logo
Лекции Экон

V. Некоммерческие организации

Некоммерческие организации – потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения и объединения юридических лиц.

Основная цель потребительского кооператива состоит в удовлетворении материальных или иных потребностей граждан, объединившихся с целью совместного удовлетворения личных потребностей: строительство, эксплуатация жилых домов, гаражей, обеспечение продуктами питания. При хорошей постановке дела такие кооперативы снижают затраты на потребности каждого из членов кооператива (т.е. цель – не получение прибыли, а снижение затрат)

Общественные организации представляют собой добровольное объединение граждан, соединившихся на основе общности интересов (культурные, образовательные, оздоровительные), осуществляющие свою деятельность за счет членских взносов, добровольных пожертвований или доходов от создаваемых ими предприятий. При этом, деятельность таких предприятий должна быть полностью подчинена целям и задачам, ради которых действуют сами добровольные объединения.

Фонды – это не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные и общественно- полезные цели. Имущество, переданное фонду, становится его собственностью. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно-полезных целей, ради которых он создан.

Учреждения – организации, основанные собственником имущества для осуществления управленческих или социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемые полностью или частично собственником.

Объединения юридических лиц – создаются коммерческими органами по соглашению между собой в виде некоммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также предоставления защиты общих имущественных интересов.

Если по решению участников на ассоциацию или союз возлагается ведение хозяйственной деятельности, то такая ассоциация или союз должны быть преобразованы в общество в порядке, предусмотренном гражданским кодексом.

Предприятия могут создавать объединения коммерческого характера, преследуя совершенно разные цели: получение еще большей прибыли, продление своего существования, обеспечение эффективности производства, создание лучших условий деятельности, обеспечения выполнения в рамках единого объединения всех операций производственного процесса, проведение единой ценовой политики.

При характеристике объединения следует уделить особое внимание следующим особенностям их организации и признаков деятельности:

Наиболее распространенными объединениями являются: трест, концерн, картель, консорциум, конгломерат, холдинговая компания.