3.2 Зарубежный опыт управления качеством кредитного портфеля
В мировой практике с предприятием каждого класса кредитоспособности банки по-разному строят свои кредитные отношения. Первоклассным заемщикам банки могут открывать кредитные линии, кредитовать по контокоррентному счету, выдавать бланковые (без обеспечения) ссуды с установлением во всех случаях более низкой процентной ставки, чем для всех остальных заемщиков. Кредитование второклассных заемщиков осуществляется банком при наличии соответствующих форм обеспечения обязательств клиентами по возврату кредита. Предоставление кредитов клиентам третьего класса связано для банка с серьезным риском, поэтому таким клиентам банки стараются кредитов не выдавать. Если же банк решается на выдачу кредита такому клиенту, то размер ссуды не должен превышать уставного фонда. Процентная ставка за кредит устанавливается на болеe высоком уровне.
Для определения классности заемщика банки стран Запада, а также российские банки широко используют качественные характеристики деятельности клиента.
В различных странах существуют разные методики определения уровня кредитоспособности. Так, в практике банков США применяется метод «правила пяти «си», то есть 39, с. 88:
1C - customer character (характер, репутация кредитополучателя);
2С - capacity to pay (способность погасить кредит);
ЗС - collateral (наличие обеспечения, залога);
4С - capital (капитал, владение активами);
5С - current business conditions and goodwill (экономическая конъюнктура и ее перспективы) [13, c.320]
Следует отметить, что данный метод не лишен недостатков. Названные показатели, за некоторым исключением, не могут быть выражены непосредственно в цифровых величинах. Значит, и здесь возникают проблемы надежности аргументации в пользу того или иного вывода. Многие показатели рассчитываются исходя из данных об остатках, а не об оборотах.
В практике банков Англии ключевым является термин «PARTS», включающий в себя 39, с. 94:
purpose - назначение, цель;
amount - сумма, размер;
repayment - оплата, возврат долга и процентов;
term - срок;
security -обеспечение, залог.
Здесь рассчитывают такие показатели, как:
средняя сумма погашенного кредита, которая определяется как соотношение средней величины дебиторской задолженности к объему продаж, умноженное на количество дней в году (365);
оборот запасов, определяемый соотношением средней стоимости запасов к стоимости проданных товаров, умноженным на количество дней в году;
средняя сумма полученного кредита, которая определяется как соотношение средней суммы кредиторской задолженности к стоимости проданных товаров, оцененных по себестоимости, умноженное на количество дней в году.
В Японии, кроме общепринятых, применяют еще коэффициенты собственности (отношение собственного капитала к итогу баланса, соотношение заемного и собственного капитала, отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу, отношение иммобилизованного капитала к сумме собственного капитала и долгосрочной задолженности и др.).
Мировой банк применяет методику «CAMEL»:
С - capital - наличие достаточного собственного капитала;
А - assets - размер активов, которыми располагает предприятие;
М - management - профессионализм руководителей, качество менеджмента;74 Е - earning - прибыльность (рентабельность) предприятия;
L - liquidity – ликвидность [ 13, c.260].
Оценка кредитоспособности по любой методике требует большой технической работы, что невозможно без соответствующего персонала, информационного и программного обеспечения. В этой связи в странах с рыночной экономикой изучением кредитоспособности занимаются, помимо банков, кредитные агентства, которые рассчитывают инвестиционные, страновые, глобальные, краткосрочные, долгосрочные и другие виды рейтингов. Они представляют банкам необходимую, обновляемую информацию за плату. Это значительно облегчает задачу аналитиков банка, экономит их время. Создание таких независимых агентств в Республике Беларусь является перспективным.
Несмотря на многообразие методов оценки кредитоспособности при решении вопроса о возможности предоставления кредита, принципиально важными аспектами, применяемыми практически во всех странах, являются прежде всего, характер и репутация кредитополучателя, его способность своевременно рассчитаться по своим долговым обязательствам, наличие обеспечения своевременного возврата полученного кредита и способность кредитополучателя получать доход.
