logo
Ответы на госы 2015

2. Классификация издержек

С экономической точки зрения издержки– стоимость всех видов затрачиваемых материалов и выполняемых услуг.

В процессе планирования различают экономические и бухгалтерские издержки.

Бухгалтерские издержкивключают в себя явные издержки, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы.

Экономические издержкивключают в себя явные и неявные издержки.

Явные издержки – это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий (з/п рабочих; денежные затраты на покупку или оплата за аренду станков, машин, оборудования, зданий, сооружений; оплата транспортных расходов; коммунальные платежи (свет, газ, вода)).

Неявные издержки– это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т.е. неоплачиваемые издержки (ден. платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов; норма прибыли как минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной отрасли деятельности).

Экономическая теория, теория внутрифирменного планирования определяют такие понятия издержек как постоянные и переменные; валовые (общие, совокупные), средние и предельные; краткосрочные и долгосрочные и др.

Постоянные издержки– затраты производства, величина которых остается неизменной при изменении объема производства продукции.

Переменные издержки– затраты производства, величина которых изменяется в прямой зависимости при изменении объема производства продукции.

Валовые издержки– общие затраты на производство и реализацию продукции, определяемые суммой постоянных и переменных издержек.

Средние (удельные) издержки– производственные затраты на единицу продукции.

Предельные издержкиопределяются отношением прироста валовых издержек к приросту выпуска продукции. Сравнение предельных издержек с предельной выручкой позволяет каждому предприятию возможную прибыльность различных видов продукции, где предельная выручка от реализации товара – это изменение в выручке, обусловленное продажей одной дополнительной единицы товара.