logo search
Учебник ЭПБ+

Понятие, сущность и функции финансов. Финансовая система и ее структура

В переводе с греческого «система» (systema) означает «целое, составленное из частей». С философской точки зрения система – это комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка.

Финансы - это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового национального продукта (ВНП).

Финансы характеризуются следующими признаками:

Содержание экономических отношений раскрывается через такие категории, как доходы и расходы, прямые и косвенные налоги, дотации, субвенции, бюджетные ассигнования и т.д., характеризующие различные виды движения денежных ресурсов, и следовательно, через экономические связи между физическими и юридическими лицами.

Финансовые отношения складываются между хозяйствующими субъектами, а также между отраслями и регионами (государством, с одной стороны, и предприятиями, населением, общественными организациями, с другой стороны; между предприятиями; внутри предприятий; между предприятиями и банками). Эти связи образуют структуру финансовых отношений.

Финансы выполняют в экономике следующие основные функции: аккумулирующую; регулирующую; распределительную; контрольную.

Аккумулирующая функция связана с созданием материальной основы существования государства и обеспечения его функционирования.

Регулирующая функция выражается в стимулировании деятельности субъектов финансовых отношений с целью развития научно-технического прогресса и решения социальных проблем.

Распределительная функция заключается в формировании и использовании денежных средств через соответствующие фонды целевого назначения: госбюджет, фонд социального страхования, специальные фонды, фонды предприятия.

Контрольная функция обеспечивает правильность взимания налогов и использование их по целевому назначению.

В целом финансовые отношения могут быть выделены в три крупные сферы: государственные финансы; финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья. Например, государственные финансы состоят из финансирования за счет государственного бюджета; внебюджетных фондов государственных кредитов.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему. Для наглядной иллюстрации последняя представлена на рис.1.

Финансовая система - это прежде всего отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных средств через соответствующие институты, учреждения на основе законодательно установленных нормативов.

Необходимо представлять, что объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства, его эффективностью. Чем крупнее масштабы производства и выше его эффективность, тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовых средств.

Рис. 1. Структура финансовой системы в России

Государственные финансы, являясь важной сферой финансовой системы страны, призваны обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций, в том числе и функций, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

Под финансовым обеспечением пожарной безопасности понимается регулирование денежных отношений с целью создания, распределения и использования финансовых ресурсов на ее нужды. Законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (ст. 10) “О пожарной безопасности” регламентируется порядок финансового обеспечения в области пожарной безопасности. В зависимости от источника финансирования обеспечение деятельности противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций личному составу в соответствии с этим законом является расходным обязательством: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны - за счет собственных средств учредителей

Финансовое обеспечение в области пожарной безопасности, в том числе по федеральным и региональным целевым программам в области пожарной безопасности, планируется и осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах.

Финансирование органов управления и подразделений ФПС - Федеральной противопожарной службы (за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров), пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений осуществляется за счет средств федерального бюджета, ГПС – Государственной противопожарной службы – за счет бюджетов субъектов РФ.

Объектовые подразделения ГПС, созданные на основе договоров с предприятиями, содержатся за счет средств этих предприятий. Специальные подразделения ГПС, созданные на основе договоров с предприятиями, вошедшими в перечень предприятий, выполняющих оборонный заказ, содержатся за счет средств федерального бюджета. Ранее действующее Постановление Правительства РФ от 1994 г. № 77 – отменено.

Территориальные подразделения ГПС, созданные на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.

Минимальная численность указанных подразделений устанавливается из расчета одна единица личного состава ГПС на каждые 650 человек населения. Фактически согласно статистическим данным в среднем на одного профессионального пожарного приходится в Москве – 945 жителей, в Санкт-Петербурге – 1089 жителей, а в среднем по России – 537 жителей (журнал «Пожарная безопасность» № 6 2005 г.).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе увеличивать, в пределах имеющихся в их распоряжении средств, расходы на содержание ГПС.

Опыт многих зарубежных государств показывает, что значительную часть своих услуг пожарная охрана оказывает на безвозмездной основе, другая же часть услуг должна быть оплачена потребителями этих услуг.

В настоящее время многие вопросы обеспечения пожарной безопасности решаются непосредственно в регионах без команд центра. У пожарной охраны открываются и законодательно подкрепляются новые возможности зарабатывания средств и формирования новых, внебюджетных источников финансирования развития системы обеспечения пожарной безопасности и пожарной охраны как важнейшей ее составной части.

Основными направлениями деятельности пожарной охраны по формированию внебюджетных источников финансирования согласно ст.24 ФЗ-69 от 21.12.94 г. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) могут быть следующие виды работ услуг в области пожарной безопасности:

Так, в области организационной деятельности наиболее важными мероприятиями можно считать: оказание дополнительных видов услуг предприятиям и населению, разрешение личному составу выполнять работы в области пожарной безопасности по договорам с организациями и с частными лицами.

Одной из более перспективных в настоящее время является производственная деятельность. Организация этой деятельности возможна в виде предприятий ГПС на базе отрядов, частей, пожарно-технических центров с использованием специалистов ГПС.

Приказом УГПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области

от 05 февраля 2002 № 38 «О выполнении Управлением и подразделениями УГПС ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области платных работ и платных услуг в области пожарной безопасности» с изменений и дополнениями были утверждены:

Настоящим приказом был определены порядок и условия выполнения платных работ и оказания платных услуг в области пожарной безопасности подразделениями УГПС предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, и они являются обязательными для выполнения всеми подразделениями УГПС. В настоящее время в связи с реорганизацией Управления пожарной охраны по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в течение уже 2-х лет действие приказа приостановлено. Несомненно, что данный дополнительный источник финансирования обязательно будет восстановлен по окончании штатной реорганизации.

Финансовая деятельность Управления и подразделений ГПС по вы­полнению платных работ и оказанию платных услуг в области пожарной безо­пасности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области была организована и осуще­ствлялась в соответствии с действующим законодательством и Генеральным разрешением на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства , выданным МЧС России.

Оплата по договорам производилась заказчиком работ (услуг) путем безналичных расчетов через отделения федерального казначейства Российской Федерации для за­числения на лицевые счета Управления или соответствующих подразделений УГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Стоимость работ и услуг, оказываемых Управлением и подразделениями ГПС, определены в соответствии с приказом. Сметы по доходам и расходам расшифровываются по статьям и литерам в соответствии с классификацией статей.

Поступающие денежные средства использовались: на поддержание и развитие материально-технической базы Управления и подразделений ГПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области и восстановление расходов, связанных с проведением работ, на социальную защиту личного состава - вознаграждение сотрудников (работников), по решению руководства органа;

Следует отметить, использование внебюджетных источников финансирования способствовало покрытию дефицита финансирования из федерального бюджета и разрешению проблем финансового обеспечения в области пожарной безопасности.

В настоящее время единственным внебюджетным источником остается поступающая на лицевые счета подразделений ГПС оплата коммунальных услуг от проживающих в квартирах и общежитиях, состоящих на балансе ГПС. Эти суммы учитываются на бухгалтерских субсчетах и указываются в бухгалтерской отчетности. Расходование средств производится в соответствии со сметой, утверждаемой начальником Управления или его заместителем по тыловому обеспечению, (Приказ МЧС РФ от 07.07.2004 г. № 328 «О порядке утверждения смет доходов и расходов по внебюджетным средствам федеральных бюджетных учреждении, находящихся в ведении МЧС России).