Банк Франции собирает и распространяет значительный объем информации о субъектах хозяйствования, не являющихся финансовыми учреждениями. Ее содержание аналогично и даже шире той, которую обычно собирают кредитные бюро. Несмотря на то, что название "кредитное бюро" отсутствует в перечне структурных подразделений, Банк Франции, кроме функций центрального банка, фактически выполняет и функции национального кредитного бюро. За сбор, анализ и распространение большей части информации о субъектах хозяйствования отвечает Дирекция предприятий (Direction des entreprises), структурное подразделение Банка Франции. Данные, собираемые и распространяемые Банком Франции, можно сгруппировать по следующим направлениям 7, с. 34.
Централизованный регистр кредитных рисков (Service central des risques).
Централизованный регистр неплатежей по чекам и несанкционированного использования пластиковых карт (Fichier central des cheques).
Централизованный регистр неплатежей по векселям и коммерческим бумагам (Fichier des incidents de paiement-effets).
Централизованный регистр финансовой отчетности субъектов хозяйствования (Centrale de bilan).
Скоринг субъектов хозяйствования (Score de la Banque de France).
Система рейтингов субъектов хозяйствования и "индикаторы" руководителей (Cotation de la Banque de France).
Централизованная база данных FIBEN (Fichier bancaire des entreprises) по субъектам хозяйствования.
С 1946 года Банк Франции выполняет функции центра по сбору информации о кредитных рисках, связанных с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Сбор детализированной информации о кредитной задолженности физических лиц Банк Франции не осуществляет 7, с. 34.
Банк Франции собирает информацию о выданных клиентам кредитах, а также об их внебалансовых обязательствах, секьюритизированных кредитах и выпущенных клиентами коммерческих бумагах. Предоставление банками отчетности необходимо по кредитам на сумму более 76 тысяч евро. С февраля 2006 года пороговая сумма будет уменьшена до 25 тысяч евро, что приведет к увеличению в 1,5 раза субъектов хозяйствования, по которым собирается подобная информация. Будет также уточнена классификация кредитов и добавлены два новых раздела: коммерческие кредиты (кредиты поставщика) и задолженность по факторингу 7, с. 35.
Пользователями Централизованного регистра кредитных рисков являются банки, представляющие информацию о своих кредитополучателях, а также Банковская комиссия (национальный орган банковского надзора и регулирования во Франции).
Интеграция Европейского союза не обошла стороной и вопрос объединения информации централизованных регистров кредитных рисков стран — членов ЕС. В 2003 году главами центральных банков Австрии, Бельгии, Франции, Германии, Италии, Португалии и Испании, а также Европейского центрального банка был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в отношении регистров кредитных рисков ЕС, создании единой базы данных по заемщикам внутри союза. С 2005 года между ними на регулярной основе налажен обмен информацией о кредитной задолженности и внебалансовых обязательствах юридических лиц. Ожидается, что в ближайшем будущем к меморандуму присоединятся и недавно принятые в ЕС страны.
Централизованный регистр неплатежей по чекам и несанкционированного использования пластиковых карт. Централизованный регистр неплатежей по векселям и коммерческим бумагам. В 1969 году Банк Франции создал Централизованный регистр неплатежей по чекам, а с 1986 года банк уполномочен вести Централизованный регистр неплатежей по иным инструментам. В 1987 году он начал сбор информации о несанкционированном использовании банковских пластиковых карт. Согласно базе данных на конец 2007 года 2 миллионам юридических и физических лиц была запрещена эмиссия чеков, а 770 тысячам — выдача пластиковых карт 7, с. 36.
Кредитные учреждения Франции получают такую информацию в рамках доступа к централизованной базе данных Банка Франции FIBEN. При этом представляется информация о фактах неплатежей, датах, указываются коды причин неплатежей (например, отсутствие средств на счете).
Централизованный регистр финансовой отчетности субъектов хозяйствования создан Банком Франции в 1968 году. Работа по ведению регистра координируется с национальным органом статистики — Национальным институтом статистики и исследований INSEE. Информация, содержащаяся в регистре, используется для проведения национальных и отраслевых статистических исследований, присвоения скорингов и рейтингов субъектам хозяйствования.
