2.3 Тенденции кредитования в Республике Беларусь
Кредитование юридических и физических лиц является ведущим направлением банковской деятельности. На 1 апреля 2009 г. 73,2% активов банков были представлены задолженностью по кредитам, причем доля кредитов в активах непрерывно возрастает. С начала текущего года она увеличилась на 2,5 процентного пункта, а к 1 апреля 2008 г. — на 5,2 процентного пункта. В этой связи очевидно, что динамика и развитие кредитования являются факторами, определяющими эффективность и устойчивость функционирования банковской системы (рис.2.9).
Рисунок 2.9- Удельный вес задолженности по кредитам в активах банков
Примечание - Источник: 19, с. 8
Вместе с тем банковское кредитование играет ключевую роль в экономических процессах, происходящих в Республике Беларусь. Эта роль определяется масштабами кредитной деятельности банков, а также многообразием ее форм и направлений. Так, на 1 апреля 2009г. требования банков к экономике достигли 52,8 трлн. руб., когда ВВП за 2008 год составил 128,8трлн.руб., т.е. требования банков к экономике составили 41 % от ВВП (52,8/128,8*100%). Прирост данного показателя с начала 2009г. составил 5,7 трлн. руб., или 12,1% 19, с. 8. Прогнозное значение прироста требований банков к экономике на текущий год, определенное Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2009 год в размере 36-44% к ВВП.
Показателен рост банковского кредитования в реальном выражении. Прирост требований банков к экономике в белорусских рублях и иностранной валюте в реальном выражении в среднем за январь — март 2009 г. по отношению к январю — марту 2008 г. составил 47,1% при увеличении реального ВВП в I квартале 2009 г. на 1,1%. Для сравнения: за январь — март 2008 г. по отношению к январю — марту 2007 г. реальный прирост составил 23,2% при увеличении реального ВВП в январе — марте 2008 г. на 11,2% (рис. 2.10) 19, с. 9.
Что касается объемов выдачи банками кредитов, то за январь — март 2009г. банковская система нашей страны оказала кредитную поддержку предприятиям и населению (с учетом финансового лизинга) в объеме 15,7 трлн. руб. во всех видах валют в рублевом эквиваленте. К сопоставимому периоду 2008г. выдача банками кредитов приросла на 1,9 трлн. руб., или на 13,9% (рисунок 2.11).
Рисунок 2.10 - Экономический рост и увеличение требований банков к экономике по кредитам в реальном выражении
Примечание - Источник:19, с. 9
На конец 2009 года планируется увеличение объема кредитования до 35-42% к 2008 году. Обеспеченность ВВП банковскими кредитами к концу 2009 года достигнет 50-51%.
Рисунок 2.11- Выдача банками кредитов экономике с учетом финансового лизинга
Примечание - Источник:9, с. 10
Наибольшие темпы прироста выдачи кредитов наблюдались по долгосрочным кредитам. За I квартал текущего года таких кредитов было предоставлено на 4,2 трлн. руб., что на 0,8 трлн. руб., или на 25%, превышает объем выдачи долгосрочных кредитов в I квартале прошлого года.
Данная динамика отражает тенденцию к увеличению длительности использования заемщиками банковского кредита. В январе — марте 2009г. средняя длительность использования кредита составила 203 дня против 161 дня в сопоставимом периоде 2008г.
Значительный уровень кредитной экспансии банков, отмеченный в I квартале 2009г., обусловлен рядом причин. Во-первых, в сложившейся институциональной структуре финансового рынка Беларуси банки являются основным источником финансовых ресурсов. Во-вторых, в январе — марте 2009г. белорусские предприятия испытывали проблемы с самофинансированием, что повышало их потребность в банковских кредитах 19, с. 10.
Активная кредитная деятельность банков в I квартале 2009 г. существенно амортизировала для отечественных предприятий внешние шоки, вызванные глобальным финансовым кризисом, и содействовала выполнению задач социально-экономического развития Республики Беларусь.
В современных условиях банковский кредит используется в качестве важнейшего из источников финансирования инвестиций в реальный сектор экономики и жилищное строительство, приобретения населением товаров длительного пользования, развития предпринимательской деятельности.
