logo
кредитный портфель v

3.2 Зарубежный опыт управления качеством кредитного портфеля

В мировой практике с предприятием каждого класса кредитоспособности банки по-разному строят свои кредитные отношения. Первоклассным заемщикам банки могут открывать кредитные линии, кредитовать по контокоррентному счету, выдавать бланковые (без обеспечения) ссуды с установлением во всех случаях более низкой процентной ставки, чем для всех остальных заемщиков. Кредитование второклассных заемщиков осуществляется банком при наличии соответствующих форм обеспечения обязательств клиентами по возврату кредита. Предоставление кредитов клиентам третьего класса связано для банка с серьезным риском, поэтому таким клиентам банки стараются кредитов не выдавать. Если же банк решается на выдачу кредита такому клиенту, то размер ссуды не должен превышать уставного фонда. Процентная ставка за кредит устанавливается на болеe высоком уровне.

Для определения классности заемщика банки стран Запада, а также российские банки широко используют качественные характеристики деятельности клиента.

В различных странах существуют разные методики определения уровня кредитоспособности. Так, в практике банков США применяется метод «правила пяти «си», то есть 39, с. 88:

1C - customer character (характер, репутация кредитополучателя);

2С - capacity to pay (способность погасить кредит);

ЗС - collateral (наличие обеспечения, залога);

4С - capital (капитал, владение активами);

5С - current business conditions and goodwill (экономическая конъюнктура и ее перспективы) [13, c.320]

Следует отметить, что данный метод не лишен недостатков. Названные показатели, за некоторым исключением, не могут быть выражены непосредственно в цифровых величинах. Значит, и здесь возникают проблемы надежности аргументации в пользу того или иного вывода. Многие показатели рассчитываются исходя из данных об остатках, а не об оборотах.

В практике банков Англии ключевым является термин «PARTS», включающий в себя 39, с. 94:

purpose - назначение, цель;

amount - сумма, размер;

repayment - оплата, возврат долга и процентов;

term - срок;

security -обеспечение, залог.

Здесь рассчитывают такие показатели, как:

В Японии, кроме общепринятых, применяют еще коэффициенты собственности (отношение собственного капитала к итогу баланса, соотношение заемного и собственного капитала, отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу, отношение иммобилизованного капитала к сумме собственного капитала и долгосрочной задолженности и др.).

Мировой банк применяет методику «CAMEL»:

С - capital - наличие достаточного собственного капитала;

А - assets - размер активов, которыми располагает предприятие;

М - management - профессионализм руководителей, качество менеджмента;74 Е - earning - прибыльность (рентабельность) предприятия;

L - liquidity – ликвидность [ 13, c.260].

Оценка кредитоспособности по любой методике требует большой технической работы, что невозможно без соответствующего персонала, информационного и программного обеспечения. В этой связи в странах с рыночной экономикой изучением кредитоспособности занимаются, помимо банков, кредитные агентства, которые рассчитывают инвестиционные, страновые, глобальные, краткосрочные, долгосрочные и другие виды рейтингов. Они представляют банкам необходимую, обновляемую информацию за плату. Это значительно облегчает задачу аналитиков банка, экономит их время. Создание таких независимых агентств в Республике Беларусь является перспективным.

Несмотря на многообразие методов оценки кредитоспособности при решении вопроса о возможности предоставления кредита, принципиально важными аспектами, применяемыми практически во всех странах, являются прежде всего, характер и репутация кредитополучателя, его способность своевременно рассчитаться по своим долговым обязательствам, наличие обеспечения своевременного возврата полученного кредита и способность кредитополучателя получать доход.

Банк Франции собирает и распространяет значительный объем информации о субъектах хо­зяйствования, не являющихся фи­нансовыми учреждениями. Ее со­держание аналогично и даже шире той, которую обычно собирают кредитные бюро. Несмотря на то, что название "кредитное бюро" отсутствует в перечне структурных подразделений, Банк Франции, кроме функций центрального бан­ка, фактически выполняет и функ­ции национального кредитного бюро. За сбор, анализ и распрост­ранение большей части информа­ции о субъектах хозяйствования отвечает Дирекция предприятий (Direction des entreprises), струк­турное подразделение Банка Франции. Данные, собираемые и распространяемые Банком Фран­ции, можно сгруппировать по сле­дующим направлениям 7, с. 34.

