47. Проведение бюджетного контроля (бк) направлено на соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством своих функций и задач.
Функции по финансовому контролю в бюджетной сфере возложены на Правительство Российской Федерации, которое разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, Министерство финансов Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране, Федеральное казначейство, Счетную Палату, а также на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
Нормативно-правовую базу осуществления бюджетного контроля составляют следующие нормативные правовые акты.
1. Бюджетный кодекс РФ (гл. 26, 27); 2.Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», 3. Постановление «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» и др.
Согласно ст. 282 БК РФ к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры:
предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
блокировка расходов;
изъятие бюджетных средств;
приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
наложение штрафа;
начисление пени;
иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом и другими федеральными законами.
Если рассматривать БК в его современном состоянии как единую систему, то следует признать, что в ее рамках функционирует до десятка крупных, фактически самостоятельных контролирующих подсистем, включающих несколько сот региональных и территориальных подразделений. Имея одну общую конечную цель — контроль за расходованием казенных сумм, действуют эти подсистемы несогласованно, скорее даже разрозненно.
Несогласованность заложена изначально, она вызвана разночтениями в законодательных и других нормативно-правовых актах, на основании которых действуют те или иные органы. Возможности ее преодоления ограничиваются тем, что в стране до сих пор нет федерального закона, определяющего, что такое государственный финансовый контроль и каковы полномочия органов, его осуществляющих.
Счетная палата РФ осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.
Однако и здесь есть свои проблемы. Повышение эффективности деятельности СП сдерживается «узостью рамок» правового статуса, хроническим отставанием законодательства РФ по вопросам государственного финансового контроля. Полномочия СП не распространяются на предприятия негосударственного сектора экономики, не использующие государственные средства, что вызывает непредставление необходимой информации. Практически ушли из-под контроля СП внутренние операции Центрального банка РФ, его бюджет, статьи использования и получения прибыли. СП практически не обладает полномочиями по реальному принудительному воздействию на нарушителей налогового и бюджетного законодательства.
Необходимо наделить СП не только правом обращаться самостоятельно в суд с исками для устранения выявленных нарушений, но в некоторых случаях и правом наложения наказаний, их реализации.
Вместе с тем придание органу независимого парламентского контроля сделает его практически неконтролируемым и нарушит систему сдержек и противовесов в государстве. Поэтому увеличение эффективности СП необходимо обеспечить, увеличив контролируемость СП субъектов финансовой системы государства, ужесточив механизм наказаний, реализуемых конкретно СП.
Таким образом, в настоящее время система БК, сложившаяся в нашей стране, не является идеальной и, соответственно, требует совершенствования. Пути решения проблем в сфере БК можно разделить на организационные и правовые.
К правовым проблемам и методам их устранения следует отнести:
Отсутствие единого системообразующего закона о государственном контроле в РФ. Наличие более 260 законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие отношения, отнюдь не обеспечивает координацию и взаимодействие между контрольно-финансовыми органами, а порой, напротив, вносят в контрольную деятельность рассогласованность. Следовательно, необходимо принять ФЗ о фин-м контроле в РФ, который закрепит деятельность и функции всех контролирующих органов;
Отсутствие правового регулирования деятельности контролирующих органов, несовершенство нашего законодательства приводит к тому, что многие преступления в сфере бюджетных отношений остается за пределами наказуемости. Соответственно, необходимо систематизировать и усовершенствовать наше законодательство, в частности БК РФ и УК РФ;
К организационным проблемам и методам их устранения относится:
неэффективное дублирование и параллелизм функций контролирующих органов бюджетного контроля, а также несогласованность планов их работ и контрольных мероприятий приводит к тому, что в результате одни и те же субъекты контроля нередко проверяются в течение года разными контрольными органами, в то время как другие получатели бюджетных средств не контролируются годами. Решением данной проблемы может явиться принятие ФЗ о фин-м контроле, о котором уже говорилось ранее;
отсутствие механизма контроля за органами, исполняющими бюджеты в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Следовательно, необходимо закрепить в БК РФ основы механизма взаимодействия контролирующих органов как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях;
неприспособленность большинства имеющихся специалистов к выполняемой ими работе по осуществлению бюджетного контроля. Это вызвано их неподготовленностью к деятельности в данной сфере, а также ограниченным составом, т.н. проблема кадров. Соответственно необходимо совершенствовать кадровый потенциал;
применение зарубежного опыта. Это необходимо для нашей системы бюджетного контроля, т.к. нам есть, что перенять в этой сфере. Рассматривая такие страны, как Великобритания, Франция, Италия, необходимо заметить, что у них:
наблюдается тенденция к минимизации количества контролирующих институтов, занимающихся одной проблемой контроля,
использование государственных средств рассматривается не с позиции их целевого использования, а с позиции минимизации затрат, получения максимальных результатов при определенных затратах, степени достижения главных целей, на которые средства направлялись,
усиление контроля достигается не за счет создания новых контролирующих институтов, а за счет интеграции различных контролирующих органов,
повышение эффективности контрольных мероприятий производится за счет публичности результатов проверок.