Так, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 2068 “Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2009 году” для осуществления инвестиционной деятельности реального сектора экономики в 2009 г. банкам необходимо предоставить 9,1 трлн. руб., в том числе за счет привлеченных иностранных ресурсов, что составит в ВВП 7,1 % (9,1/128,8*100).
Исходя из представленной банками информации, объем выданных инвестиционных кредитов реальному сектору экономики Республики Беларусь в I квартале 2009г. составил 2,3 трлн. руб. и по сравнению с I кварталом 2008 г. увеличился на 0,5 трлн. руб., или на 30%. Таким образом, годовой прогноз выдачи инвестиционных кредитов в течение I квартала 2009 г. выполнен на 25,2% 19, с. 10.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, для финансирования инвестиций в основной капитал за I квартал 2009г. было использовано 2,1 трлн. руб. кредитов банков, что составило 25,5% от суммы всех указанных инвестиций. Для сравнения: в I квартале 2008 г. на обозначенные цели было использовано 1,1 трлн. руб. кредитов банков, а их доля в инвестициях в основной капитал была равна 19%. В сопоставимых ценах кредиты, использованные для финансирования инвестиций в основной капитал в январе — марте 2009 г., в сравнении с январем — мартом 2008 г. увеличились на 60%. 19, с. 11
Однако при столь высоких показателях инвестиционного кредитования уровень освоения кредитных ресурсов при реализации важнейших инвестиционных проектов остается низким.
По итогам работы за I квартал 2009 г. общий объем кредитов, выданных банками на финансирование важнейших инвестиционных проектов, составил 249,2 млрд. руб. в эквиваленте. Таким образом, от общего объема выдачи инвестиционных кредитов на финансирование важнейших инвестиционных проектов пришлось 10,8%.
На 2009г. для кредитования важнейших инвестиционных проектов запланировано использовать 2075 млрд. руб. кредитов банков, в том числе кредитов, выдаваемых за счет ресурсов нерезидентов, — 1 126,1 млрд. руб. Доля важнейших инвестиционных проектов в общем прогнозном объеме выдачи инвестиционных кредитов за текущий год должна составить 22,7%.
В I квартале 2009г. освоено только 12% кредитных ресурсов, предусмотренных на финансирование важнейших инвестиционных проектов.
В целом за I квартал 2009 г. банками привлечено от нерезидентов 433,3 млн. долл. США, что на 180,4 млн. долл. США, или на 29,4%, меньше в сравнении с сопоставимым периодом прошлого год. Отмеченное сокращение привлечения средств нерезидентов обусловлено возникшими на внешних рынках проблемами с торговым финансированием.
За счет привлеченных ресурсов нерезидентов банками на финансирование важнейших инвестиционных проектов в отчетном периоде выдано 141,8 млрд. руб. в эквиваленте. Уровень освоения данных ресурсов от прогноза на 2009 г. составил 12,6% 19, с. 12.
Наряду с инвестициями на развитие производства важнейшим направлением банковского кредитования является финансирование жилищного строительства. В сложных условиях функционирования экономики Беларуси объемы ввода жилья растут, в чем видится заслуга и банковской системы. За I квартал 2009 г. ввод жилья в эксплуатацию составил 1 327,4 тыс. кв. метров, что на 100,4 тыс. кв. метров превысило уровень данного показателя за тот же период 2008 г. и на 206,4 тыс. кв. метров — уровень I квартала 2007 г. 19, с. 12
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, за счет кредитов банков профинансирован в I квартале 2009 г. ввод 477,4 тыс. кв. метров жилья, что составило 36% от общего объема введенного в эксплуатацию жилья.
Рисунок 2.12- Выдача кредитов на строительство и приобретение жилья
Примечание - Источник:19, с. 12
Банки за счет мобилизованных ими средств на финансирование строительства и приобретение жилья за январь — март 2009 г. выдали кредитов в объеме 995 млрд. руб., что на 288,7 млрд. руб., или на 40,9%, превысило объемы кредитования в сопоставимом периоде прошлого года (рис. 2.12-2.14).