  1. Централизованный регистр кредитных рисков (Service central des risques).

  2. Централизованный регистр не­платежей по чекам и несанкци­онированного использования пластиковых карт (Fichier central des cheques).

  3. Централизованный регистр не­платежей по векселям и ком­мерческим бумагам (Fichier des incidents de paiement-effets).

  4. Централизованный регистр фи­нансовой отчетности субъектов хозяйствования (Centrale de bilan).

  5. Скоринг субъектов хозяйство­вания (Score de la Banque de France).

  6. Система рейтингов субъектов хозяйствования и "индикато­ры" руководителей (Cotation de la Banque de France).

  7. Централизованная база данных FIBEN (Fichier bancaire des entreprises) по субъектам хо­зяйствования.

С 1946 года Банк Франции выполняет функ­ции центра по сбору информации о кредитных рисках, связанных с юридическими лицами и индиви­дуальными предпринимателями. Сбор детализированной информа­ции о кредитной задолженности физических лиц Банк Франции не осуществляет 7, с. 34.

Банк Франции собирает инфор­мацию о выданных клиентам кре­дитах, а также об их внебалансо­вых обязательствах, секьюритизированных кредитах и выпущен­ных клиентами коммерческих бу­магах. Предоставление банками отчетности необходимо по кредитам на сумму более 76 тысяч евро. С февраля 2006 года пороговая сумма будет уменьшена до 25 ты­сяч евро, что приведет к увеличе­нию в 1,5 раза субъектов хозяйст­вования, по которым собирается подобная информация. Будет так­же уточнена классификация кре­дитов и добавлены два новых раз­дела: коммерческие кредиты (кре­диты поставщика) и задолжен­ность по факторингу 7, с. 35.

Пользователями Централизо­ванного регистра кредитных рис­ков являются банки, представляю­щие информацию о своих кредито­получателях, а также Банковская комиссия (национальный орган банковского надзора и регулирова­ния во Франции).

Интеграция Европейского сою­за не обошла стороной и вопрос объединения информации центра­лизованных регистров кредитных рисков стран — членов ЕС. В 2003 году главами центральных банков Австрии, Бельгии, Франции, Гер­мании, Италии, Португалии и Ис­пании, а также Европейского цен­трального банка был подписан ме­морандум о взаимопонимании и сотрудничестве в отношении реги­стров кредитных рисков ЕС, созда­нии единой базы данных по заем­щикам внутри союза. С 2005 года между ними на регулярной основе налажен обмен информацией о кредитной задолженности и внеба­лансовых обязательствах юриди­ческих лиц. Ожидается, что в бли­жайшем будущем к меморандуму присоединятся и недавно приня­тые в ЕС страны.

Централизованный регистр неплатежей по чекам и несанкци­онированного использования плас­тиковых карт. Централизован­ный регистр неплатежей по век­селям и коммерческим бумагам. В 1969 году Банк Франции создал Централизованный регистр непла­тежей по чекам, а с 1986 года банк уполномочен вести Централизо­ванный регистр неплатежей по иным инструментам. В 1987 году он начал сбор информации о не­санкционированном использова­нии банковских пластиковых карт. Согласно базе данных на ко­нец 2007 года 2 миллионам юри­дических и физических лиц была запрещена эмиссия чеков, а 770 тысячам — выдача пластиковых карт 7, с. 36.

Кредитные учреждения Фран­ции получают такую информацию в рамках доступа к централизо­ванной базе данных Банка Фран­ции FIBEN. При этом представля­ется информация о фактах непла­тежей, датах, указываются коды причин неплатежей (например, от­сутствие средств на счете).

Централизованный регистр финансовой отчетности субъек­тов хозяйствования создан Бан­ком Франции в 1968 году. Работа по ведению регистра координиру­ется с национальным органом ста­тистики — Национальным инсти­тутом статистики и исследований INSEE. Информация, содержащая­ся в регистре, используется для проведения национальных и отрас­левых статистических исследова­ний, присвоения скорингов и рей­тингов субъектам хозяйствования.

Наряду с финансовой отчетнос­тью субъекты хозяйствования представляют описательную ин­формацию: виды деятельности, ко­личество работников, налоговый режим и так далее, причем на доб­ровольной основе. В обмен субъек­ту хозяйствования передается его индивидуальное досье с подробным финансовым анализом, а также аналитический обзор его отрасли и вида хозяйственной деятельности.