Наряду с финансовой отчетностью субъекты хозяйствования представляют описательную информацию: виды деятельности, количество работников, налоговый режим и так далее, причем на добровольной основе. В обмен субъекту хозяйствования передается его индивидуальное досье с подробным финансовым анализом, а также аналитический обзор его отрасли и вида хозяйственной деятельности.
Финансовая отчетность представляется, если годовой оборот субъекта хозяйствования превышает 750 тысяч евро либо задолженность по кредитам, задекларированным в Централизованном регистре кредитных рисков Банка Франции, превышает 380 тысяч евро.
Целевой ориентир регистра финансовой отчетности — сбор информации о 100 процентах субъектов хозяйствования в каждой отрасли с количеством работников более 500, не менее 50 процентов — с количеством работников от 20 до 500 и не менее 10 процентов — с количеством работников до 20 7, с. 36.
Скоринг субъектов хозяйствования. Результатом статистического сравнения экономических и финансовых коэффициентов предприятий, потерпевших банкротство, с предприятиями, которые функционируют в нормальном режиме, является скоринг Банка Франции. Любой скоринг является линейной суммой коэффициентов, рассчитанных на основе финансовой отчетности. Значение скоринга связано с вероятностью банкротства в пределах 3 лет по сравнению со средней вероятностью банкротства по отрасли в целом. Эта вероятность позволяет определить однородные классы риска, использование которых аналогично использованию рейтингов, присвоенных рейтинговыми агентствами.
Скоринги вычисляются в рамках укрупненных отраслей (промышленность, оптовая торговля, розничная торговля и автосервис, транспорт, гостиничный бизнес, кафе-рестораны, строительство, услуги предприятиям). Для каждой из отраслей рассчитывается от 5 до 10 классов риска. Скоринг предприятия привязывает его к определенному классу риска.
В общей сложности скоринги присвоены 160 тысячам субъектов хозяйствования. Они позволяют производить индивидуальную диагностику предприятия и анализ портфеля клиентов. На уровне индивидуальной диагностики предприятия может анализироваться скоринг на конкретную дату (идентификация слабых и сильных сторон) либо последовательное изменение скоринга и входных коэффициентов.
Анализ портфеля клиентов возможен по следующим критериям:
разбивка клиентов — юридических лиц по классам риска;
разбивка по классам риска портфеля кредитов банка юридическим лицам;
расчет ожидаемых потерь в пределах установленного периода;
расчет непредвиденных потерь в пределах установленного периода.
Например, скоринг второго поколения BDFI-2 промышленных предприятий выглядит следующим образом.
Таблица 3.6-Средняя по отрасли вероятность 6,9 процента
Класс риска | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Вероятность банкротства, % | 43,8 | 29,5 | 20,3 | 15,5 | 10,3 | 7,3 | 3,4 | 1,6 | 0,6 | 0,3 |
Примечание-Источник: 7, с. 38
Для расчета скоринга второго поколения предприятий промышленности BDFI-2 используются следующие коэффициенты 7, с. 39:
рентабельность;
коэффициент обслуживания долга (затраты на обслуживание долга по отношению к прибыли до налогообложения, уплаты процентов, начисления амортизации);
задолженность по налогам и социальным платежам;
длительность отсрочки по платежам поставщикам;
доля заемных средств в пассиве;
чистые денежные средства;
собственные оборотные средства;
просроченная дебиторская задолженность к общей выручке.
Система рейтингов субъектов хозяйствования и "индикаторы," руководителей. Система рейтингов Банка Франции представляет собой оценку способности субъектов хозяйствования исполнять свои финансовые обязательства в течение ближайших 3 лет. Принципиальное отличие рейтингов от скорингов состоит в том, что скоринги основаны исключительно на финансовой отчетности субъектов хозяйствования, а для рейтингов используется значительный объем дополнительной аналитической информации.
Рейтинги Банка Франции используются в следующих целях:
Банку Франции позволяют определить кредитную задолженность, подлежащую рефинансированию в Европейской системе центральных банков. Рефинансируются только кредиты клиентам с наивысшим кредитным рейтингом;
банковской комиссии (банковский надзорный орган во Франции) облегчают мониторинг качества кредитных портфелей банков;
для банков являются инструментом анализа и сопровождения качества рисков клиентов;
для субъектов хозяйствования представляют собой эталонное значение, дают их руководителям и финансовым партнерам независимую и сопоставимую внешнюю оценку.
