logo
кредитный портфель v

2.3 Тенденции кредитования в Республике Беларусь

Кредитование юридических и физических лиц является ведущим направлением банковской деятельности. На 1 апреля 2009 г. 73,2% активов банков были представлены задолженностью по кредитам, причем доля кредитов в активах непрерывно возрастает. С начала текущего года она увеличилась на 2,5 процентного пункта, а к 1 апреля 2008 г. — на 5,2 процентного пункта. В этой связи очевидно, что динамика и развитие кредитования являются факторами, определяющими эффективность и устойчивость функционирования банковской системы (рис.2.9).

Рисунок 2.9- Удельный вес задолженности по кредитам в активах банков

Примечание - Источник: 19, с. 8

Вместе с тем банковское кредитование играет ключевую роль в экономических процессах, происходящих в Республике Беларусь. Эта роль определяется масштабами кредитной деятельности банков, а также многообразием ее форм и направлений. Так, на 1 апреля 2009г. требования банков к экономике достигли 52,8 трлн. руб., когда ВВП за 2008 год составил 128,8трлн.руб., т.е. требования банков к экономике составили 41 % от ВВП (52,8/128,8*100%). Прирост данного показателя с начала 2009г. составил 5,7 трлн. руб., или 12,1% 19, с. 8. Прогнозное значение прироста требований банков к экономике на текущий год, определенное Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2009 год в размере 36-44% к ВВП.

Показателен рост банковского кредитования в реальном выражении. Прирост требований банков к экономике в белорусских рублях и иностранной валюте в реальном выражении в среднем за январь — март 2009 г. по отношению к январю — марту 2008 г. со­ставил 47,1% при увеличении реального ВВП в I квар­тале 2009 г. на 1,1%. Для сравнения: за январь — март 2008 г. по отношению к январю — марту 2007 г. реаль­ный прирост составил 23,2% при увеличении реального ВВП в январе — марте 2008 г. на 11,2% (рис. 2.10) 19, с. 9.

Что касается объемов выдачи банками кредитов, то за январь — март 2009г. банковская система нашей страны оказала кредитную поддержку предприятиям и населению (с учетом финансового лизинга) в объеме 15,7 трлн. руб. во всех видах валют в рублевом эквиваленте. К сопоставимому периоду 2008г. выдача банками кредитов приросла на 1,9 трлн. руб., или на 13,9% (рисунок 2.11).

Рисунок 2.10 - Экономический рост и увеличение требований банков к экономике по кредитам в реальном выражении

Примечание - Источник:19, с. 9

На конец 2009 года планируется увеличение объема кредитования до 35-42% к 2008 году. Обеспеченность ВВП банковскими кредитами к концу 2009 года достигнет 50-51%.

Рисунок 2.11- Выдача банками кредитов экономике с учетом финансового лизинга

Примечание - Источник:9, с. 10

Наибольшие темпы прироста выдачи кредитов на­блюдались по долгосрочным кредитам. За I квартал текущего года таких кредитов было предоставлено на 4,2 трлн. руб., что на 0,8 трлн. руб., или на 25%, превышает объем выдачи долгосроч­ных кредитов в I квартале прошлого го­да.

Данная динамика отражает тенден­цию к увеличению длительности исполь­зования заемщиками банковского креди­та. В январе — марте 2009г. средняя длительность использования кредита со­ставила 203 дня против 161 дня в сопоставимом периоде 2008г.

Значительный уровень кредитной экспансии банков, отмеченный в I квартале 2009г., обусловлен рядом причин. Во-первых, в сложившейся институциональной структуре финансового рынка Беларуси банки являются основным источником финансовых ресурсов. Во-вторых, в январе — марте 2009г. белорусские предприятия испытывали проблемы с самофинансированием, что повышало их потребность в банковских кредитах 19, с. 10.

Активная кредитная деятельность банков в I квартале 2009 г. существенно амортизировала для отечественных предприятий внешние шоки, вызванные глобальным финансовым кризисом, и содействовала выполнению задач социально-экономического развития Республики Беларусь.

В современных условиях банковский кредит используется в качестве важнейшего из источников финансирования инвестиций в реальный сектор экономики и жилищное строительство, приобретения населением товаров длительного пользования, развития предпринимательской деятельности.