Финансовая отчетность пред­ставляется, если годовой оборот субъекта хозяйствования превы­шает 750 тысяч евро либо задол­женность по кредитам, задеклари­рованным в Централизованном ре­гистре кредитных рисков Банка Франции, превышает 380 тысяч евро.

Целевой ориентир регистра фи­нансовой отчетности — сбор ин­формации о 100 процентах субъек­тов хозяйствования в каждой от­расли с количеством работников более 500, не менее 50 процентов — с количеством работников от 20 до 500 и не менее 10 процентов — с количеством работников до 20 7, с. 36.

Скоринг субъектов хозяйство­вания. Результатом статистическо­го сравнения экономических и фи­нансовых коэффициентов предпри­ятий, потерпевших банкротство, с предприятиями, которые функци­онируют в нормальном режиме, является скоринг Банка Франции. Любой скоринг является линейной суммой коэффициентов, рассчи­танных на основе финансовой от­четности. Значение скоринга свя­зано с вероятностью банкротства в пределах 3 лет по сравнению со средней вероятностью банкротства по отрасли в целом. Эта вероят­ность позволяет определить одно­родные классы риска, использова­ние которых аналогично использо­ванию рейтингов, присвоенных рейтинговыми агентствами.

Скоринги вычисляются в рам­ках укрупненных отраслей (про­мышленность, оптовая торговля, розничная торговля и автосервис, транспорт, гостиничный бизнес, кафе-рестораны, строительство, услуги предприятиям). Для каж­дой из отраслей рассчитывается от 5 до 10 классов риска. Скоринг предприятия привязывает его к определенному классу риска.

В общей сложности скоринги присвоены 160 тысячам субъектов хозяйствования. Они позволяют производить индивидуальную диа­гностику предприятия и анализ портфеля клиентов. На уровне ин­дивидуальной диагностики пред­приятия может анализироваться скоринг на конкретную дату (идентификация слабых и силь­ных сторон) либо последователь­ное изменение скоринга и входных коэффициентов.

Анализ портфеля клиентов воз­можен по следующим критериям:

Например, скоринг второго по­коления BDFI-2 промышленных предприятий выглядит следую­щим образом.

Таблица 3.6-Средняя по отрасли вероятность 6,9 процента

Класс риска

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вероятность банкротства, %

43,8

29,5

20,3

15,5

10,3

7,3

3,4

1,6

0,6

0,3

Примечание-Источник: 7, с. 38

Для расчета скоринга второго поколения предприятий промыш­ленности BDFI-2 используются следующие коэффициенты 7, с. 39:

Система рейтингов субъектов хозяйствования и "индикаторы," руководителей. Система рейтин­гов Банка Франции представляет собой оценку способности субъек­тов хозяйствования исполнять свои финансовые обязательства в течение ближайших 3 лет. Прин­ципиальное отличие рейтингов от скорингов состоит в том, что ско­ринги основаны исключительно на финансовой отчетности субъектов хозяйствования, а для рейтингов используется значительный объем дополнительной аналитической информации.

Рейтинги Банка Франции ис­пользуются в следующих целях:

Банки получают доступ ко всей базе данных рейтингов. Предприя­тия уведомляются о присвоении или пересмотре своего рейтинга, причем они имеют право потребо­вать соответствующие пояснения. Ежегодно для более глубокого ана­лиза Банк Франции организует до 40 тысяч встреч с руководителями юридических лиц.

Следует отметить, что рейтинг не присваивается субъектам хо­зяйствования автоматически, а яв­ляется результатом оценки коман­ды аналитиков, основанной на синтезе собранной информации. В том случае, если аналитикам по­ступает новая значимая информа­ция, рейтинг может быть пересмо­трен.