Банки получают доступ ко всей базе данных рейтингов. Предприятия уведомляются о присвоении или пересмотре своего рейтинга, причем они имеют право потребовать соответствующие пояснения. Ежегодно для более глубокого анализа Банк Франции организует до 40 тысяч встреч с руководителями юридических лиц.
Следует отметить, что рейтинг не присваивается субъектам хозяйствования автоматически, а является результатом оценки команды аналитиков, основанной на синтезе собранной информации. В том случае, если аналитикам поступает новая значимая информация, рейтинг может быть пересмотрен.
Для расчета рейтинга используется необходимая информация о субъектах хозяйствования, с которыми связано анализируемое юридическое лицо, а также информация от коммерческих трибуналов (хозяйственных судов), Национального института статистики и исследований INSEE, банков, в том числе 7, с. 39:
финансовая информация (баланс, отчет о прибыли и убытках, движении денежных средств, отчет аудиторов, сопоставление со средними значениями в отрасли и т. д.);
данные из Централизованного регистра кредитных рисков;
информация о неплатежах (по чекам, векселям, налогам и социальным взносам, проблемная задолженность по кредитам);
информация о полномочных должностных лицах (персональные санкции; осуществление ранее руководства предприятиями, ликвидированными в судебном порядке);
характеристики держателей значительной доли собственности;
характеристики дочерних компаний;
принадлежность к группе компаний и связи внутри группы;
анализ экономической среды (зависимость от клиентов, по- ставщиков, конкурентная ситуация в отрасли);
наличие судебных решений;
существенные события (потеря более трети уставного фонда, соглашения по урегулированию отношений с кредиторами, подписание важных контрактов и т. д.).
С апреля 2007 года действует новая система рейтингов субъектов хозяйствования, состоящая из двух элементов:
показателя уровня активности (буквенный код, соответствующий годовой выручке) (таблица 3.7);
кредитного рейтинга, отражающего оценку Банком Франции способности исполнения субъектом хозяйствования своих финансовых обязательств.
Таблица 3.7- Показатели уровня активности
А | Годовая выручка свыше 750 млн. евро |
В | От 1 50 млн. до 750 млн. евро |
С | От 50 млн. до 1 50 млн. евро |
D | От 30 млн. до 50 млн. евро |
Е | От 1 5 млн. до 30 млн. евро |
F | От 7,5 млн. до 1 5 млн. евро |
G | От 1 ,5 млн. до 7,5 млн. евро |
Н | От 0,75 млн. до 1 ,5 млн. евро |
J | Менее 0,75 млн. евро |
N | Предприятие, выручка которого не соответствует масштабу деятельности или не связана напрямую с производственной либо коммерческой деятельностью, в частности, холдинговые предприятия, не публикующие консолидированную отчетность |
X | Размер выручки неизвестен либо слишком старые данные (более 20-месячной давности) |
0 | Государственные органы либо нерезиденты |
Примечание-Источник: 7, с. 39
Рейтинги 3++, 3+, 3 либо 4+ присваиваются только после анализа Банком Франции бухгалтерской отчетности. Рейтинги 3, 4+, 4, 5+, 5 и 6 присваиваются по причине прямых экономических либо коммерческих связей (связанная деятельность, отношения с поставщиками) с одним либо несколькими предприятиями с более низким рейтингом. Рейтинги 4+, 4, 5+ и 5 могут быть присвоены в связи с неблагоприятной экономической средой (проблемы с рынками сбыта и т. п.).
Предприятия-нерезиденты получают рейтинг активности 0, кредитный рейтинг 0, 5, 6, 7, 8, 9 либо Р, бюджетные организации — рейтинг активности 0, кредитный рейтинг 0, государственные предприятия — кредитный рейтинг О, 3++, 3+ либо 3, если платежи остаются регулярными.
Дополнительный индикатор "прозрачность" (символ Т) может присваиваться, если субъект хозяйствования регулярно обменивается информацией со своими кредиторами. Данный индикатор говорит о качестве отношений предприятия со своими финансовыми партнерами и не влияет каким-либо образом на кредитный рейтинг. Используется совместно с рейтингами 3, 4, 5 либо 6.