Так, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2068 “Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2009 году” для осуществления инвестиционной деятельности реального сектора экономики в 2009 г. банкам необходимо предоставить 9,1 трлн. руб., в том числе за счет привлеченных иностранных ресурсов, что составит в ВВП 7,1 % (9,1/128,8*100).

Исходя из представленной банками информации, объем выданных инвестиционных кредитов реальному сектору экономики Республики Беларусь в I квартале 2009г. составил 2,3 трлн. руб. и по сравнению с I кварталом 2008 г. увеличился на 0,5 трлн. руб., или на 30%. Таким образом, годовой прогноз выдачи инвестиционных кредитов в течение I квартала 2009 г. выполнен на 25,2% 19, с. 10.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, для финансирования инвестиций в основной капитал за I квартал 2009г. было использовано 2,1 трлн. руб. кредитов банков, что составило 25,5% от суммы всех указанных инвестиций. Для сравнения: в I квартале 2008 г. на обозначенные цели было использовано 1,1 трлн. руб. кредитов банков, а их доля в инвестициях в основной капитал была равна 19%. В сопоставимых ценах кредиты, использованные для финансирования инвестиций в основной капитал в январе — марте 2009 г., в сравнении с январем — мартом 2008 г. увеличились на 60%. 19, с. 11

Однако при столь высоких показателях инвестиционного кредитования уровень освоения кредитных ресурсов при реализации важнейших инвестицион­ных проектов остается низким.

По итогам работы за I квартал 2009 г. общий объем кредитов, выданных банками на финансирование важнейших инвестиционных проектов, составил 249,2 млрд. руб. в эквиваленте. Таким образом, от общего объема выдачи инвестиционных кредитов на финансирование важнейших инвестиционных проектов пришлось 10,8%.

На 2009г. для кредитования важнейших инвестиционных проектов запланировано использовать 2075 млрд. руб. кредитов банков, в том числе креди­тов, выдаваемых за счет ресурсов нерезидентов, — 1 126,1 млрд. руб. Доля важнейших инвестиционных проектов в общем прогнозном объеме выдачи инвестиционных кредитов за текущий год должна составить 22,7%.

В I квартале 2009г. освоено только 12% кредитных ресурсов, предусмотренных на финансирование важнейших инвестиционных проектов.

В целом за I квартал 2009 г. банками привлечено от нерезидентов 433,3 млн. долл. США, что на 180,4 млн. долл. США, или на 29,4%, меньше в сравнении с сопоставимым периодом прошлого год. Отме­ченное сокращение привлечения средств нерезидентов обусловлено возникшими на внешних рынках проблемами с торговым финансированием.

За счет привлеченных ресурсов нерезидентов банками на финансирование важнейших инвестицион­ных проектов в отчетном периоде выдано 141,8 млрд. руб. в эквиваленте. Уровень освоения данных ресурсов от прогноза на 2009 г. составил 12,6% 19, с. 12.

Наряду с инвестициями на развитие производства важнейшим направлением банковского кредитования является финансирование жилищного строительства. В сложных условиях функционирования экономики Беларуси объемы ввода жилья растут, в чем видится заслуга и банковской системы. За I квартал 2009 г. ввод жилья в эксплуатацию составил 1 327,4 тыс. кв. метров, что на 100,4 тыс. кв. метров превысило уровень данного показателя за тот же пе­риод 2008 г. и на 206,4 тыс. кв. метров — уровень I квартала 2007 г. 19, с. 12

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, за счет кредитов банков профинансирован в I квартале 2009 г. ввод 477,4 тыс. кв. метров жилья, что составило 36% от общего объема введенного в эксплуатацию жилья.

Рисунок 2.12- Выдача кредитов на строительство и приобретение жилья

Примечание - Источник:19, с. 12

Банки за счет мобилизованных ими средств на фи­нансирование строительства и приобретение жилья за январь — март 2009 г. выдали кредитов в объеме 995 млрд. руб., что на 288,7 млрд. руб., или на 40,9%, превысило объемы кредитования в сопоставимом пе­риоде прошлого года (рис. 2.12-2.14).