Рисунок 2.13- Прирост выдачи банками кредитов на строительство и приобретение жилья
Примечание - Источник:19, с. 13
В том числе льготных кредитов выдано в объеме 808,5 млрд. руб., что на 295,4 млрд. руб., или на 57,6%, превышает объем льготного кредитования жилищного строительства за аналогичный период 2008 г. Из указанной суммы на льготное кредитование физических лиц для целей жилищного строительства за I квартал 2009 г. было направлено 575,2 млрд. руб., сельскохозяйственные организации для строительства жилья получили льготных кредитов на сумму 233,3 млрд. руб.
Рисунок 2.14- Структура жилищных кредитов, выданных в I квартале 2009 г.
Примечание - Источник:19, с. 14
Объемы льготного кредитования физических лиц в I квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. увеличились на 248,4 млрд. руб., или на 76%. К январю — марту 2008 г. льготное кредитование сельхозорганизаций на указанную цель увеличилось на 47 млрд. руб., или на 25,3% 19, с. 14.
В январе — марте 2009 г. зафиксированы самые высокие за наблюдаемый период показатели выполнения годового прогноза по льготному кредитованию жилищного строительства. Это обусловлено как развитием производственных мощностей строительной отрасли, так и относительным дефицитом иных источников финансирования строительства жилья. Годовой прогноз выдачи льготных кредитов физическим лицам, определенный в размере 2,4 трлн. руб., в I квартале 2009 г. выполнен на 24,2%. Уровень выполнения годового прогноза выдачи льготных кредитов сельскохозяйственным организациям, установленного в размере 1,1 трлн. руб., в I квартале 2009 г. выполнен на 21,6% 19, с. 14.
Вместе с тем наметилось некоторое замедление темпов кредитования строительства и приобретения жилья на общих основаниях. За I квартал 2009 г. подобных кредитов выдано на 186,5 млрд. руб., что на 6,8 млрд. руб., или на 3,5%, меньше в сравнении с сопоставимым периодом прошлого года.
Необходимо отметить значительный вклад банковской системы в обеспечение реализации различных государственных программ. В целом, по информации банков, для финансирования государственных программ и мероприятий по решениям Президента и Правительства Республики Беларусь в I квартале 2009 г. выдано кредитов на сумму 2,9 трлн. руб., или 18,6% от общего объема кредитов экономике.
Рисунок 2.15- Годовой прогноз (факт) выдачи кредитов в рамках государственных программ
Примечание - Источник:19, с. 15
Для сравнения: в сопоставимом периоде 2008 г. на кредитование государственных программ было направлено 1,8 трлн. руб., что составило от общего объема кредитов экономике 13,5% (рис. 2.15-2.17).
Рисунок 2.16- Выдача кредитов в рамках государственных программ
Примечание - Источник:19, с. 15
Столь существенное (на 5,1 процентного пункта) увеличение в объеме выдаваемых экономике кредитов доли государственных программ следует рассматривать, с одной стороны, как огромную государственную поддержку субъектам хозяйствования, а с другой — как негативную тенденцию. Она свидетельствует о том, что, несмотря на поручения Главы государства и Совета Министров Республики Беларусь, многие предприятия и курирующие их министерства и ведомства еще не настроились на работу, основанную на принципах самофинансирования и равной конкуренции всех субъектов хозяйствования. Вместе с тем считаем обоснованными предложения банков о необходимости пересмотра подхода к порядку определения процентных ставок по кредитам банков, выдаваемым в рамках государственных программ и мероприятий.
Рисунок 2.17-Прирост выдачи кредитов в рамках государственных программ к сопоставимому периоду прошлого года
Примечание - Источник:19, с. 15
Так, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами основная масса этих кредитов должна предоставляться под ставку рефинансирования, увеличенную на 3 процентных пункта (или под 17% годовых). В настоящее время стоимость ресурсов банков, как правило, не позволяет им без ущерба для своей деятельности выдавать кредиты на финансирование государственных программ под указанную процентную ставку. Полагаем целесообразным кредитование государственных программ осуществлять на рыночных условиях с последующей компенсацией заемщикам части уплаченных процентов за счет бюджетных средств. Данная мера, на наш взгляд, будет способствовать развитию системы конкурсного размещения предложений на участие в кредитовании государственных программ.
Необходимо отметить, что расширение банковского кредитования идет в неблагоприятных экономических условиях.