Дополнительный индикатор "отказ" (символ R) указывается для предприятий, которые не выполняют обязательств по передаче финансовой отчетности в коммерческий трибунал и не отвечают на запросы Банка Франции по передаче ему своей бухгалтерской отчетности.
Субъекты хозяйствования, которым присваиваются рейтинги, должны отвечать одному из следующих критериев:
годовая выручка равна либо превышает 0,75 миллиона евро;
сумма кредитов, задекларированных в Централизованном регистре кредитных рисков, превышает 0,38 миллиона евро;
уставный фонд равен либо превышает 30 тысяч евро для 000 (SARL) и 74 тысячи евро — для ОАО (SA);
одно из должностных лиц либо участников юридического лица уже известно Банку Франции;
объявлено судебное решение либо зафиксированы некоторые события (например, неплатежи по векселям, заявление о прекращении платежей, потеря половины уставного фонда).
Рейтинги присвоены 210 тысячам крупных предприятий, в том числе 4 тысячам материнских компаний на основе консолидированной отчетности. Таким предприятиям присваиваются рейтинги 11 категорий от 3++ до 9 и Р.
Рейтинги также присвоены 3 миллионам малых предприятий (годовая выручка менее 0,75 миллиона евро), не представляющих Банку Франции финансовую отчетность, по шкале 0, от 4 до 9 и Р. Только им может быть присвоен рейтинг 7.
Рейтинги, присвоенные Банком Франции, статистически обоснованы:
предприятия с наилучшим рейтингом 3++ в течение трех лет не выполняют свои обязательства в 15 раз реже, чем все предприятия в среднем;
предприятия с рейтингом 3+ не выполняют свои обязательства в 10 раз, а с рейтингом 3 — в 5 раз реже, чем в среднем;
рейтинг 4+ остается привлекательным (дефолт в 2 раза реже, чем в среднем);
при рейтинге 4 вероятность дефолта близка к среднему значению;
начиная с рейтинга 5+ частота невыполнения обязательств выше среднего значения и при рейтингах 8 и 9 становится весьма значительной. Банк Франции также присваивает так называемый "индикатор" руководителей субъектов хозяйствования (таблица 3.8) 7, с. 40.
Таблица 3.8- Кредитные рейтинги
3++ | Отличный |
3+ | Очень высокий |
3 | Высокий |
4+ | Достаточно высокий |
4 | Приемлемый |
5+ | Достаточно слабый |
5 | Слабый |
6 | Очень слабый |
7 | Требуется особое внимание |
8 | Под угрозой, имеются случаи неплатежей |
9 | Скомпрометирован, случаи неплатежей означают значительный дефицит денежных средств |
Р | Предприятие находится в процессе ликвидации в судебном порядке |
0 | Рейтинг не является существенным или не имеется какой-либо отрицательной информации при отсутствующей в базе данных бухгалтерской документации |
Примечание-Источник: 7, с. 40
Информация о руководителях не является суждением об их управленческих способностях, а предназначена служить сигналом "тревоги" для банков, чтобы при предоставлении кредита побудить их к более глубокому изучению заемщика. При присвоении рейтинга субъекту хозяйствования учитываются "индикаторы" руководителей 050 и 060 (таблица 3.9).
Централизованная база данных FIBEN по субъектам хозяйствования Банка Франции предназначена для сбора информации о субъектах хозяйствования и их руководителях, а также индивидуальных предпринимателях с целью дальнейшего использования этой информации банковскими учреждениями.
База FIBEN объединяет в себе всю описанную выше информацию, а также множество дополнительных данных. Критерии сбора информации для базы FIBEN аналогичны критериям присвоения рейтинга.
