14. Методы кадрового отбора
Отбор кадров – это процесс, с помощью которого предприятие или орг-ция выбирает из ряда заявителей одного или нескольких, наилучшим образом подходящих под критерии отбора на вакантное место, принимая во внимание текущие условия окр-щей обстановки. Данное определение подчеркивает требование конечной эффективности результатов отбора, однако рациональными должны быть сами процедуры его организации, которые призваны увеличить долю эффективных работников, выбираемых из длинного ряда заявителей, при наименьших затратах, которые, кстати сказать, могут быть очень велики.
Основной целью отбора является получение работников, наиболее подходящих под стандарты качества работы, выполняемой предприятием. К этому, однако, добавляется необходимость обеспечения удовлетворенности работников и полного раскрытия и использования их возможностей.
Важными хар-ками предприятия, влияющими на отбор, являются его размер, сложность и технологическая изменчивость. Систематические, надежные и действенные методы отбора требуют больших материальных затрат, и лишь большие организации могут их использовать. Разработка этих методов оправдана в случае большого количества вакантных мест и еще большего числа кандидатов. Если предприятие имеет много вакантных мест, но количество претендентов невелико, то особенно сложные методы отбора не требуются.
В прошлом отбор персонала на предприятиях США, как и России, считался довольно простым делом. Начальник лично беседовал с желающими и сам их распределял, руководствуясь исключительно своей интуицией. Решения принимались на основании неприязни и приязни начальника. В последующие годы создавались методы отбора, направленные на то, чтобы как-то помогать этим инстинктивным решениям. Сегодня отбор рассматривается как нечто большее, нежели вера в интуицию.
Процесс принятия решения при отборе обычно состоит из нескольких ступеней, которые следует пройти заявителям. На каждой их них либо отсеивается часть заявителей, либо они сами отказываются от процедуры, принимая другие предложения.
1 ступень: Предварительная отборочная беседа
1 ст.: Заполнение бланка заявления
3 ст.: Беседа по найму
4 ст.: Тесты по найму
5 ст.: Проверка рекомендаций и послужного списка
6 ст.: Медицинский осмотр
7 ст.: Принятие решения
Конечно, не все предприятия реализуют все ступени, поскольку это требует слишком много времени, больших затрат. Некоторые ступени почти или полностью совпадают по срокам, например ступени 4, 5, 6. Чем важнее вакантный пост, тем вероятнее использование приемов каждой ступени. Большая часть предприятий и организаций практикует отборочную беседу, заполнение бланка и заявления и просто беседу. Тесты используются сравнительно небольшим кол-вом работодателей. Проверки на подготовленность и квалификацию, а также медицинские проверки проводятся для принятия на одни места работы и не проводятся в других случаях.
Требования к персоналу должны обеспечить качественный его подбор. Их можно свести в несколько основных групп:
-
общие требования;
-
требования к знаниям;
-
физические требования;
-
интеллектуальные требования;
-
требования к личному поведению;
-
требования к социальному поведению;
-
требования к качествам руководителя.
Рынок предъявляет к работнику свои требования:
-
способность быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям;
-
оперативность в нахождении новых подходов и решений;
-
рынок требует постоянного и быстрого обновления, от работника требуется творческое мышление и поиск всего нового;
-
честность, требовательность, порядочность, масштабность и комплексность мышления.
Критериями оценки могут служить: честность, этичность, уважение к личности, способность к коллективной работе, приверженность к исследованиям, новаторство, качество работы, приспособляемость, чувство гражданства и эффективность труда.
- 1. Этапы стратегического планирования
- 2 Налоговое планирование и его роль в менеджменте
- 3. Значение анализа и контроля в менеджменте
- Анализ системы управления персоналом предприятия
- 5. Анализ системы мотивации труда
- 7. Жизненный цикл организации
- 6. Сущность и функции организационной культуры
- Вопрос 7-1. Модель Врума – Джаго – Йеттона
- 8. Прибыль, ее виды, образование и порядок распределения. Рентабельность, ее виды, пути повышения
- 11. Счета бухгалтерского учета, их назначение, строение и связь с балансом
- 12. Состав и структура оборотных фондов. Характеристика кругооборота оборотных фондов
- 13. Экономическая сущность амортизации. Способы начисления амортизации. Кругооборот стоимости основных фондов
- 14. Методы кадрового отбора
- Вопрос 15 – Власть и влияние, формы власти
- Вопрос 16 – Теории налогообложения
- 18. Аудиторские услуги. Обязательный и инициативный аудит
- Обязательный аудит
- Инициативный аудит
- Вопрос 19 – Собеседование: понятие, цели, задачи и проблемы, возникающие при его проведении
- 20. Экономическая сущность и функции налогов.