Для расчета рейтинга исполь­зуется необходимая информация о субъектах хозяйствования, с кото­рыми связано анализируемое юри­дическое лицо, а также информа­ция от коммерческих трибуналов (хозяйственных судов), Нацио­нального института статистики и исследований INSEE, банков, в том числе 7, с. 39:

С апреля 2007 года действует новая система рейтингов субъек­тов хозяйствования, состоящая из двух элементов:

Таблица 3.7- Показатели уровня активности

А

Годовая выручка свыше 750 млн. евро

В

От 1 50 млн. до 750 млн. евро

С

От 50 млн. до 1 50 млн. евро

D

От 30 млн. до 50 млн. евро

Е

От 1 5 млн. до 30 млн. евро

F

От 7,5 млн. до 1 5 млн. евро

G

От 1 ,5 млн. до 7,5 млн. евро

Н

От 0,75 млн. до 1 ,5 млн. евро

J

Менее 0,75 млн. евро

N

Предприятие, выручка которого не соответствует масштабу деятельно­сти или не связана напрямую с производственной либо коммерческой деятельностью, в частности, холдинговые предприятия, не публикую­щие консолидированную отчетность

X

Размер выручки неизвестен либо слишком старые данные (более 20-месячной давности)

0

Государственные органы либо нерезиденты

Примечание-Источник: 7, с. 39

Рейтинги 3++, 3+, 3 либо 4+ присваиваются только после ана­лиза Банком Франции бухгалтер­ской отчетности. Рейтинги 3, 4+, 4, 5+, 5 и 6 присваиваются по при­чине прямых экономических либо коммерческих связей (связанная деятельность, отношения с постав­щиками) с одним либо нескольки­ми предприятиями с более низким рейтингом. Рейтинги 4+, 4, 5+ и 5 могут быть присвоены в связи с не­благоприятной экономической средой (проблемы с рынками сбы­та и т. п.).

Предприятия-нерезиденты по­лучают рейтинг активности 0, кре­дитный рейтинг 0, 5, 6, 7, 8, 9 ли­бо Р, бюджетные организации — рейтинг активности 0, кредитный рейтинг 0, государственные пред­приятия — кредитный рейтинг О, 3++, 3+ либо 3, если платежи ос­таются регулярными.

Дополнительный индикатор "прозрачность" (символ Т) может присваиваться, если субъект хо­зяйствования регулярно обменива­ется информацией со своими кре­диторами. Данный индикатор го­ворит о качестве отношений пред­приятия со своими финансовыми партнерами и не влияет каким-ли­бо образом на кредитный рейтинг. Используется совместно с рейтин­гами 3, 4, 5 либо 6.

Дополнительный индикатор "отказ" (символ R) указывается для предприятий, которые не вы­полняют обязательств по передаче финансовой отчетности в коммер­ческий трибунал и не отвечают на запросы Банка Франции по передаче ему своей бухгалтерской от­четности.

Субъекты хозяйствования, ко­торым присваиваются рейтинги, должны отвечать одному из следу­ющих критериев:

Рейтинги присвоены 210 ты­сячам крупных предприятий, в том числе 4 тысячам материнских компаний на основе консолиди­рованной отчетности. Таким предприятиям присваиваются рейтинги 11 категорий от 3++ до 9 и Р.

Рейтинги также присвоены 3 миллионам малых предприятий (годовая выручка менее 0,75 мил­лиона евро), не представляющих Банку Франции финансовую от­четность, по шкале 0, от 4 до 9 и Р. Только им может быть присвоен рейтинг 7.

Рейтинги, присвоенные Бан­ком Франции, статистически обос­нованы:

Таблица 3.8- Кредитные рейтинги

3++

Отличный

3+

Очень высокий

3

Высокий

4+

Достаточно высокий

4

Приемлемый

5+

Достаточно слабый

5

Слабый

6

Очень слабый

7

Требуется особое внимание

8

Под угрозой, имеются случаи неплатежей

9

Скомпрометирован, случаи неплатежей означают значительный дефицит денежных средств

Р

Предприятие находится в процессе ликвидации в судебном порядке

0

Рейтинг не является существенным или не имеется какой-либо отрицательной информации при отсутствующей в базе данных бухгалтерской документации

Примечание-Источник: 7, с. 40

Информация о руководителях не является суждением об их уп­равленческих способностях, а предназначена служить сигналом "тревоги" для банков, чтобы при предоставлении кредита побудить их к более глубокому изучению за­емщика. При присвоении рейтин­га субъекту хозяйствования учи­тываются "индикаторы" руково­дителей 050 и 060 (таблица 3.9).

Централизованная база дан­ных FIBEN по субъектам хозяй­ствования Банка Франции пред­назначена для сбора информации о субъектах хозяйствования и их ру­ководителях, а также индивиду­альных предпринимателях с це­лью дальнейшего использования этой информации банковскими уч­реждениями.

