Методика определения и анализа уровня производственного левериджа
В финансовой теории процесс оптимизации структуры активов и пассивов предприятия, направленный на возрастание прибыли, получил название леверидж. Леверидж (в буквальном понимании «рычаг») трактуется как некий фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному воздействию на динамику результативных показателей.
Различают три его вида: операционный, финансовый и комбинированный, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей отчета о финансовых результатах.
Чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами производственного и финансового характера: ЧП = ВР – ИП – ИФ,
ВР – выручка от реализации;
ИП – издержки производственного характера;
ИФ – издержки финансового характера.
Издержки не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих расходов можно управлять.
С позиции финансового менеджмента формирование конечных результатов деятельности зависит от того, насколько рационально использованы финансовые ресурсы предприятием и оптимизирована структура источников финансирования.
Первый момент находит свое отражение в объеме и структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, принятой на предприятии. Инвестирование в основной капитал сопровождается увеличением постоянных расходов, а изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией операционного левериджа.
Уровень операционного или производственного левериджа определяется как отношение темпов изменения валового дохода к темпам изменения реализации продукции в натуральных единицах: ,
TGI – темп изменения дохода до выплаты процентов и налогов, %;
TQ – темп изменения объема реализации в натуральных единицах, %.
Экономический смысл показателя в том, что он показывает степень чувствительности валового дохода предприятия к изменению валового объема производства и зависит от структуры условно-постоянных и условно-переменных расходов. По определению Ковалева В.В. «производственный леверидж – это потенциальная возможность влиять на валовый доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска». Эффект операционного левериджа поддается анализу и контролю на основе учета зависимости силы воздействия рычага от величины условно-постоянных расходов: чем больше постоянные издержки при постоянной выручке от реализации, тем выше уровень операционного левериджа, и наоборот.
Для предприятия с высоким уровнем операционного левериджа незначительное изменение объема производства может привести к существенному изменению дохода. Возможность пространственно-временных сравнений уровней производственного левериджа существует только для предприятий, имеющих одинаковый базовый уровень выпуска продукции.
- Финансовый анализ как база принятия управленческих решений
- Содержание и задачи финансового анализа в условиях рыночной экономики
- Анализ и управление денежными средствами, методы расчета денежного потока
- Классификация методов и приемов финансового анализа
- Оценка стратегии финансирования текущих активов
- Финансовая отчетность как информационная база финансового анализа
- Методы переоценки отчетности в условиях инфляции
- Принципы и последовательность анализа финансового состояния предприятия
- Основные этапы и показатели экспресс-анализа финансового состояния предприятия
- Цена основных источников капитала и ее разновидности
- Методика определения и анализа уровня производственного левериджа
- Эффект финансового рычага и оценка финансового левериджа
- Определение типа финансовой устойчивости предприятия и оценка показателей финансовой устойчивости
- Оценка показателей ликвидности и платежеспособности фирмы и определение типа расчетно-кредитной политики
- Показатели и оценка деловой активности. Анализ воздействия уровня рентабельности и оборачиваемости активов на финансовое состояние предприятия
- Оценка эффективности использования собственного и заемного капитала. Факторы изменения эффекта финансового рычага и доходности собственного капитала
- Оценка риска банкротства и пути улучшения структуры баланса и платежеспособности предприятия
- Показатели рыночной активности предприятия и оценка положения фирмы на рынке ценных бумаг
- Оборотный капитал и основы управления им, факторы изменения собственного оборотного капитала
- Пользователи информации и субъекты финансового анализа