- 21. Контроль и анализ работы подчиненных
- 22. Сущность и показатели себестоимости. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
- 23. Корреспонденция счетов, Двойная запись. Счета синтетического и аналитического учета
- 24. Структура налоговой системы. Налоги, взимаемые за природные ресурсы
- 25. Руководство. Стили руководства
- 2.5.2. Стили руководства.
- 2.5.3 Ситуационный подход.
- 2.5.4. Искусство эффективно слушать.
- 26. Анализ отклонения от намеченных целей. Контроль как способ наблюдения за ходом наблюдения
- 27. Механизм налогооблажения и уплата налогов
- Порядок исчисления
- Порядок уплаты
- 28. Целевой сегмент рынка и позиционирование товара
- 29. Нормирование оборотных средств организации как метод оптимизации величины оборотных средств организации и управления запасами
- 30. Индивидуальные стили принятия управленческих решений
- 31. Основные фонды: определение, классификация по видам, принадлежностям, степени использования, участия в производственном процессе
- 32. Аудит и ревизия. Стандарты аудита
- 34. Ценности, отношения, удовлетворенность работой
- 35. Аудиторское заключение (содержание и виды)
- 37. Проблема межличностных отношений в коллективе
- 38. Учет труда и заработной платы
- 39. Основные школы менеджмента
- 40. Способы налогообложения
- 41. Учет основных средств. Характеристика счета «Основные средства»
- 42. Налоги, относящиеся на прибыль предприятия
- 43. Критерии сегментации рынка
- 44. Классификация налогов
- 45. Удержания и вычеты из заработной платы
- 46. Каналы распространения товаров. Уровень, состав, протяженность
- 47. Характеристика этапов стратегического менеджмента
- 48. Основные инструменты стратег. Анализа внутренней и внешней среды организации
- 49. Формирование конкурентных преимуществ. Теория Портера (школа позиционирования) и подход ресурсной школы (Прахалад, Хэмел)
- 50. Диверсификация производства. Виды и способы диверсификации
- 51. Методы группового принятия управленческих решений
- 52. Финансирование инвестиционных проектов
- 4.2. Источники финансирования инвестиционного проекта.
- 4.3. Формы финансирования инвестиционных проектов
- 53. Типы организационных структур управления
- 54. Вертикальное и горизонтальное разделение труда
- 55. Содержание деятельности руководителей различных уровней
- 56. Задачи руководителя в управлении конфликтными ситуациями
- 57. Эффект сдвига риска при принятии управленческих решений
- § 1. Эффект поляризации
- § 2. Феномен «Group-think»
- § 3. Феномен конформизма
- 58. Методы выбора инновационной стратегии
- 59. Анализ актива и пассива бухгалтерского баланса – цель, методы системы аналитических показателей.
- Вопрос 60- Эффект финансового рычага. Операционный рычаг. Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности
- Вопрос 62 – Основные тезисы теории научного управления
- Вопрос 63 – Делегирование полномочий и диапазон контроля
- Вопрос 64 – новый подход к мотивации труда в теории человеческих отношений
- Вопрос 65 – Законы организации
- Вопрос 66 Методы определения причин конфликтного поведения
- 67. Стратегическая сегментация. Сбе, сзх, схц
- Стратегические зоны хозяйствования и стратегические хозяйственные центры (сзх,схц)
- 68. Этапы принятия рационального управленческого решения
- 69. Теория мотивации
- 70. Подходы к принятию управленческих решений
- 72. Вклад Генри Форда в теорию управления
- 73. Формы интеграции предприятий
- 74. Современные классификации экономических систем
- 75. Значение санирующей и информационной функции рынка
- 76. Гос. Регулирование рынка
- 77. Роль и значение категории “предельные издержки” в микроэкономическом анализе деятельности фирмы
- 78. Бизнес-план фирмы
- 79. Условия, влияющие на эффективную работу группы.
- 80. Жизненный цикл нововведений. Циклы Кондратьева
- 81. Экономический рост и его основные показатели.
- Экстенсивный и интенсивный экономический рост
- Показатели экономического роста
- 82. Встроенные стабилизаторы гибкости Кейнса. Кривая Лаффера.
- 83. Формы государственного кредита.
- 84. Виды финансового контроля
- 85. Государственные расходы, их классификация
- 86. Государственные доходы, источники их формирования
- 87. Бюджетный процесс рф
- 88. Кредитная система и банки
- 89. Формы кредита и классификация
- 90. Формы организации страхового фонда
- 91. Бюджетный дефицит
- 92. Финансовая система. Основные звенья финансовой системы
- 2. Состав финансовой системы
- 93. Налоговая система, ее задачи, функции и структура
- 94. Проблема организационных коммуникаций на предприятии
- 95. Имидж фирмы и технология его формирования.
