам продукции (ТЕi) и структуры производства (УДi). При ув. удельного веса более трудоемких изделий средний ее уровень возрастает и наоборот: Влияние этих факторов на средний уровень трудоемкости можно определить методом цепной подстановки через средневзвешенные величины:,,.
Изменение в уровне трудоемкости не всегда оценивается однозначно. Трудоемкость может возрастать при значительном удельном весе вновь осваиваемой продукции или улучшении ее качества. Чтобы добиться повышения качества, надежности и конкурентоспособности продукции, требуются дополнительные затраты средств и труда. Однако выигрыш от ув. объема продаж, более высоких цен, как правило, перекрывает проигрыш от повышения трудоемкости изделий. Поэтому взаимосвязь трудоемкости продукции и ее качества, себестоимости, объема продаж и прибыли должна находиться в центре внимания аналитиков. В заключение анализа определяют резервы снижения удельной трудоемкости продукции по отдельным изделиям и в целом по предприятию: где Тф – фактические затраты рабочего времени на выпуск продукции, Тн – затраты рабочего времени, связанные со снижением трудоемкости, Тд – дополнительные затраты рабочего времени, связанные с внедрением мероприятия по снижению трудоемкости. ВПф – фактический объем валовой продукции; ВПн – объем валовой продукции, полученный в связи со снижением трудоемкости.
В процессе последующего анализа определяют факторы, вызвавшие абсолютное и относительное отклонения по фонду заработной платы. Факторная модель переменной части фонда зарплаты: Переменная часть (ФЗП пер.): Объем производства продукции (VВП), Структура производства (УД), Прямая оплата труда за единицу продукции (УЗП) (Удельная трудоемкость продукции (УТБ), Уровень оплаты труда 1 чел. – ч. (ОТ)).
Согласно этой схеме модель будет иметь следующий вид:
Для расчета влияния этих факторов на абсолютное и относительное отклонение по фонду зарплаты необходимы следующие данные: 1. Фонд заработной платы:
а) по плану: ;
б) по плану, пересчитанному на объем производства, при плановой структуре: ;
в) по плану, пересчитанному на фактический объем производства продукции и фактическую структуру: ;
д) фактически при фактической удельной трудоемкости и плановом уровне оплаты труда: ; е) фактически: .
2. Отклонение от плана: абсолютное: ;
относительное: .
Расчет влияния факторов на изменение переменной части фонда оплаты труда проводят по формулам: влияние объема производства продукции: ; влияние изменения структуры произведенной продукции: ; влияние изменения удельной трудоемкости продукции: ; влияние изменения оплаты труда: . В конце анализа необходимо провести проверку произведенных расчетов:
;
Факторная модель постоянной части фонда оплаты труда:
Согласно этой схеме модель будет иметь следующий вид:
Аналогично можно представить факторную модель для фонда заработной платы служащих. В процессе анализа необходимо также установить эффективность использования фонда заработной платы. Для расширенного воспроизводства получения необходимой прибыли и рентабельности необходимо, чтобы темпы роста производительности труда опережали темп роста его оплаты. Если этот принцип не соблюдается, то происходит перерасход фонда зарплаты, повышение себестоимости продукции и, соответственно, уменьшение суммы прибыли. Изменение среднего заработка работающих за период характеризуется его индексом (JЗП): , Изменение среднегодовой выработки определяется аналогично на основе индекса производительности труда (Jпт):
, Темп роста производительности труда должен опережать темп роста средней заработной платы. Для этого рассчитывают коэффициент опережения Коп и анализируют его в динамике: , Затем производят подсчет суммы экономии (перерасхода) (Э) фонда заработной платы в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты:, В условиях высокой инфляции при анализе индекса роста средней заработной платы необходимо базисный показатель средней зарплаты (СЗ0) скорректировать на индекс роста цен на потребительские товары и услуги (Jу), где СЗ1 - средняя зарплата в отчетном периоде.
- 1. Экономическая сущность инвестиций и их классификация. Виды эффективности инвестиций.
- 2. Критерии экономической эффективности инвестиций. Система критериев оценки инвестиций.
- 3. Методы оценки экономической эффективности инвестиций: упрощенные и основанные на дисконтировании. Система показателей оценки эффективности реальных инвестиций.