Рисунок 2.13- Прирост выдачи банками кредитов на строительство и приобретение жилья

Примечание - Источник:19, с. 13

В том числе льготных кредитов выдано в объеме 808,5 млрд. руб., что на 295,4 млрд. руб., или на 57,6%, превышает объем льготного кредитования жи­лищного строительства за аналогичный период 2008 г. Из указанной суммы на льготное кредитова­ние физических лиц для целей жилищного строитель­ства за I квартал 2009 г. было направлено 575,2 млрд. руб., сельскохозяйственные организации для строи­тельства жилья получили льготных кредитов на сум­му 233,3 млрд. руб.

Рисунок 2.14- Структура жилищных кредитов, выданных в I квартале 2009 г.

Примечание - Источник:19, с. 14

Объемы льготного кредитования физических лиц в I квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. увеличились на 248,4 млрд. руб., или на 76%. К январю — марту 2008 г. льготное кредитование сельхозорганизаций на указанную цель увеличилось на 47 млрд. руб., или на 25,3% 19, с. 14.

В январе — марте 2009 г. зафиксированы самые высокие за наблюдаемый период показатели выполнения годового прогноза по льготному кредитованию жилищного строительства. Это обусловлено как развитием производственных мощностей строительной отрасли, так и относительным дефицитом иных источников финансирования строительства жилья. Годовой прогноз выдачи льготных кредитов физическим лицам, определенный в размере 2,4 трлн. руб., в I квартале 2009 г. выполнен на 24,2%. Уровень вы­полнения годового прогноза выдачи льготных креди­тов сельскохозяйственным организациям, установ­ленного в размере 1,1 трлн. руб., в I квартале 2009 г. выполнен на 21,6% 19, с. 14.

Вместе с тем наметилось некоторое замедление темпов кредитования строительства и приобретения жилья на общих основаниях. За I квартал 2009 г. по­добных кредитов выдано на 186,5 млрд. руб., что на 6,8 млрд. руб., или на 3,5%, меньше в сравнении с со­поставимым периодом прошлого года.

Необходимо отметить значительный вклад банков­ской системы в обеспечение реализации различных государственных программ. В целом, по информации банков, для финансирования государственных про­грамм и мероприятий по решениям Президента и Правительства Республики Беларусь в I квартале 2009 г. выдано кредитов на сумму 2,9 трлн. руб., или 18,6% от общего объема кредитов экономике.

Рисунок 2.15- Годовой прогноз (факт) выдачи кредитов в рамках государственных программ

Примечание - Источник:19, с. 15

Для сравнения: в сопоставимом периоде 2008 г. на креди­тование государственных программ было направлено 1,8 трлн. руб., что составило от общего объема кредитов экономике 13,5% (рис. 2.15-2.17).

Рисунок 2.16- Выдача кредитов в рамках государственных программ

Примечание - Источник:19, с. 15

Столь существенное (на 5,1 процентного пункта) увеличение в объеме выдаваемых экономике кредитов доли государственных программ следует рассматривать, с одной стороны, как огромную государственную поддержку субъектам хозяйствования, а с другой — как негативную тенденцию. Она свидетельствует о том, что, несмотря на поручения Главы государства и Совета Министров Республики Беларусь, многие предприятия и курирующие их министерства и ведомства еще не настроились на работу, основанную на принципах самофинансирования и равной конкуренции всех субъектов хозяйствования. Вместе с тем считаем обоснованными предложения банков о необходимости пересмотра подхода к порядку определения процентных ставок по кредитам банков, выдаваемым в рамках государственных программ и мероприятий.

Рисунок 2.17-Прирост выдачи кредитов в рамках государственных программ к сопоставимому периоду прошлого года

Примечание - Источник:19, с. 15

Так, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами основная масса этих кредитов должна предоставляться под ставку рефинансирования, увеличенную на 3 про­центных пункта (или под 17% годовых). В настоящее время стоимость ресурсов банков, как правило, не позволяет им без ущерба для своей деятельности выдавать кредиты на финансирование государственных программ под указанную процентную ставку. Полагаем целесообразным кредитование государственных программ осуществлять на рыночных условиях с последующей компенсацией заемщикам части уплаченных процентов за счет бюджетных средств. Данная мера, на наш взгляд, будет способствовать развитию системы конкурсного размещения предложений на участие в кредитовании государственных программ.