Банки испытывают существенные трудности с формированием ресурсной базы, проявляющиеся в дефиците ликвидности. Среди прочих причин это связано с падением объемов реализации продукции белорусскими предприятиями.
За I квартал текущего года объем средств, привлеченных банками от субъектов хозяйствования Республики Беларусь в национальной и иностранной валютах, сократился на 420 млрд. руб. Доля данных средств в пассивах банков снизилась с 20,7 до 18,5%. В наибольшей мере указанная проблема затронула государственные банки, которые активно задействованы в реализации крупных инвестиционных государственных программ и оказывают кредитную поддержку валообразующим предприятиям 19, с. 16.
Продолжилась тенденция уменьшения показателя достаточности нормативного капитала банковского сектора. Данный показатель на 1 апреля 2009 г. составил 20,4%, снизившись за три первых месяца 2009 г. на 1,6 процентного пункта.
Обращает на себя внимание существенный (на 123,2%) прирост проблемной задолженности по сравнению с 1 апреля 2008 г. Причем по краткосрочным кредитам отмечен почти трехкратный (на 198,9%) прирост проблемной задолженности. По долгосрочным кредитам за год проблемная задолженность увеличилась на 83,9% (приложение В).
В I квартале 2009 г. проблемная задолженность приросла на 69,5%. Прирост проблемной задолженности по краткосрочным кредитам составил 81,1%, а по долгосрочным — 60,6%.
Очевидно, что рост проблемной задолженности и ее структура отражают ухудшение финансового положения заемщиков, дефицит их оборотных средств, в том числе на выплату заработной платы.
Увеличение проблемной задолженности, в свою очередь, снижает возможности банков по формированию ресурсной базы. Кроме того, возникают сложности с оценкой кредитоспособности предприятий. Многие из них, обращающиеся в банки за кредитом, имеют низкую кредитоспособность. Как следствие, банки вынуждены отказывать таким предприятиям в получении кредита.
Для решения данного вопроса на уровне Правительства следует определиться с перечнем предприятий, которым государство готово оказывать поддержку в повышении кредитоспособности. Способами такой поддержки могут служить бюджетные ссуды, субсидии, налоговые кредиты, гарантии местных органов власти и Правительства.
Кроме того, государственным органам управления необходимо усилить работу с подведомственными организациями в части сокращения проблемной задолженности по кредитам и их финансового оздоровления.
Отдельный блок проблем составляют вопросы сбережения средств населения в отечественных банках, что в дальнейшем проецируется на их кредитную деятельность. Инфляционно-девальвационные процессы в начале текущего года привели к существенному изменению валютной структуры депозитов физических лиц. За I квартал объем средств в белорусских рублях сократился на 1,41 трлн. руб., или на 18%, и на 1 апреля 2009 г. составил 6,42 трлн. руб. Изымаемые из депозитов средства в белорусских рублях конвертировались в СКВ и далее трансформировались в депозиты в иностранной валюте, в результате чего в течение I квартала 2009 г. доля рублевой составляющей в структуре привлеченных средств населения постоянно снижалась. Так, на 1 января 2009 г. она составляла 57,6%, а на 1 апреля — 41,4% 19, с. 17 .
Обозначенным негативным тенденциям банки противодействовали мерами процентной политики, повышая процентные ставки по депозитам физических лиц в белорусских рублях и начав постепенное снижение процентных ставок в иностранной валюте. В частности, средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в национальной валюте в марте 2009 г. сложилась на уровне 19,6% годовых, увеличившись по сравнению с декабрем 2008 г. на 4,3 процентного пункта.
Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам физических лиц в СКВ в марте 2009 г. сложилась на уровне 11,7% годовых, увеличившись к уровню декабря 2008 г. (11,6% годовых) на 0,1 процентного пункта. Вместе с тем, если сравнивать март с февралем 2009 г., то рассматриваемая процентная ставка снизилась на 0,3 процентного пункта. Тем самым банки приступили к выполнению рекомендаций Национального банка о снижении процентных ставок по вновь привлекаемым депозитам физических лиц в иностранной валюте.
