Эффект финансового рычага и оценка финансового левериджа
В финансовой теории процесс оптимизации структуры активов и пассивов предприятия, направленный на возрастание прибыли, получил название леверидж. Леверидж (в буквальном понимании «рычаг») трактуется как некий фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному воздействию на динамику результативных показателей.
Различают три его вида: операционный, финансовый и комбинированный, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей отчета о финансовых результатах.
Чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами производственного и финансового характера: ЧП = ВР – ИП – ИФ,
ВР – выручка от реализации;
ИП – издержки производственного характера;
ИФ – издержки финансового характера.
Издержки не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих расходов можно управлять.
Операционный леверидж показывает степень чувствительности валового дохода предприятия к изменению валового объема производства и зависит от структуры условно-постоянных и условно-переменных расходов.
Использование заемных средств связано для любого субъекта хозяйствования с определенными, порой значительными издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание между собственными и заемными долгосрочными финансовыми ресурсами, как оно повлияет на прибыль? Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.
Показатель финансового левериджа характеризует отношение изменения чистой прибыли к изменению валового дохода предприятия, то есть уровень финансового левериджа определяется отношением: ,
TNI – темп изменения чистой прибыли, %;
TGI – темп изменения дохода до выплаты процентов и налогов, %.
Финансовый леверидж буквально показывает, во сколько раз валовый доход превосходит чистую прибыль. Нижней границей считается значение показателя, равное единице. Чем выше относительный объем привлеченных средств на предприятии, тем выше уровень финансового левериджа, так как предприятию приходиться выплачивать проценты. Чем выше значение финансового левериджа, тем более нелинейный характер приобретает зависимость между чистой прибылью и валовым доходом, то есть при высоком уровне финансового левериджа даже незначительное изменение валового дохода приводит к значительному изменению чистой прибыли. Таким образом, при анализе финансового левериджа оценивается трансформация валового дохода в прибыль.
Эффект финансового рычага определяется по формуле: ,
ЭР – общая рентабельность инвестированного капитала, %;
ЗК – заемный капитал;
СК – собственный капитал.
Сн - ставка налога на прибыль;
,
СП – процентная ставка по кредитам, определяемая по формуле:
.
-
Содержание
- Финансовый анализ как база принятия управленческих решений
- Содержание и задачи финансового анализа в условиях рыночной экономики
- Анализ и управление денежными средствами, методы расчета денежного потока
- Классификация методов и приемов финансового анализа
- Оценка стратегии финансирования текущих активов
- Финансовая отчетность как информационная база финансового анализа
- Методы переоценки отчетности в условиях инфляции
- Принципы и последовательность анализа финансового состояния предприятия
- Основные этапы и показатели экспресс-анализа финансового состояния предприятия
- Цена основных источников капитала и ее разновидности
- Методика определения и анализа уровня производственного левериджа
- Эффект финансового рычага и оценка финансового левериджа
- Определение типа финансовой устойчивости предприятия и оценка показателей финансовой устойчивости
- Оценка показателей ликвидности и платежеспособности фирмы и определение типа расчетно-кредитной политики
- Показатели и оценка деловой активности. Анализ воздействия уровня рентабельности и оборачиваемости активов на финансовое состояние предприятия
- Оценка эффективности использования собственного и заемного капитала. Факторы изменения эффекта финансового рычага и доходности собственного капитала
- Оценка риска банкротства и пути улучшения структуры баланса и платежеспособности предприятия
- Показатели рыночной активности предприятия и оценка положения фирмы на рынке ценных бумаг
- Оборотный капитал и основы управления им, факторы изменения собственного оборотного капитала
- Пользователи информации и субъекты финансового анализа