Необходимо отметить, что расширение банковского кредитования идет в неблагоприятных экономических условиях.

Банки испытывают существенные трудности с формированием ресурсной базы, проявляющиеся в дефиците ликвидности. Среди прочих причин это связано с падением объемов реализации продукции белорусскими предприятиями.

За I квартал текущего года объем средств, привлеченных банками от субъектов хозяйствования Республики Беларусь в национальной и иностранной валютах, сократился на 420 млрд. руб. Доля данных средств в пассивах банков снизилась с 20,7 до 18,5%. В наибольшей мере указанная проблема затронула го­сударственные банки, которые активно задействова­ны в реализации крупных инвестиционных государ­ственных программ и оказывают кредитную поддерж­ку валообразующим предприятиям 19, с. 16.

Продолжилась тенденция уменьшения показателя достаточности нормативного капитала банковского сектора. Данный показатель на 1 апреля 2009 г. со­ставил 20,4%, снизившись за три первых месяца 2009 г. на 1,6 процентного пункта.

Обращает на себя внимание существенный (на 123,2%) прирост проблемной задолженности по срав­нению с 1 апреля 2008 г. Причем по краткосрочным кредитам отмечен почти трехкратный (на 198,9%) прирост проблемной задолженности. По долгосроч­ным кредитам за год проблемная задолженность уве­личилась на 83,9% (приложение В).

В I квартале 2009 г. проблемная задолженность приросла на 69,5%. Прирост проблемной задолженно­сти по краткосрочным кредитам составил 81,1%, а по долгосрочным — 60,6%.

Очевидно, что рост проблемной задолженности и ее структура отражают ухудшение финансового поло­жения заемщиков, дефицит их оборотных средств, в том числе на выплату заработной платы.

Увеличение проблемной задолженности, в свою очередь, снижает возможности банков по формирова­нию ресурсной базы. Кроме того, возникают сложнос­ти с оценкой кредитоспособности предприятий. Мно­гие из них, обращающиеся в банки за кредитом, име­ют низкую кредитоспособность. Как следствие, банки вынуждены отказывать таким предприятиям в полу­чении кредита.

Для решения данного вопроса на уровне Прави­тельства следует определиться с перечнем предприя­тий, которым государство готово оказывать поддержку в повышении кредитоспособности. Способами та­кой поддержки могут служить бюджетные ссуды, суб­сидии, налоговые кредиты, гарантии местных органов власти и Правительства.

Кроме того, государственным органам управления необходимо усилить работу с подведомственными ор­ганизациями в части сокращения проблемной задол­женности по кредитам и их финансового оздоровле­ния.

Отдельный блок проблем составляют вопросы сбе­режения средств населения в отечественных банках, что в дальнейшем проецируется на их кредитную дея­тельность. Инфляционно-девальвационные процессы в начале текущего года привели к существенному из­менению валютной структуры депозитов физических лиц. За I квартал объем средств в белорусских рублях сократился на 1,41 трлн. руб., или на 18%, и на 1 ап­реля 2009 г. составил 6,42 трлн. руб. Изымаемые из депозитов средства в белорусских рублях конвертиро­вались в СКВ и далее трансформировались в депозиты в иностранной валюте, в результате чего в течение I квартала 2009 г. доля рублевой составляющей в структуре привлеченных средств населения постоян­но снижалась. Так, на 1 января 2009 г. она составляла 57,6%, а на 1 апреля — 41,4% 19, с. 17 .

Обозначенным негативным тенденциям банки про­тиводействовали мерами процентной политики, повы­шая процентные ставки по депозитам физических лиц в белорусских рублях и начав постепенное снижение процентных ставок в иностранной валюте. В частнос­ти, средняя процентная ставка по вновь привлечен­ным срочным депозитам физических лиц в нацио­нальной валюте в марте 2009 г. сложилась на уровне 19,6% годовых, увеличившись по сравнению с декаб­рем 2008 г. на 4,3 процентного пункта.