База FIBEN объеди­няет в себе всю описанную выше информацию, а также множество дополнительных данных. Крите­рии сбора информации для базы FIBEN аналогичны критериям присвоения рейтинга.

Таблица 3.9-«Индикаторы» руководителей

000

Отсутствие какой-либо отрицательной информации (95% руководителей в базе FIBEN)

040

Руководил, по меньшей мере за 6 месяцев до прекращения платежей, юридическим лицом, подвергшимся ликвидации в течение последних 3 лет (около 3% руководителей)

050

Руководил двумя юридическими лицами, подвергшимися ликвидации в течение последних 5 лет (0,5% руководителей)

060

Руководил по меньшей мере 3 юридическими лицами, подвергшими­ся ликвидации в течение последних 5 лет, либо к руководителю при­менены персональные санкции (например, запрет занимать руково­дящие должности) (1,5% руководителей)

Примечание-Источник: 7, с. 41

За годы существования базы в ней накоплен огромный объем данных — о 3,5 миллиона пред­приятий и 2,5 миллиона руково­дителей. Ежегодно регистрирует­ся около 20 миллионов измене­ний, анализируется более 220 ты­сяч балансов и 3,5 тысячи консолидированных балансов групп предприятий, регистрируется 1,1 миллиона деклараций о выдан­ных кредитах и 1,2 миллиона слу­чаев неплатежей по векселям. Ба­за доступна по специальной систе­ме связи между банками и цент­ральным банком FIBORD либо по­средством Интернет-портала POBI. В случае большого объема информации она передается курь­ером на бумажном носителе или по факсу.

Информация из базы данных FIBEN является строго конфиден­циальной и предназначена для ис­пользования исключительно бан­ковскими учреждениями. Запре­щена ее передача третьим лицам (клиентам, специализированным организациям по сбору коммерчес­кой информации). Ответ на боль­шинство информационных запро­сов по электронным каналам связи может быть получен в электрон­ном виде в режиме реального вре­мени. Каждый запрос тарифици­руется от 0,5 до 60 евро в зависи­мости от модуля.

Информация состоит из 26 мо­дулей, каждый из которых содер­жит определенные сведения. Часть модулей агрегирует сведе­ния из нескольких других моду­лей. Определенные данные в раз­личных модулях дублируются.

В приложении Е описаны некоторые из модулей.

Кроме передачи информации в заранее определенном формате в рамках стандартных модулей системы FIBEN, возможна индивиду­альная настройка формата передаваемых данных под конкретные нужды банка. При этом информация является уже не только инструментом регулирования кредитных рисков, но и мощным маркетинговым инструментом.

Например, можно получить информацию о доле кредитной задолженности своего банка, либо филиала в общей задолженности по каждому субъекту хозяйствования данного региона, или доле субъектов хозяйствования данного региона, являющихся клиентами банка. Возможно определение в данном регионе отрасли с наибольшим потенциалом роста и предприятий, относящихся к данной отрасли. Большие возможности система предоставляет при поиске новых клиентов.

Информация, аналогичная той, которую получают французские банковские учреждения от Банка Франции, в значительной мере востребована и белорусскими банками.

Мировая практика показала: чтобы иметь полное и достоверное представление о каждом кредито­получателе, всем участникам рын­ка надо обмениваться имеющейся информацией о своих клиентах. Функции посредника здесь выпол­няет специализированная органи­зация — кредитное бюро. Сегодня кредитные бюро существуют более чем в 120 странах. Развитие дан­ной структуры в зарубежных странах привело к расширению объема накапливаемой и предоставляемой информации, источниками кото­рой могут являться не только бан­ки, но и поставщики товаров и ус­луг, налоговые, правоохранительные, судебные органы и др. Рас­ширяется и круг потребителей ус­луг кредитного бюро, так как в до­ступе к его базе данных (как и в предоставлении информации о своих "обидчиках") заинтересова­ны не только банки, но и другие организации: поставщики товаров и услуг при предоставлении от­срочки платежа, работодатели при приеме на работу и др. 30, с. 33

Точкой отсчета в истории со­здания кредитного бюро в Белару­си можно считать появление Про­граммы мероприятий по реализа­ции Концепции развития банков­ской системы Республики Бела­русь на 2001—2010 годы 38. В разде­ле "Расширение ресурсной базы банков, оптимизация активов и пассивов" Национальному банку и Ассоциации белорусских банков поручалось рассмотреть вопрос о целесообразности формирования в Республике Беларусь специализи­рованного органа с функциями кредитного бюро.