- 96. Оптимальное и правильное решение
- 97. Уровни принятия управленческих решений
- 98. Эффект группового мышления и способы управления им
- 99. Психологические эффекты, возникающие при групповом принятии решений.
- 100. Содержательные теории мотивации
- 101. Процессуальные теории мотивации
- 102. Конфликтность в менеджменте
- 103. Методы мотивации
- 104. Этапы развития менеджмента
- 105. Понятие, классификация инвестиций и их роль в социально-экономическом развитии
- 106. Инвестиционный спрос и определяющие его факторы
- 107. Источники финансирования реальных инвестиций и методика определения реальной стоимости инвестируемых средств
- 108. Денежные потоки инвестиционных проектов и методика применения концепции временной стоимости денег при их анализе
- 109. Иностранные инвестиции (формы, социально-экономическое значение, правовые условия)
- 110. Инвестиционный проект: понятие, фазы, элементы
- 111. Цели, формы и роль в инвестиционном процессе финансовых инвестиций
- 112. Инвестиционный портфель (понятие, цели, стратегии управления)
- 113. «Оценка эффективности инвестирования в акции»
- 114 «Оценка эффективности инвестирования в облигации»
- 115. «Понятие и показатели промышленной продукции. Производственная мощность предприятия: определение и показатели использования производственной мощности.»
- 116. «Классификация кадров и их структура на предприятии. Характеристика эффективности использования трудовых ресурсов.»
- 117: «Организация оплаты труда на предприятии: формирование фонда оплаты труда, нормирование труда, определение форм и систем оплаты труда.
- 118. Формы и системы оплаты труда
- 119. « Понятие, функции, виды цен. Ценовая политика предприятия».
- Ценовая политика фирмы
- Политика государства в области ценообразования
- Государственная тарифная политика
- Ценовые ограничения
- 120. «Понятие и виды доходов. Выручка от реализации продукции, методы ее планирования. Направления распределения выручки.»
- 121. « Характеристика инвестиций и инвестиционных проектов. Методы экономической оценки инвестиционных проектов».
- 122. Бухгалтерская (финансовая отчетность): состав, структура. Системообразующие элементы
- 123. Финансовая устойчивость организации: сущность, абсолютные показатели финансовой устойчивости. Трехкомпонентная модель финансовой устойчивости. Относительные показатели финансовой устойчивости
- 124. Понятие ликвидности организации. Ликвидность баланса: группировка активов по степени ликвидности, группировка обязательств по степени срочности их оплаты. Основные показатели ликвидности.
- 125. Характеристика понятия платежеспособности. Критерии и показатели платежеспособности
- 126. Понятие, значение и особенности управления оборотными средствами. Модели управления товарно-материальными запасами
- 127. Управление и анализ дебиторской задолженностью организации
- 128. Понятие и виды денежных потоков. Основные способы управления денежными потоками. Понятие финансового цикла
- 129. Анализ движения денежных средств: цель, методы (прямой, косвенный). Оценка влияния движения денежных средств на финансовое состояние предприятия
- 130. Источники финансирования деятельности предприятия. Структура источников финансирования. Преимущества и недостатки основных источников финансирования.
- 131. Понятие риска, его учет в управлении финансами. Классификация финансовых рисков предприятия. Основные способы противодействия риску (игнорирование, избегание, хеджирование, передача рисков)
- 132. Показатели и факторы неплатежеспособности предприятия, методика их расчета.
- 133. Фирма (предприятие) как субъект экономической деятельности в системе экономических отношений. Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- 134. Сущность и функции финансов фирмы (предприятия). Принципы организации финансов фирмы. Функции и задачи финансового менеджера.
- 136. Понятие финансового инструмента: сущность, виды, классификация. Первичные и производные финансовые инструменты.
- 137. Финансовые рынки: характеристика и классификация. Участники и виды деятельности на рынке ценных бумаг. Сущность работы фондовой биржи
- 138. Финансовые и инвестиционные институты: их виды и функции
- 139. Виды планов, содержание и последовательность их разработки
- 140. Финансовое планирование в системе планирования текущей деятельности предприятия. Характеристика бюджета и бюджетирования. Состав генерального бюджета хозяйствующего субъекта
- 142. Анализ безубыточности: сущность методов, показатели анализа
- 143. Леверидж как характеристика риска фирмы. Производственный (операционный) леверидж. Эффект производственного левериджа.
- 144. Способы и принципы финансирования деятельности фирмы. Сущность и классификация источников финансирования деятельности
- 145. Новые инструменты в системах финансирования деятельности фирмы: разновидности опционов, залоговые операции и ипотека, финансовая аренда, коммерческая концессия
- 148 Методы борьбы Тейлора с саботажем
- 149. Метод Ринги
- 150. Эффективность деятельности организации (эдо). Источники и критерии эдо.
- Показатели финансового состояния предприятия