Таблица 3.9-«Индикаторы» руководителей
000 | Отсутствие какой-либо отрицательной информации (95% руководителей в базе FIBEN) |
040 | Руководил, по меньшей мере за 6 месяцев до прекращения платежей, юридическим лицом, подвергшимся ликвидации в течение последних 3 лет (около 3% руководителей) |
050 | Руководил двумя юридическими лицами, подвергшимися ликвидации в течение последних 5 лет (0,5% руководителей) |
060 | Руководил по меньшей мере 3 юридическими лицами, подвергшимися ликвидации в течение последних 5 лет, либо к руководителю применены персональные санкции (например, запрет занимать руководящие должности) (1,5% руководителей) |
Примечание-Источник: 7, с. 41
За годы существования базы в ней накоплен огромный объем данных — о 3,5 миллиона предприятий и 2,5 миллиона руководителей. Ежегодно регистрируется около 20 миллионов изменений, анализируется более 220 тысяч балансов и 3,5 тысячи консолидированных балансов групп предприятий, регистрируется 1,1 миллиона деклараций о выданных кредитах и 1,2 миллиона случаев неплатежей по векселям. База доступна по специальной системе связи между банками и центральным банком FIBORD либо посредством Интернет-портала POBI. В случае большого объема информации она передается курьером на бумажном носителе или по факсу.
Информация из базы данных FIBEN является строго конфиденциальной и предназначена для использования исключительно банковскими учреждениями. Запрещена ее передача третьим лицам (клиентам, специализированным организациям по сбору коммерческой информации). Ответ на большинство информационных запросов по электронным каналам связи может быть получен в электронном виде в режиме реального времени. Каждый запрос тарифицируется от 0,5 до 60 евро в зависимости от модуля.
Информация состоит из 26 модулей, каждый из которых содержит определенные сведения. Часть модулей агрегирует сведения из нескольких других модулей. Определенные данные в различных модулях дублируются.
В приложении Е описаны некоторые из модулей.
Кроме передачи информации в заранее определенном формате в рамках стандартных модулей системы FIBEN, возможна индивидуальная настройка формата передаваемых данных под конкретные нужды банка. При этом информация является уже не только инструментом регулирования кредитных рисков, но и мощным маркетинговым инструментом.
Например, можно получить информацию о доле кредитной задолженности своего банка, либо филиала в общей задолженности по каждому субъекту хозяйствования данного региона, или доле субъектов хозяйствования данного региона, являющихся клиентами банка. Возможно определение в данном регионе отрасли с наибольшим потенциалом роста и предприятий, относящихся к данной отрасли. Большие возможности система предоставляет при поиске новых клиентов.
Информация, аналогичная той, которую получают французские банковские учреждения от Банка Франции, в значительной мере востребована и белорусскими банками.
Мировая практика показала: чтобы иметь полное и достоверное представление о каждом кредитополучателе, всем участникам рынка надо обмениваться имеющейся информацией о своих клиентах. Функции посредника здесь выполняет специализированная организация — кредитное бюро. Сегодня кредитные бюро существуют более чем в 120 странах. Развитие данной структуры в зарубежных странах привело к расширению объема накапливаемой и предоставляемой информации, источниками которой могут являться не только банки, но и поставщики товаров и услуг, налоговые, правоохранительные, судебные органы и др. Расширяется и круг потребителей услуг кредитного бюро, так как в доступе к его базе данных (как и в предоставлении информации о своих "обидчиках") заинтересованы не только банки, но и другие организации: поставщики товаров и услуг при предоставлении отсрочки платежа, работодатели при приеме на работу и др. 30, с. 33
Точкой отсчета в истории создания кредитного бюро в Беларуси можно считать появление Программы мероприятий по реализации Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы 38. В разделе "Расширение ресурсной базы банков, оптимизация активов и пассивов" Национальному банку и Ассоциации белорусских банков поручалось рассмотреть вопрос о целесообразности формирования в Республике Беларусь специализированного органа с функциями кредитного бюро.
После разработки нормативных документов и создания АИС КБ Национальным банком проведена следующая работа по запуску системы "Кредитное бюро":
январь – апрель 2007г. — опытная эксплуатация АИС КБ;
с мая 2007г. началась промышленная эксплуатация;
с июня 2007г. Национальный банк начал работу с банками по заключению договоров "О предоставлении кредитных отчетов".
Сведения, которые аккумулируются в Кредитном бюро, являются банковской тайной и предоставляются в форме кредитных отчетов с согласия субъекта, что оговорено ст. 121 Банковского кодекса 3: "Лица, получившие в соответствии с настоящей статьей сведения, составляющие банковскую тайну, не вправе разглашать эти сведения без согласия владельца счета...".