Национальный банк и в дальнейшем намерен продолжaть работу, направленную на поддержание процентных ставок на уровне, обеспечивающем привлекательность хранения сбережений во вкладах в национальной валюте, в том числе за счет снижения процентных ставок по валютным депозитам. Такая процентная политика поддержана и Международным валютным фондом, с которым Национальный банк в настоящее время проводит консультации. связи с этим в адрес банков Национальным банком направлено письмо (от 23.04.2009 № 19-25/81) с рекомендациями о поэтапном снижении процентных ставок по всем депозитам физических лиц в иностранной валюте, включая долгосрочные депозиты, с 1 мая текущего года до уровня не выше 9% годовых, а с 1 июня — до 8% годовых.
Динамика процентных ставок по депозитам физических лиц, в свою очередь, определила тенденции изменения процентных ставок по кредитам. Так, в марте 2009 г. средняя полная процентная ставка по вновь выданным кредитам в белорусских рублях физическим лицам составила 21,2% годовых и увеличилась по сравнению с декабрем 2008 г. на 1,5 процентного пункта. Однако маржа (разница) между стоимостью привлечения средств физических лиц в депозиты и стоимостью предоставленных кредитов физическим лицам в национальной валюте резко сократилась, что отражает стремление банков к поддержанию спроса на кредиты. В марте 2009 г. она была равна 1,6 процентного пункта и по сравнению с декабрем 2008 г. (4,4 процентного пункта) уменьшилась на 2,8 процентного пункта 19, с. 17.
Отмеченный рост процентных ставок скорректировал спрос физических лиц на кредитные ресурсы. Этот процесс в первую очередь затронул сферу потребительского кредитования. Так, за I квартал 2009 г. задолженность физических лиц по потребительским кредитам в белорусских рублях составила 3,3 трлн. руб. и по сравнению с 1 января 2009 г. сократилась на 147,9 млрд. руб., или на 4,3%. В иностранной валюте задолженность физических лиц по потребительским кредитам составила 2,7 трлн. руб. и выросла на 390,8 млрд. руб., или на 16,7%, что полностью было обусловлено переоценкой СКВ, поскольку в эквиваленте в долларах США она снизилась на 98,2 млн. долл. США, или на 9,2%. Полагаем, что в условиях дефицита сальдо платежного баланса преимущественное сокращение потребительского кредитования в иностранной валюте должно иметь положительный макроэкономический эффект. Вместе с тем банкам следует активнее реализовывать программы по продаже населению товаров отечественного производства с использованием потребительских кредитов в белорусских рублях.
Тенденция роста процентных ставок затронула также кредиты и депозиты юридических лиц. Так, средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам юридических лиц в национальной валюте в марте 2009 г. сложилась на уровне 18,7% годовых, увеличившись по сравнению с декабрем 2008 г. (15,2% годовых) на 3,5 процентного пункта. Средняя полная процентная ставка по вновь выданным кредитам юридическим лицам в марте текущего года достигла 21,7% годовых и приросла к декабрю 2008 г. на 4,2 процентного пункта (с 17,5% годовых). Вместе с тем разница между стоимостью привлечения средств юридических лиц в депозиты и стоимостью предоставленных им ресурсов (маржа) в национальной валюте составила 3 процентных пункта и по сравнению с мартом 2008 г. уменьшилась на 1,4 процентного пункта.
Таким образом, можно констатировать, что банки, учитывая снижение платежеспособности физических лиц и субъектов хозяйствования, рост стоимости ресурсов на внутреннем и внешних финансовых рынках, в целом проводили взвешенную процентную политику.
Однако необходимо отметить, что в мировой экономике доступность кредитов в США привела к мировому экономическому кризису. Так, в 1998 г. доля кредитов, требующих от заемщика минимум документов (или вообще не требующих каких-либо документов, подтверждающих уровень доходов заемщика и его кредитную историю), в общем объеме ипотечных кредитов составляла 24%. К концу 2006 г. данные кредиты стали преобладать — их удельный вес среди вновь выдаваемых кредитов возрос до 62%. Для дополнительного увеличения количества заемщиков банки придумали ряд "инноваций", уменьшающих первоначальную нагрузку на заемщика по обслуживанию ипотечных кредитов, делая, таким образом, кредиты еще более доступными для получения. Именно для получения, а не для обслуживания: вся нагрузка просто переносилась на более поздние сроки. Так появились кредиты, не требующие от заемщика внесения собственных средств на покупку дома при использовании ипотечного кредита. Если раньше этих кредитов практически не было, то в 2007 г. они уже составляли почти половину всех вновь выдаваемых кредитов.