Средняя процентная ставка по вновь привлечен­ным срочным депозитам физических лиц в СКВ в мар­те 2009 г. сложилась на уровне 11,7% годовых, увели­чившись к уровню декабря 2008 г. (11,6% годовых) на 0,1 процентного пункта. Вместе с тем, если сравни­вать март с февралем 2009 г., то рассматриваемая процентная ставка снизилась на 0,3 процентного пункта. Тем самым банки приступили к выполнению рекомендаций Национального банка о снижении про­центных ставок по вновь привлекаемым депозитам физических лиц в иностранной валюте.

Национальный банк и в дальнейшем намерен продолжaть работу, направленную на поддержание про­центных ставок на уровне, обеспечивающем привле­кательность хранения сбережений во вкладах в наци­ональной валюте, в том числе за счет снижения про­центных ставок по валютным депозитам. Такая про­центная политика поддержана и Международным ва­лютным фондом, с которым Национальный банк в на­стоящее время проводит консультации. связи с этим в адрес банков Национальным бан­ком направлено письмо (от 23.04.2009 № 19-25/81) с рекомендациями о поэтапном снижении процентных ставок по всем депозитам физических лиц в иностран­ной валюте, включая долгосрочные депозиты, с 1 мая текущего года до уровня не выше 9% годовых, а с 1 июня — до 8% годовых.

Динамика процентных ставок по депозитам физи­ческих лиц, в свою очередь, определила тенденции из­менения процентных ставок по кредитам. Так, в мар­те 2009 г. средняя полная процентная ставка по вновь выданным кредитам в белорусских рублях физичес­ким лицам составила 21,2% годовых и увеличилась по сравнению с декабрем 2008 г. на 1,5 процентного пункта. Однако маржа (разница) между стоимостью привлечения средств физических лиц в депозиты и стоимостью предоставленных кредитов физическим лицам в национальной валюте резко сократилась, что отражает стремление банков к поддержанию спроса на кредиты. В марте 2009 г. она была равна 1,6 про­центного пункта и по сравнению с декабрем 2008 г. (4,4 процентного пункта) уменьшилась на 2,8 про­центного пункта 19, с. 17.

Отмеченный рост процентных ставок скорректиро­вал спрос физических лиц на кредитные ресурсы. Этот процесс в первую очередь затронул сферу потре­бительского кредитования. Так, за I квартал 2009 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам в белорусских рублях составила 3,3 трлн. руб. и по сравнению с 1 января 2009 г. сократилась на 147,9 млрд. руб., или на 4,3%. В иностранной валюте задолженность физических лиц по потребительским кредитам составила 2,7 трлн. руб. и выросла на 390,8 млрд. руб., или на 16,7%, что полностью было обусловлено переоценкой СКВ, поскольку в эквива­ленте в долларах США она снизилась на 98,2 млн. долл. США, или на 9,2%. Полагаем, что в условиях дефицита сальдо платежного баланса преимуществен­ное сокращение потребительского кредитования в иностранной валюте должно иметь положительный макроэкономический эффект. Вместе с тем банкам следует активнее реализовывать программы по прода­же населению товаров отечественного производства с использованием потребительских кредитов в белорус­ских рублях.

Тенденция роста процентных ставок затронула также кредиты и депозиты юридических лиц. Так, средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических лиц в национальной валюте в марте 2009 г. сложилась на уровне 18,7% го­довых, увеличившись по сравнению с декабрем 2008 г. (15,2% годовых) на 3,5 процентного пункта. Средняя полная процентная ставка по вновь выдан­ным кредитам юридическим лицам в марте текущего года достигла 21,7% годовых и приросла к декабрю 2008 г. на 4,2 процентного пункта (с 17,5% годовых). Вместе с тем разница между стоимостью привлечения средств юридических лиц в депозиты и стоимостью предоставленных им ресурсов (маржа) в националь­ной валюте составила 3 процентных пункта и по срав­нению с мартом 2008 г. уменьшилась на 1,4 процент­ного пункта.

Таким образом, можно констатиро­вать, что банки, учитывая снижение платежеспособ­ности физических лиц и субъектов хозяйствования, рост стоимости ресурсов на внутреннем и внешних финансовых рынках, в целом проводили взвешенную процентную политику.