- 4. Финансирование экономических инвестиций по различным источникам. Организация финансирования: определение потребности, выбор источника.
- 5. Определение ставки дисконтирования: wacc, camp.
- 6. Оперативное и стратегическое планирование. Сущность и структура стратегического планирования. Содержание тактического планирования. Виды и системы оперативного планирования.
- 8. Понятие «нематериальные активы» и «интеллектуальная собственность». Объекты интеллектуальной собственности. Классификация нематериальных активов.
- 9. Государственное регулирование определения рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов.
- 10. Подходы к оценке нематериальных активов. Методы доходного подхода.
- 11. Подходы к оценке нематериальных активов. Методы затратного подхода.
- 12. Подходы к оценке нематериальных активов. Методы рыночного подхода.
- 13. Инновационная деятельность. Понятие, классификация новшеств и инноваций. Государственное регулирование инновационной деятельности.
- 14. Основы инвестиционной деятельности организации. Этапы инвестиционной деятельности. Инвестиционный проект.
- 15. Организационные структуры управления предприятием.
- 16. Стиль управления менеджера и его совершенствование.
- 17. Понятие, сущность и основные характеристики недвижимости. Право собственности на объекты недвижимости.
- 18. Виды операций (сделок) с недвижимостью. Государственная регистрация операций (сделок) с недвижимостью.
- 19. Основные характеристики рынка недвижимости. Функции рынка недвижимости.
- 20. Управление рынком недвижимости. Формы государственного регулирования рынка недвижимости.
- 21. Виды стоимости недвижимости. Факторы, влияющие на стоимость недвижимости.
- 22. Принципы оценки недвижимости. Технология оценки недвижимости.
- 23. Подходы к оценке недвижимости. Итоговая стоимость.
- 24. Возникновение и развитие ипотечного кредитования. Развитие ипотеки в России. Ипотека как способ обеспечения обязательств.
- 25. Особенности ипотечного кредитования. Особенности рынков ипотечного капитала.
- 26. Основные этапы ипотечного кредитования. Виды кредитования недвижимости в особых целях.
- 28. Основные положения оценки земельных участков. Массовая оценка и оценка единичных объектов земельной собственности.
- 29. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования земли. Повышение эффективности использования городских земель.
- 30. Подходы и методы оценки земель.
- 31. Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества. Понятия и общие положения о налогообложении недвижимости.
- 32. Модель жизненного цикла предприятия и организационное развитие. Факторы, влияющие на развитие предприятия.
- 33. Понятие «кризис», классификация кризисов.
- 34. Понятие «банкротство» и его виды. Банкротство в развитых странах.
- 35. Антикризисное управление предприятием как действующим и развивающимся.
- 36. Антикризисный финансовый менеджмент.
- 37. Разработка маркетинговой стратегии антикризисного управления предприятием.
- 38. Антикризисный организационно-производственный менеджмент.
- 39. Управление персоналом на кризисном предприятии.
- 40. Виды износа машин, оборудования и транспортных средств (физический, функциональный и внешний износ). Содержание понятия «износ» с позиций оценщика и бухгалтера.
- 42. Федеральный закон "Об оценочной деятельности": основные положения.
- 43. Федеральные стандарты оценки: основные положения.
- 44. Область применения и ограничения сравнительного (рыночного) подхода при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств.
- 45. Область применения и ограничения затратного (имущественного) подхода при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств.
- 46. Область применения и ограничения доходного подхода при оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств, особенности его применения и отличие от оценки бизнеса (предприятия).
- 47. Согласование результатов оценки стоимости объектов, полученных с применением разных подходов (методов).
- 48. Виды и границы разделения труда. Производственный, технологический и трудовой процессы. Условия труда. Режимы труда и отдыха. Рабочее место. Классификация затрат рабочего времени.
- 49. Сущность и содержание нормирования труда. Функции, виды норм труда и их характеристики. Структура технически обоснованной нормы времени.
- 50. Формы и системы оплаты труда при тарифном подходе. Особенности оплаты труда различных категорий персонала.
- 51. Структура заработной платы. Роль надбавок и доплат в стимулировании труда. Экономическая сущность премии.
- 52. Субъекты и цели предпринимательской деятельности. Внутренняя и внешняя предпринимательская среда.
- 53. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. Роль малого предпринимательства в экономике, преимущества и недостатки.
- 54. Договорные отношения предпринимателей с хозяйствующими партнерами. Сущность договоров и их виды. Заключение и расторжение договоров.
- 55. Спрос, объем спроса, детерминанты спроса, изменение объема спроса.
- 56. Предложение, объем предложения, изменения объема предложения.
- 57. Равновесие рынка и последствия его нарушения.
- 58. Эластичность спроса и предложения: Практическое применение показателя эластичности.
- 59. Поведение фирмы в краткосрочный период.
- 60. Поведение фирмы в долгосрочный период.
- 61. Ценообразование на монопольном рынке.
- 62. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции.
- 63. Ценообразование на олигополистическом рынке.
- 64. Доходный подход и его методы в оценке стоимости бизнеса.
- 65. Сравнительный подход и его методы в оценке стоимости бизнеса.
- 66. Затратный подход и его методы в оценке стоимости бизнеса.
- 67. Модель Гордона в оценке стоимости бизнеса.
- 68. Шесть функций денежной единицы и их практическое использование.
- 69. Маркетинговые исследования, маркетинговая информационная система, методы сбора маркетинговой информации.
- 70. Товарная политика. Сбытовая политика маркетинга. Конкурентоспособность фирмы, товара.
- 71. Маркетинговый аудит, swot- анализ.
- 72. Формирование спроса и стимулирование сбыта. Рекламная политика. Формирование бренда и управление им.
- 73. Формирование товарной политики. Разработка рыночной стратегии. Разработка ценовой стратегии.
- 74. Сегментирование рынка, его роль в маркетинге. Организация маркетинговой службы. Этапы развития маркетинга.
- 75. Мировое хозяйство: понятие, структура, субъекты и тенденции развития.
- 76. Международное разделение труда, его формы, показатели мрт и его тенденции на современном этапе.
- 77. Государственное регулирование внешней торговли. Тарифные и нетарифные методы.
- 78. Роль вто в регулировании международной торговли. Россия и Всемирная торговая организация.
- 79. Международное движение капитала. Причины вывоза капитала и его формы.
- 80. Кризис внешней задолженности: причины возникновения.
- 81. Валютный курс как средство регулирования платежного баланса. Механизм формирования валютного курса. Определение валютного курса.
- 82. Причины и потоки международной миграции. Государственное регулирование трудовой миграции. Проблемы миграции в России.
- 83. Зарождение и трансформация рыночной модели хозяйствования в 16-20 вв.
- 84. Анализ финансово-хозяйственной деятельности в управлении предприятием. Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности в управлении предприятием.
- 85. Анализ трудовых ресурсов с использованием моделей факторного анализа.
- 86. Анализ эффективности использования материальных ресурсов с применением моделей факторного анализа.
- 87. Модели маржинального анализа финансовых результатов.
- 88. Оборотные средства и оборотный капитал. Оборотные средства: состав, ликвидность текущих активов. Показатели эффективности использования. Нормирование.
- 89. Издержки: понятие и виды. Издержки производства и обращения; себестоимость товарной продукции; себестоимость реализованной продукции. Транспортные издержки.
- 90. Анализ объема производства и реализация продукции. Показатели и методика расчета произведенной и реализованной продукции.
- 91. Анализ и оценка влияния на объем продукции использования производственных ресурсов.
- 92. Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия.
- 93. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции.
- 94. Сравнительный подход при оценке недвижимости. Основные методы сравнительного подхода при оценке недвижимости и их особенности.
- 95. Затратный подход при оценке недвижимости. Основные методы затратного подхода при оценке недвижимости и их особенности.
- 96. Доходный подход при оценке недвижимости. Основные методы доходного подхода при оценке недвижимости и их особенности.
- 97. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования при оценке объектов недвижимости.
- 98. Выбор стратегии. Стратегические альтернативы фирмы.
- 99. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики.
- 100. Экономические учения эпохи регулируемой (социально-ориентированной) рыночной экономики.
- 101. Теории государственного регулирования экономики: кейнсианство и неолиберализм.
- 102. Модель кумулятивного построения ставки дисконтирования в оценке стоимости бизнеса. Метод рынка капитала. Метод сделок. Метод отраслевой специфики в оценке стоимости бизнеса.
- 103. Модель оценки капитальных активов в оценке стоимости бизнеса.