Предлагаемые мероприятия по управлению бюджетным контролем обеспечат целостность всей системы контроля в РФ, ее мобильность, эффективность проведения проверок, будут способствовать повышению эффективности бюджетных расходов, а также будут являться основой деятельности по предупреждению и пресечению преступлений в финансово-бюджетной сфере.
Создание эффективной системы финансового, в том числе и бюджетного контроля, позволит уменьшить негативные моменты, связанные с функционированием теневой экономики, уменьшением сбора налогов, вывозом капитала за границу и ростом экономических преступлений и, как следствие, это снизит угрозу для национальной безопасности и, в частности, для бюджетной безопасности нашей страны.
- 1. Понятие «безопасность» и историческая эволюция взглядов на определение его содержания
- 2. Безопасность социальных систем как интегрирующая форма учета интересов
- 3. Понятие «национальные интересы», его содержание и структура
- 4. Национальные интересы России на современном этапе исторического развития
- 5. Понятие «национальная безопасность»: содержание и структура
- 6. Национальная безопасность России: современные подходы к определению содержания и их институциональное закрепление
- 7. Характеристика современных угроз национальной безопасности России.
- 8. Понятие обеспечения безопасности. Система обеспечения национальной безопасности России и ее основные элементы
- 9. Конституционные основы обеспечения национальной безопасности.
- 10. Основные субъекты обеспечения национальной безопасности.
- 11. Экономическая безопасность: содержание и место в структуре национальной безопасности (нб).
- 12. Обеспечение эб как составная часть системы обеспечения нац-й безоп-ти России.
- 13. Институциональная основа обеспечения национальной экономической безопасности (нэб) России.
- 14. Субъекты обеспечения нэб России.
- 15. Основные критерии нэб и проблемы их определения.
- 16. Проблема определения индикаторов и пороговых значений национальной экономической безопасности.
- 17. Характеристика современных угроз национальной экономической безопасности России.
- 18. Криминализация экономических отношений как угроза национальной экономической безопасности.
- 19. Характеристика криминальной ситуации в сфере экономики в современной России.
- 21. Коррупция как фактор и проявление криминализации экономики
- 23. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, как угроза национальной экономической безопасности
- 24. Правовая основа противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 25. Банк России в системе противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансир терроризма (не совсем то, нужно посмотреть в нете на сайте банка России)
- 26. Федеральная служба по финансовому мониторингу в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
- 28. Институциональные проблемы совершенствования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
- 29. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств как фактор нэб.
- 30. Конкурентоспособность отечественной экономики как фактор нэб.
- 31. Финансовая безопасность в структуре нэб
- 32. Критерии, индикаторы и пороговые значения фб.
- 33. Характеристика современных угроз национальной финансовой безопасности России.
- 34. Совершенствование государственного (муниципального) финансового контроля как фактор укрепления финансовой безопасности
- 35. Налоговое состояние нэб.
- 36. Критерии и угрозы налоговой безопасности России.
- 38. Основные направления налоговой реформы в контексте обеспечения национальной налоговой безопасности (по сост. На 2004год)
- 40. Совершенствование налогового администрирования как фактор укрепления национальной налоговой безопасности
- 41. Бюджетная безопасность в структуре национальной экономической безопасности.
- 42. Критерии, индикаторы и пороговые значения бюджетной безопасности.
- 43. Характеристика современных угроз бюджетной безопасности России. (что-н сочинить на основе этого)
- 44. Обеспечение «вертикальной» сбалансированности бюджетной системы рф как фактор укрепления бюджетной безопасности.
- 45. Проблема «горизонтальной» сбалансированности бюджетов в контексте обеспечения бюджетной безопасности.
- 46. Повышение эффективности бюджетных расходов как необходимое условие и фактор обеспечения бюджетной безопасности.
- 47. Проведение бюджетного контроля (бк) направлено на соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством своих функций и задач.
- 48. Безопасность денежно-кредитной системы в структуре нэб.
- 49.Критерии и угрозы безопасности денежно-кредитной системы.
- 50. Денежно-кредитная политика как инструмент обеспечения национальной экономической безопасности.
- 51. Безопасность реального сектора экономики.
- 52. Региональная эконом безоп-ть в структуре нэб
- 53. Проблемы экономической безопасности хозяйствующих субъектов.
- 54 Проблемы экономической безопасности личности