Для получения кредитного отчета банк — пользователь кредитной истории должен сделать следующее:
заключить с Национальным банком договор о предоставлении кредитных отчетов, в приложении к договору указать работников банка, имеющих право доступа в АИС КБ;
организовать рабочее место пользователя;
уплачивать вознаграждение за предоставление кредитных отчетов.
Только совместная работа банков и Кредитного бюро позволит состояться новому для нашей страны институту кредитного рынка, выполнить заявленные цели по укреплению платежной дисциплины, снижению кредитных рисков и повышению эффективности работы банковской системы.
В целом система сбора и распространения информации Национальным банком Республики Беларусь, построенная по аналогии с Банком Франции, а также ее целенаправленное использование, несомненно, предоставит дополнительные преимущества и новые возможности для развития как банковской системы, так и экономики Беларуси.
Ключевое значение имеет блок мероприятий, связанных с совершенствованием институциональной структуры и инфраструктуры банковского сектора, включающий:
привлечение инвестиций, в том числе на основе приватизации банков (в случае ОАО "АСБ Беларусбанк" и ОАО "Белагропромбанк" — продажа миноритарных пакетов акций, а в отношении ОАО "Белинвестбанк" — продажа контрольного пакета акций), а также пополнение акционерами уставных фондов действующих банков и создание новых банков. Успешная реализация данной меры будет способствовать росту конкуренции в банковском секторе, увеличению объемов, количества и качества банковских операций;
пересмотр действующей системы организации финансирования (в том числе льготного) приоритетных государственных программ на основе скорейшего создания агентства развития, конкурсного размещения заявок на кредитование проектов в рамках государственных программ. На начальном этапе в данное учреждение необходимо перевести из банков обременительные активы, возникшие в результате осуществления кредитования приоритетных государственных программ, тем самым улучшив состояние балансов крупнейших банков, контролируемых государством (повысятся качество активов, достаточность капитала, улучшится ликвидность), что, безусловно, положительно скажется на их инвестиционной привлекательности. В дальнейшем агентство призвано дополнить и заместить банки как источник финансирования государственных программ;
формирование коллекторской деятельности в Республике Беларусь — эффективного механизма по работе с проблемной задолженностью, что позволит банкам снизить нагрузку на собственный капитал и повысить ликвидность их баланса;
совершенствование практики использования возможностей бюро кредитных историй на основе вступившего с 21 августа 2009 г. Закона "О кредитных историях", значительно расширяющего возможность получения банками информации о кредитных сделках клиентов и сделках, обеспечивающих исполнение по ним. Это должно повысить эффективность систем управления кредитным риском;
устранение структурных диспропорций в финансовом секторе прежде всего за счет радикального роста параметров сегмента страховых услуг, что наряду с ликвидацией дисбалансов в финансовом секторе будет способствовать увеличению возможностей финансирования развития экономики.
Совершенствование регулирования и надзора банковской деятельности, несомненно, также оказывает положительное влияние на устойчивость банковского сектора и, соответственно, на обеспечение высоких темпов экономического роста.