Однако необходимо отметить, что в мировой экономике доступность кредитов в США привела к мировому экономическому кризису. Так, в 1998 г. доля кредитов, требующих от заемщика минимум документов (или вообще не требующих каких-либо доку­ментов, подтверждающих уровень доходов заемщика и его кредит­ную историю), в общем объеме ипотечных кредитов составляла 24%. К концу 2006 г. данные кре­диты стали преобладать — их удельный вес среди вновь выдавае­мых кредитов возрос до 62%. Для дополнительного увеличе­ния количества заемщиков банки придумали ряд "инноваций", уменьшающих первоначальную нагрузку на заемщика по обслу­живанию ипотечных кредитов, де­лая, таким образом, кредиты еще более доступными для получения. Именно для получения, а не для обслуживания: вся нагрузка про­сто переносилась на более поздние сроки. Так появились кредиты, не требующие от заемщика внесения собственных средств на покупку дома при использовании ипотечно­го кредита. Если раньше этих кре­дитов практически не было, то в 2007 г. они уже составляли почти половину всех вновь выдаваемых кредитов.

Еще одним фактором, приведшим к мировому экономическому кризису в США стали ипотечные креди­ты, по которым первые несколько лет пользования кредитом (льгот­ный период) процентная ставка устанавливалась на уровне, ниже рыночного (дополнительная льго­та в течение этого периода заклю­чалась в отсрочке платежей по ос­новному долгу). Размер ставки по­вышался по истечении льготного периода. И если в течение льготно­го периода процентная ставка бы­ла ниже среднерыночного уровня, то после его окончания ставка по таким кредитам превышала ры­ночный уровень (банки редко сознательно работают себе в убыток). Например, по тем кредитам, по которым в течение двухлетнего периода уплачивалась льготная процентная ставка, ставка после ее повышения составила Либор плюс 6 процентных пунктов, тогда как ставка по кредитам стандартных заемщиков составляла ставку Либор плюс примерно 3 процентных пункта.

Наряду со смягчением условий получения субстандартных кредитов банки поддерживали жесткие условия по их досрочному возврату. При этом следует отметить, что условия прекращения отношений с банком для заемщиков по субстандартным кредитам существенно отличаются от условий для стандартных заемщиков, и не в лучшую сторону. Например, договоры по стандартным кредитам в основном не предполагают уплату заемщиком штрафа за досрочный возврат средств. Однако договоры по субстандартным кредитам, как правило, предполагают уплату такого штрафа — часто он составляет сумму процентных платежей за шесть месяцев.

Кредиты стали доступны более широкому перечню граждан за счет включения в него менее обеспеченных категорий населения благодаря существенному смягчению условий предоставления кредитов. Другими словами, доля субстандартных заемщиков в кредитных портфелях банков США значительно возросла, что привело к развитию финансового кризиса в США.

Таким образом, можно выделить следующие тенденции кредитования в Республике Беларусь. Банковская система нашей страны в 2009 году оказала кредитную поддержку предприятиям и населению на 13,9% больше чем в 2008 году. Активная кредитная деятельность банков позволила снизить для отечественных предприятий последствия мирового экономического кризиса, и содействовала выполнению задач социально-экономического развития Республики Беларусь. Необходимо отметить значительный вклад банковской системы в обеспечение реализации различных государственных программ. В целом, для финансирования государственных программ и мероприятий по решениям Президента и Правительства Республики Беларусь выдано кредитов на 18,6% от общего объема кредитов экономике. В настоящее время стоимость ресурсов банков, как правило, не позволяет им без ущерба для своей деятельности выдавать кредиты на финансирование государственных программ под регулируемую процентную ставку. Необходимо отметить, что расширение банковско­го кредитования идет в неблагоприятных экономических условиях. Банки испытывают существенные трудности с формированием ресурсной базы, проявляющиеся в дефиците ликвидности. Среди прочих причин это связано с падением объемов реализации продукции бело­русскими предприятиями. Кроме того, возникают сложности с оценкой кредитоспособности предприятий. Многие из них, обращающиеся в банки за кредитом, имеют низкую кредитоспособность. Как следствие, банки вынуждены отказывать таким предприятиям в получении кредита. Таким образом, необходимо разработать мероприятия, направленные на оптимизацию кредитного портфеля банков в Республике Беларусь.