logo
Анализ правового положения налогоплательщиков на современном этапе развития налогового права

Глава 1. Понятие и виды налогоплательщиков

Характеристика налогового правоотношения дается в ст.2 Налогового кодекса Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 28.07.12 № 144-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824; 2012. № 31. Ст. 4333., в которой отмечается, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие в связи с установлением, введением и взиманием для зачисления в бюджетную систему налогов и сборов с физических лиц и организаций, а также осуществлением контроля и привлечением к ответственности за нарушения налогового законодательства Химичева Н.И. Финансовое право. - М.: Норма, 2008. - С.394..

В рассматриваемых налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации - банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Все они являются носителями юридическим прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права Там же - С.395..

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст.9 НК РФ являются Горбунова О.Н. Указ.соч. - С.348.:

1. Организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;

2. Организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налоговыми агентами;

3. Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения (налоговые органы);

4. Федеральная таможенная служба и ее подразделения;

5. Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

6. Министерство финансов РФ, министерство финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы-при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК;

7. Органы внутренних дел.

Как видим, налоговое правонарушение складывается между различными категориями субъектов, но основные группы субъектов - налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Следовательно, налогоплательщиками могут быть физические лица и организации. Более подробно рассмотрим в следующем разделе.

Законодатель, учитывая особенности развития гражданского оборота в условиях рынка, предусматривает возможность привлечения к уплате налогов и сборов не только налогоплательщиков, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, но и иных лиц. Для этого вводится понятие «взаимозависимые лица», которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц: 1)одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%; 2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; 3) лица состоят в брачных, родственных отношениях, отношениях свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

В НК с учетом норм гражданского законодательства предусмотрена возможность использования института представительства в налоговых правоотношениях (ст.26), т.е. налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Представительство может осуществляться в двух формах: как законное и уполномоченное.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Указанные положения распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

Законными представителя налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов государственного внебюджетного фонда, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.