Понятие, сущность и функции финансов. Финансовая система и ее структура
В переводе с греческого «система» (systema) означает «целое, составленное из частей». С философской точки зрения система – это комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка.
Финансы - это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта (ВНП).
Финансы характеризуются следующими признаками:
-
денежная форма выражения;
-
распределительный характер отношений при отсутствии эквивалентного обмена;
-
распределение валового национального продукта и национального дохода через специальные фонды.
Содержание экономических отношений раскрывается через такие категории, как доходы и расходы, прямые и косвенные налоги, дотации, субвенции, бюджетные ассигнования и т.д., характеризующие различные виды движения денежных ресурсов, и следовательно, через экономические связи между физическими и юридическими лицами.
Финансовые отношения складываются между хозяйствующими субъектами, а также между отраслями и регионами (государством, с одной стороны, и предприятиями, населением, общественными организациями, с другой стороны; между предприятиями; внутри предприятий; между предприятиями и банками). Эти связи образуют структуру финансовых отношений.
Финансы выполняют в экономике следующие основные функции: аккумулирующую; регулирующую; распределительную; контрольную.
Аккумулирующая функция связана с созданием материальной основы существования государства и обеспечения его функционирования.
Регулирующая функция выражается в стимулировании деятельности субъектов финансовых отношений с целью развития научно-технического прогресса и решения социальных проблем.
Распределительная функция заключается в формировании и использовании денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд социального страхования, специальные фонды, фонды предприятия.
Контрольная функция обеспечивает правильность взимания налогов и использование их по целевому назначению.
В целом финансовые отношения могут быть выделены в три крупные сферы: государственные финансы; финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование.
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья. Например, государственные финансы состоят из финансирования за счет государственного бюджета; внебюджетных фондов государственных кредитов.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Для наглядной иллюстрации последняя представлена на рис.1.
Финансовая система - это прежде всего отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных средств через соответствующие институты, учреждения на основе законодательно установленных нормативов.
Необходимо представлять, что объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью. Чем крупнее масштабы производства и выше его эффективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых средств.
Рис. 1. Структура финансовой системы в России
Государственные финансы, являясь важной сферой финансовой системы страны, призваны обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций, в том числе и функций, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Под финансовым обеспечением пожарной безопасности понимается регулирование денежных отношений с целью создания, распределения и использования финансовых ресурсов на ее нужды. Законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (ст. 10) “О пожарной безопасности” регламентируется порядок финансового обеспечения в области пожарной безопасности. В зависимости от источника финансирования обеспечение деятельности противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций личному составу в соответствии с этим законом является расходным обязательством: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны - за счет собственных средств учредителей
Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности, в том числе по федеральным и региональным целевым программам в области пожарной безопасности, планируется и осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.
Финансирование органов управления и подразделений ФПС - Федеральной противопожарной службы (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров), пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений осуществляется за счет средств федерального бюджета, ГПС – Государственной противопожарной службы – за счет бюджетов субъектов РФ.
Объектовые подразделения ГПС, созданные на основе договоров с предприятиями, содержатся за счет средств этих предприятий. Специальные подразделения ГПС, созданные на основе договоров с предприятиями, вошедшими в перечень предприятий, выполняющих оборонный заказ, содержатся за счет средств федерального бюджета. Ранее действующее Постановление Правительства РФ от 1994 г. № 77 – отменено.
Территориальные подразделения ГПС, созданные на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.
Минимальная численность указанных подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава ГПС на каждые 650 человек населения. Фактически согласно статистическим данным в среднем на одного профессионального пожарного приходится в Москве – 945 жителей, в Санкт-Петербурге – 1089 жителей, а в среднем по России – 537 жителей (журнал «Пожарная безопасность» № 6 2005 г.).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе увеличивать, в пределах имеющихся в их распоряжении средств, расходы на содержание ГПС.
Опыт многих зарубежных государств показывает, что значительную часть своих услуг пожарная охрана оказывает на безвозмездной основе, другая же часть услуг должна быть оплачена потребителями этих услуг.
В настоящее время многие вопросы обеспечения пожарной безопасности решаются непосредственно в регионах без команд центра. У пожарной охраны открываются и законодательно подкрепляются новые возможности зарабатывания средств и формирования новых, внебюджетных источников финансирования развития системы обеспечения пожарной безопасности и пожарной охраны как важнейшей ее составной части.
Основными направлениями деятельности пожарной охраны по формированию внебюджетных источников финансирования согласно ст.24 ФЗ-69 от 21.12.94 г. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) могут быть следующие виды работ услуг в области пожарной безопасности:
-
охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе;
-
производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;
-
выполнение проектных, изыскательских работ;
-
проведение научно-технического консультирования и экспертизы;
-
испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;
-
обучение населения мерам пожарной безопасности;
-
осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;
-
огнезащитные и трубо-печные работы;
-
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
-
ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
-
строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;
-
другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Так, в области организационной деятельности наиболее важными мероприятиями можно считать: оказание дополнительных видов услуг предприятиям и населению, разрешение личному составу выполнять работы в области пожарной безопасности по договорам с организациями и с частными лицами.