Еще одним фактором, приведшим к мировому экономическому кризису в США стали ипотечные кредиты, по которым первые несколько лет пользования кредитом (льготный период) процентная ставка устанавливалась на уровне, ниже рыночного (дополнительная льгота в течение этого периода заключалась в отсрочке платежей по основному долгу). Размер ставки повышался по истечении льготного периода. И если в течение льготного периода процентная ставка была ниже среднерыночного уровня, то после его окончания ставка по таким кредитам превышала рыночный уровень (банки редко сознательно работают себе в убыток). Например, по тем кредитам, по которым в течение двухлетнего периода уплачивалась льготная процентная ставка, ставка после ее повышения составила Либор плюс 6 процентных пунктов, тогда как ставка по кредитам стандартных заемщиков составляла ставку Либор плюс примерно 3 процентных пункта.
Наряду со смягчением условий получения субстандартных кредитов банки поддерживали жесткие условия по их досрочному возврату. При этом следует отметить, что условия прекращения отношений с банком для заемщиков по субстандартным кредитам существенно отличаются от условий для стандартных заемщиков, и не в лучшую сторону. Например, договоры по стандартным кредитам в основном не предполагают уплату заемщиком штрафа за досрочный возврат средств. Однако договоры по субстандартным кредитам, как правило, предполагают уплату такого штрафа — часто он составляет сумму процентных платежей за шесть месяцев.
Кредиты стали доступны более широкому перечню граждан за счет включения в него менее обеспеченных категорий населения благодаря существенному смягчению условий предоставления кредитов. Другими словами, доля субстандартных заемщиков в кредитных портфелях банков США значительно возросла, что привело к развитию финансового кризиса в США.
Таким образом, можно выделить следующие тенденции кредитования в Республике Беларусь. Банковская система нашей страны в 2009 году оказала кредитную поддержку предприятиям и населению на 13,9% больше чем в 2008 году. Активная кредитная деятельность банков позволила снизить для отечественных предприятий последствия мирового экономического кризиса, и содействовала выполнению задач социально-экономического развития Республики Беларусь. Необходимо отметить значительный вклад банковской системы в обеспечение реализации различных государственных программ. В целом, для финансирования государственных программ и мероприятий по решениям Президента и Правительства Республики Беларусь выдано кредитов на 18,6% от общего объема кредитов экономике. В настоящее время стоимость ресурсов банков, как правило, не позволяет им без ущерба для своей деятельности выдавать кредиты на финансирование государственных программ под регулируемую процентную ставку. Необходимо отметить, что расширение банковского кредитования идет в неблагоприятных экономических условиях. Банки испытывают существенные трудности с формированием ресурсной базы, проявляющиеся в дефиците ликвидности. Среди прочих причин это связано с падением объемов реализации продукции белорусскими предприятиями. Кроме того, возникают сложности с оценкой кредитоспособности предприятий. Многие из них, обращающиеся в банки за кредитом, имеют низкую кредитоспособность. Как следствие, банки вынуждены отказывать таким предприятиям в получении кредита. Таким образом, необходимо разработать мероприятия, направленные на оптимизацию кредитного портфеля банков в Республике Беларусь.
- Содержание
- 1 Кредитный портфель и его место в активах банка
- 1.1 Кредитный портфель: понятие и виды
- 1.2 Кредитная политика и задачи банка по формированию кредитного портфеля
- 2 Анализ кредитного портфеля коммерческого банка на примере зао «Альфа-Банк»
- 2.1 Анализ кредитного портфеля зао «Альфа-Банк»
- 2.2 Кредитная политика банка как метод управления кредитным портфелем
- 2.3 Тенденции кредитования в Республике Беларусь
- 3 Проблемы и пути оптимизации управления качеством кредитного портфеля
- 3.1 Повышение эффективности управления качеством кредитного портфеля
- 3.2 Зарубежный опыт управления качеством кредитного портфеля
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение а Контроль соблюдения лимитов в зао «Альфа-Банк»
- Приложение б Включение в кредитный портфель в зао «Альфа-Банк»