После разработки норматив­ных документов и создания АИС КБ Национальным банком прове­дена следующая работа по запуску системы "Кредитное бюро":

Сведения, которые аккумули­руются в Кредитном бюро, явля­ются банковской тайной и предо­ставляются в форме кредитных от­четов с согласия субъекта, что ого­ворено ст. 121 Банковского кодекса 3: "Лица, получившие в соответ­ствии с настоящей статьей сведе­ния, составляющие банковскую тайну, не вправе разглашать эти сведения без согласия владельца счета...".

Для получения кредитного от­чета банк — пользователь кредит­ной истории должен сделать сле­дующее:

  1. заключить с Национальным банком договор о предоставле­нии кредитных отчетов, в при­ложении к договору указать работников банка, имеющих право доступа в АИС КБ;

  2. организовать рабочее место пользователя;

  3. уплачивать вознаграждение за предоставление кредитных от­четов.

Только совместная работа банков и Кредитного бюро позволит состояться новому для нашей страны институту кредитного рынка, выполнить заявленные цели по укреплению платежной дисциплины, снижению кредитных рисков и повышению эффективности работы банковской системы.

В целом система сбора и распространения информации Национальным банком Республики Беларусь, построенная по аналогии с Банком Франции, а также ее целенаправленное использование, несомненно, предоставит дополнительные преимущества и новые возможности для развития как банковской системы, так и экономики Беларуси.

Ключевое значение имеет блок мероприятий, связанных с совершенствованием институциональной структуры и инфраструктуры банковского сектора, включающий:

Совершенствование регулирования и надзора банковской деятельности, несомненно, также оказывает положительное влияние на устойчивость банковского сектора и, соответственно, на обеспечение высоких темпов экономического роста.

Не затрагивая общих вопросов регулирования банковской деятельности, осуществляемого Национальным банком в том числе в рамках денежно-кредитной политики, установления правил и процедур проведения банковских операций, развития платежной системы, необходимо отметить важную роль мероприятий по совершенствованию надзорной деятельности, в числе которых: реализация международно признанных стандартов надзорной деятельности, и прежде всего Базельских принципов эффективного банковского надзора, положений базельских документов, касающихся требований к капиталу и ограничения рисков, а также корпоративного управления и управления рисками, что, с одной стороны, создает правовую основу устойчивого функционирования банков и обеспечивает унификацию белорусского банковского законодательства с законами стран-партнеров, в том числе России и стран ЕС, а с другой стороны, расширяет возможности сотрудничества белорусских банков с зарубежными банками, в том числе на финансовых рынках при проведении операций заимствования, а также возможности привлечения инвестиций в банковский сектор; формирование и совершенствование комплексной системы оценки устойчивости функционирования банковского сектора, включающей такие компоненты, как мониторинг ситуации и анализ тенденций с использованием соответствующего перечня показателей финансовой устойчивости и макроэкономических индикаторов, анализ сценариев, стресс-тесты, системы раннего предупреж­дения. Данная система предназначена для формирования обоснованных суждений о состоянии функционирования банковского сектора и подготовки в том числе своевременных упреждающих мер денежно-кредитного регулирования, надзорного реагирования, препятствующих развитию кризисных ситуаций или минимизирующих последствия реализации банковских рисков. Данная работа, начатая в 2006 г. и проводимая во взаимодействии с МВФ, позволяет уже в настоящее время получать ощутимые результаты и находит соответствующее отражение в процессах принятия решений в Национальном банке, взаимодействии с международными финансовыми организациями, а также в регулярных аналитических публикациях Национального банка по вопросам финансовой стабильности;

Неотъемлемой составляющей данного комплекса мер является деятельность каждого из банков, направленная на повышение качества внутренних систем управления, в том числе:

Оценка формирования и функционирования внутренних систем управления в банках в настоящее время проводится также банковским надзором в ходе инспектирования на местах. В перспективе такая оценка должна стать основой надзорной деятельности, что связано с осуществляемым переходом к так называемому содержательному риск-ориентированному надзору.

Следовательно, реализация комплекса данных мер позволит существенно повысить устойчивость функционирования банковского сектора и значительно усилить позитивное воздействие на обеспечение высоких темпов экономического роста.