Одной из более перспективных в настоящее время является производственная деятельность. Организация этой деятельности возможна в виде предприятий ГПС на базе отрядов, частей, пожарно-технических центров с использованием специалистов ГПС.
Приказом УГПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 05 февраля 2002 № 38 «О выполнении Управлением и подразделениями УГПС ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области платных работ и платных услуг в области пожарной безопасности» с изменений и дополнениями были утверждены:
-
Правила выполнения платных работ и оказания платных услуг в области пожарной безопасности.
-
Инструкция о порядке организации финансовой деятельности Управления и подразделений ГПС по выполнению платных работ и оказанию платных услуг в области пожарной безопасности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
-
Перечень и стоимость проводимых работ и оказываемых платных услуг в области пожарной безопасности предприятиям и гражданам.
Настоящим приказом был определены порядок и условия выполнения платных работ и оказания платных услуг в области пожарной безопасности подразделениями УГПС предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, и они являются обязательными для выполнения всеми подразделениями УГПС. В настоящее время в связи с реорганизацией Управления пожарной охраны по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в течение уже 2-х лет действие приказа приостановлено. Несомненно, что данный дополнительный источник финансирования обязательно будет восстановлен по окончании штатной реорганизации.
Финансовая деятельность Управления и подразделений ГПС по выполнению платных работ и оказанию платных услуг в области пожарной безопасности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области была организована и осуществлялась в соответствии с действующим законодательством и Генеральным разрешением на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства , выданным МЧС России.
Оплата по договорам производилась заказчиком работ (услуг) путем безналичных расчетов через отделения федерального казначейства Российской Федерации для зачисления на лицевые счета Управления или соответствующих подразделений УГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Стоимость работ и услуг, оказываемых Управлением и подразделениями ГПС, определены в соответствии с приказом. Сметы по доходам и расходам расшифровываются по статьям и литерам в соответствии с классификацией статей.
Поступающие денежные средства использовались: на поддержание и развитие материально-технической базы Управления и подразделений ГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области и восстановление расходов, связанных с проведением работ, на социальную защиту личного состава - вознаграждение сотрудников (работников), по решению руководства органа;
Следует отметить, использование внебюджетных источников финансирования способствовало покрытию дефицита финансирования из федерального бюджета и разрешению проблем финансового обеспечения в области пожарной безопасности.
В настоящее время единственным внебюджетным источником остается поступающая на лицевые счета подразделений ГПС оплата коммунальных услуг от проживающих в квартирах и общежитиях, состоящих на балансе ГПС. Эти суммы учитываются на бухгалтерских субсчетах и указываются в бухгалтерской отчетности. Расходование средств производится в соответствии со сметой, утверждаемой начальником Управления или его заместителем по тыловому обеспечению, (Приказ МЧС РФ от 07.07.2004 г. № 328 «О порядке утверждения смет доходов и расходов по внебюджетным средствам федеральных бюджетных учреждении, находящихся в ведении МЧС России).
- Объект изучения дисциплины "Экономика пожарной безопасности"
- Предмет и метод изучения дисциплины эпб
- Основные тенденции социально-экономического развития страны и их взаимосвязь с системой обеспечения пожарной безопасности
- Национальное богатство страны, его структура
- Структура национального богатства России в 1999 году, %
- Стоимостные показатели, характеризующие уровень развития национальной экономики
- Основные и оборотные фонды: сущность, понятие и структура
- Основные
- Оборотные
- Отвлеченные
- 1.Производственные запасы: сырье, материалы, топливо и др.
- 2.Запасы (остатки) незавершенного производства
- Вопросы для самоконтроля:
- Предмет и метод изучения дисциплины эпб.
- Основные и оборотные фонды: сущность, понятие и структура.
- Система цен. Ценообразование в рыночной системе хозяйствования.
