logo search
экзамен по Тишаеву Warehouse (1)

47. Проведение бюджетного кон­троля (бк) направлено на соблюдение законности на всех стадиях бюд­жетного процесса для эффектив­ного выполнения государством своих функций и задач.

Функции по финансовому контролю в бюджетной сфере возложены на Правительство Россий­ской Федерации, которое разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, Министерство финансов Рос­сийской Федерации, которое является фе­деральным органом исполнитель­ной власти, обеспечивающим про­ведение единой государственной финансовой политики и осуще­ствляющим общее руководство организацией финансов в стране, Федеральное казначейство, Счетную Палату, а также на Федеральную службу финан­сово-бюджетного надзора, которая явля­ется федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Нормативно-правовую базу осуществления бюджетного кон­троля составляют следующие нормативные правовые акты.

1. Бюджетный кодекс РФ (гл. 26, 27); 2.Федеральный закон от 11 ян­варя 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», 3. Постановление «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» и др.

Согласно ст. 282 БК РФ к нарушителям бюджетно­го законодательства могут быть применены следующие меры:

Если рассматривать БК в его современном состоянии как единую систему, то следует признать, что в ее рамках функционирует до десятка крупных, фактически самостоятель­ных контролирующих подсистем, включающих несколько сот региона­льных и территориальных подразде­лений. Имея одну общую конечную цель — контроль за расходованием казенных сумм, действуют эти под­системы несогласованно, скорее даже разрозненно.

Несогласованность заложена из­начально, она вызвана разночтения­ми в законодательных и других нор­мативно-правовых актах, на основа­нии которых действуют те или иные органы. Возможности ее преодоле­ния ограничиваются тем, что в стра­не до сих пор нет федерального зако­на, определяющего, что такое госу­дарственный финансовый контроль и каковы полномочия органов, его осуществляющих.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независи­мости и гласности.

Однако и здесь есть свои проблемы. Повышение эффективности деятельности СП сдерживается «узостью рамок» правового статуса, хроническим отставанием законодательства РФ по вопросам государственного финансового контро­ля. Полномочия СП не распространяются на предприятия негосударственного сектора эконо­мики, не использующие государственные средства, что вызывает непредставление необходимой ин­формации. Практически ушли из-под контроля СП внутренние операции Центрального банка РФ, его бюджет, статьи использования и получения прибыли. СП практически не обладает полномо­чиями по реальному принудительному воздей­ствию на нарушителей налогового и бюджетного законодательства.

Необходимо наделить СП не только правом об­ращаться самостоятельно в суд с исками для устра­нения выявленных нарушений, но в некоторых слу­чаях и правом наложения наказаний, их реализации.

Вместе с тем придание органу независимого парламентского контроля сделает его практически неконтролируемым и нарушит систему сдержек и противовесов в государстве. Поэтому увеличение эффектив­ности СП необходимо обеспечить, увеличив конт­ролируемость СП субъектов финансовой системы государства, ужесточив механизм наказаний, реа­лизуемых конкретно СП.

Таким образом, в настоящее время система БК, сложившаяся в нашей стране, не является идеальной и, соответственно, требует совершенствования. Пути решения проблем в сфере БК можно разделить на организационные и правовые.

К правовым проблемам и методам их устранения следует отнести:

  1. Отсутствие единого системообразующего закона о государственном контроле в РФ. Наличие более 260 за­конов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов, регулирующих соответст­вующие отношения, отнюдь не обеспечивает координацию и вза­имодействие между контрольно-финансовыми органами, а порой, напротив, вносят в контрольную деятельность рассогласован­ность. Следовательно, необходимо принять ФЗ о фин-м контроле в РФ, который закрепит деятельность и функции всех контролирующих органов;

  2. Отсутствие правового регулирования деятельности контролирующих органов, несовершенство нашего законодательства приводит к тому, что многие преступления в сфере бюджетных отношений остается за пределами наказуемости. Соответственно, необходимо систематизировать и усовершенствовать наше законодательство, в частности БК РФ и УК РФ;

К организационным проблемам и методам их устранения относится:

  1. неэффективное дублирование и параллелизм функций контролирующих органов бюджетного контроля, а также несогласованность планов их работ и контрольных мероприятий приводит к тому, что в результате одни и те же субъекты контроля нередко проверяются в те­чение года разными контрольными органами, в то время как другие получатели бюджетных средств не контролируются годами. Решением данной проблемы может явиться принятие ФЗ о фин-м контроле, о котором уже говорилось ранее;

  2. отсутствие механизма контроля за органами, исполняющими бюджеты в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Следовательно, необходимо закрепить в БК РФ основы механизма взаимодействия контролирующих органов как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях;

  3. неприспособленность большинства имеющихся специалистов к выполняемой ими работе по осуществлению бюджетного контроля. Это вызвано их неподготовленностью к деятельности в данной сфере, а также ограниченным составом, т.н. проблема кадров. Соответственно необходимо совершенствовать кадровый потенциал;

  4. применение зарубежного опыта. Это необходимо для нашей системы бюджетного контроля, т.к. нам есть, что перенять в этой сфере. Рассматривая такие страны, как Великобритания, Франция, Италия, необходимо заметить, что у них:

    • наблюдается тенденция к минимизации коли­чества контролирующих институтов, занима­ющихся одной проблемой контроля,

    • использование государственных средств рас­сматривается не с позиции их целевого исполь­зования, а с позиции минимизации затрат, по­лучения максимальных результатов при опре­деленных затратах, степени достижения глав­ных целей, на которые средства направлялись,

    • усиление контроля достигается не за счет со­здания новых контролирующих институтов, а за счет интеграции различных контролирующих органов,

    • повышение эффективности контрольных ме­роприятий производится за счет публичности результатов проверок.

Предлагаемые мероприятия по управлению бюджетным контролем обеспечат целост­ность всей системы контроля в РФ, ее мобиль­ность, эффективность проведения проверок, будут способствовать повышению эффективности бюджетных расходов, а также будут являться основой деятельности по предупреждению и пресечению преступлений в финансово-бюджетной сфере.

Создание эффективной системы финансового, в том числе и бюджетного контроля, позволит уменьшить негативные моменты, связан­ные с функционированием теневой экономики, уменьшением сбора налогов, вывозом капитала за границу и ростом экономических преступлений и, как следствие, это снизит угрозу для национальной безопасности и, в частности, для бюджетной безопасности нашей страны.