Не затрагивая общих вопросов регулирования банковской деятельности, осуществляемого Национальным банком в том числе в рамках денежно-кредитной политики, установления правил и процедур проведения банковских операций, развития платежной системы, необходимо отметить важную роль мероприятий по совершенствованию надзорной деятельности, в числе которых: реализация международно признанных стандартов надзорной деятельности, и прежде всего Базельских принципов эффективного банковского надзора, положений базельских документов, касающихся требований к капиталу и ограничения рисков, а также корпоративного управления и управления рисками, что, с одной стороны, создает правовую основу устойчивого функционирования банков и обеспечивает унификацию белорусского банковского законодательства с законами стран-партнеров, в том числе России и стран ЕС, а с другой стороны, расширяет возможности сотрудничества белорусских банков с зарубежными банками, в том числе на финансовых рынках при проведении операций заимствования, а также возможности привлечения инвестиций в банковский сектор; формирование и совершенствование комплексной системы оценки устойчивости функционирования банковского сектора, включающей такие компоненты, как мониторинг ситуации и анализ тенденций с использованием соответствующего перечня показателей финансовой устойчивости и макроэкономических индикаторов, анализ сценариев, стресс-тесты, системы раннего предупреждения. Данная система предназначена для формирования обоснованных суждений о состоянии функционирования банковского сектора и подготовки в том числе своевременных упреждающих мер денежно-кредитного регулирования, надзорного реагирования, препятствующих развитию кризисных ситуаций или минимизирующих последствия реализации банковских рисков. Данная работа, начатая в 2006 г. и проводимая во взаимодействии с МВФ, позволяет уже в настоящее время получать ощутимые результаты и находит соответствующее отражение в процессах принятия решений в Национальном банке, взаимодействии с международными финансовыми организациями, а также в регулярных аналитических публикациях Национального банка по вопросам финансовой стабильности;
укрепление взаимодействия банковской надзорной деятельности с надзорной деятельностью других сегментов финансового рынка, в том числе надзором за страховыми организациями и профучастниками рынка ценных бумаг, что делает более действенным и оперативным регулирование государством финансовых отношении и позволяет достичь системного эффекта повышения устойчивости функционирования всего финансового сектора. Предполагается, что положительное воздействие на координацию надзорной деятельности за различными сегментами финансового сектора окажет практическая реализация положений Меморандума с взаимопонимании между Национальным банком, Министерством финансов, Министерством экономики и Агентством по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц в сфере обеспечения финансовой стабильности, подписанного 13 августа 2009 г., а также принятие Концепции развития финансового рынка до 2015 г., работа над которой сейчас проводится.
Неотъемлемой составляющей данного комплекса мер является деятельность каждого из банков, направленная на повышение качества внутренних систем управления, в том числе:
корпоративного управления как совокупности отношений между собственниками банка, его исполнительными органами, а также иными заинтересованными лицами по обеспечению баланса
их интересов и правильному определению стратегических целей деятельности банка, осуществлению контроля за их достижением, правильному распределению объемов полномочий между органами управления и осуществлению текущего руководства, обеспечению соблюдения законодательства. Высокий уровень корпоративного управления обеспечивает правильное позиционирование банка на рынке и закладывает основы его долгосрочного устойчивого развития, формирует тесные взаимовыгодные связи с клиентами и партнерами;
управления рисками в целях поддержания допустимого уровня принятия рисков банком, обеспечения эффективного управления активами и пассивами, формирования достаточного уровня капитала, снижения расходов, в том числе в форме прямых потерь. Наряду с достижением устойчивых финансовых результатов качественное управление рисками позволяет банку поддерживать высокий уровень деловой репутации и конкурентоспособности;
внутреннего контроля, основанного на осуществлении непрерывного контроля за соблюдением в банке законодательства и локальных нормативных правовых актов прежде всего в целях повышения эффективности и результативности финансовой и хозяйственной деятельности, управления рисками.
Оценка формирования и функционирования внутренних систем управления в банках в настоящее время проводится также банковским надзором в ходе инспектирования на местах. В перспективе такая оценка должна стать основой надзорной деятельности, что связано с осуществляемым переходом к так называемому содержательному риск-ориентированному надзору.
Следовательно, реализация комплекса данных мер позволит существенно повысить устойчивость функционирования банковского сектора и значительно усилить позитивное воздействие на обеспечение высоких темпов экономического роста.
- Содержание
- 1 Кредитный портфель и его место в активах банка
- 1.1 Кредитный портфель: понятие и виды
- 1.2 Кредитная политика и задачи банка по формированию кредитного портфеля
- 2 Анализ кредитного портфеля коммерческого банка на примере зао «Альфа-Банк»
- 2.1 Анализ кредитного портфеля зао «Альфа-Банк»
- 2.2 Кредитная политика банка как метод управления кредитным портфелем
- 2.3 Тенденции кредитования в Республике Беларусь
- 3 Проблемы и пути оптимизации управления качеством кредитного портфеля
- 3.1 Повышение эффективности управления качеством кредитного портфеля
- 3.2 Зарубежный опыт управления качеством кредитного портфеля
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение а Контроль соблюдения лимитов в зао «Альфа-Банк»
- Приложение б Включение в кредитный портфель в зао «Альфа-Банк»