- 3. Ценовая политика предприятий. Основные методы определения цены и их краткая характеристика
- Тема 3 Капитальные вложения на обеспечение противопожарной защиты
- 1. Назначение и структура капитальных вложений на обеспечение пожарной безопасности
- 2. Понятие сметы. Сметная стоимость строительных работ; монтажа пожарного оборудования и средств пожарной автоматики
- I. Административно - хозяйственные расходы
- II. Расходы на обслуживание работников строительства
- III. Расходы на организацию работ на строительных площадках
- IV. Прочие накладные расходы
- V. Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходов, но относимые на накладные расходы
- Определение капитальных затрат, связанных с созданием нового инженерно-технического решения для противопожарной защиты объекта
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 4. Эксплуатационные расходы на противопожарную защиту
- 1. Понятие эксплуатационных расходов на противопожарную защиту (ппз). Эксплуатационные расходы, связанные с объемно-планировочными и конструктивными решениями ппз зданий и сооружений
- Эксплуатационные расходы на содержание пожарных машин
- 3. Текущие затраты на эксплуатацию огнетушителей
- Тема 5. Экономические потери от пожаров и методы их определения
- 1. Понятие, сущность и виды потерь от пожаров
- 2. Совокупные потери от пожаров: структура и методы определения
- 3. Определение среднегодового размера потерь от пожаров в расчетах экономической эффективности.
- Тема 6. Экономическая эффективность капитальных вложений в противопожарную защиту (ппз)
- Основные методические положения оценки экономической эффективности капитальных вложений в ппз
- Метод сравнительного анализа экономической эффективности вариантов ппз. Сущность и величина нормативного коэффициента экономической эффективности
- Формулы для определения экономических показателей
- Основные методические положения по расчету экономической эффективности новой пожарной техники и оборудования
- Особенности расчета экономической эффективности пожарно-профилактических мероприятий.
- Тема 13 Экономические проблемы обеспечения пожарной безопасности в условиях рыночной экономики.
- Императивы формирования новой концепции управления пожарным риском в условиях рыночной экономики. Система методов обеспечения пожарной безопасности. Административные и экономические методы.
- Экономические методы управления пожарным риском
- 2.1. Механизмы перераспределения пожарного риска (противопожарное страхование). Принципы эффективного функционирования механизма противопожарного страхования
- Р ис. 14. Схема функционирования пэс в рыночной системе
- 2.2. Методологические основы определения страховых тарифов при огневом страховании
- 2.3. Механизмы экономической ответственности и экономического стимулирования. Рыночные механизмы регулирования уровня пожарного риска
- Понятие, сущность и функции финансов. Финансовая система и ее структура
- 2.Государственный бюджет и его структура. Налоговая система в рф.
- Система налогов Российской Федерации
- Основы организации и планирования бюджетных ассигнований на содержание органов управления и подразделений гпс. Смета и ее основные статьи расходов.
- Основные формы финансовых расчетов. Принципы организации наличных и безналичных расчетов.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 9 Денежное довольствие личного состава гпс.
- Денежное довольствие лиц рядового и начальствующего
- 2. Удержания из денежного довольствия и заработной платы лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала.
- Порядок оформления, использования и обращения с воинскими перевозочными документами в системе мчс России. Денежная компенсация за проезд к месту проведения отпуска.
- 4. Порядок выплаты выходного пособия при увольнении из мчс России. Пенсионное обеспечение личного состава гпс при увольнении со службы из органов внутренних дел.
- 4. Организация оплаты труда гражданского персонала в органах управления и подразделениях гпс
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 9 Материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений гпс
- Порядок организации финансирования и снабжения материальными средствами органов управления и подразделений гпс
- Цели и задачи формирования конкурсных комиссий в органах управления и подразделениях гпс. Порядок проведения открытых и закрытых конкурсов (торгов).
- Организация обеспечения личного состава гпс вещевым имуществом.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 10 Экономические основы организации производственной деятельности в подразделениях технической службы гпс.
- Организационно-правовые и экономические основы функционирования подразделений технической службы гпс.
- 1. Организационно-правовые и экономические основы функционирования подразделений технической службы гпс
- 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности подразделений технической службы гпс
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 11 Основы организации и ведения бухгалтерского учета в органах управлениях и подразделениях гпс.
- 1. Сущность, значение и виды учета хозяйственной деятельности
- 2.1. Основные цели и задачи бухгалтерского учета. Предмет и метод бухгалтерского учета
- 2.2. Понятие плана счетов бухгалтерского учета в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете. Сущность двойной записи и корреспонденции счетов
- 2.3. Бухгалтерские документы и формы бухгалтерского учета. Порядок исправления ошибочных записей в регистрах бухгалтерского учета
- 3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в органах управления и подразделениях гпс
- Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
- 4. Материальная ответственность личного состава гпс за ущерб, причиненный государству.
- 5. Порядок и условия постановки на учет и списания основных средств и товарно-материальных ценностей в органах управления и подразделениях гпс.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 12 Основы организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью органов управления и подразделений гпс.
- Сущность и организационные формы контроля в России. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации
- 1. Сущность и организационные формы контроля в России. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации
- Ведомственный финансовый контроль в системе мчс России. Формы и основные задачи ведомственного финансового контроля
- Основные виды ревизий финансово-хозяйственной деятельности и их краткая характеристика
- Основные этапы проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности в органах управления и подразделениях гпс.
- Вопросы для самоконтроля: