Вопрос 15 – Власть и влияние, формы власти
Для эффективного руководства организацией в целом или ее структурными подразделениями (например, персоналом) необходимо наличие власти.
Власть – одно из фундаментальных начал общества, всех его структурных уровней. Власть существует везде, где есть устойчивое объединение людей: в семье, различного рода организациях, предприятиях, учреждениях, во всем государстве и международных коалициях.
Власти присущи определенные свойства:
- социальный характер;
- ассимитричность – показывает неравномерные отношения к подчиненным;
- вера исполнителей в способности руководителя;
- возможность неподчинения, сопротивления;
- причинный характер – власть одного человека выступает причиной поведения другого человека;
- частичная (ограниченная) власть – власть не распространяется на личную жизнь;
Власть как отношение между людьми имеет структуру:
-
Субъект – руководитель (желание властвовать, отдавать приказы);
-
Объект власти – исполнитель руководящих указаний, распоряжений;
-
Сфера – радиус распоряжений;
-
Объем и временная продолжительность;
-
Техника – способы и процедуры реализации власти.
Таким образом, власть всегда двустороннее взаимодействие ее субъекта и объекта с доминирующим положением воли руководителя. Власть невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет – нет и власти. В зависимости от используемых ресурсов существует 2 вида власти:
- позиционная (основанная на авторитете, контроле)
- персональная (основанная на компетентности, дружбе, лояльности)
Власть есть социальное отношение между субъектами, находящимися, с той или иной точки зрения, в неравном положении, в результате чего один из них может навязывать свою волю другому (другим), направлять его (их)действия в русло интересов организации.
Власть бывает формальной и реальной. Формальная – это власть должности. Она обусловлена не личными качествами обладателя, а его официальным местом в структуре управления организацией; измеряется либо числом подчиненных, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться. Реальная власть основывается не только на должности, но и на авторитете (влиянии). Она зависит от места человека в официальной и в неофициальной системе отношений и измеряется числом людей, которые готовы подчиняться данному лицу добровольно, либо степенью зависимости его самого от окружающих. Границы формальной и реальной власти совпадают редко.
Об успехах менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.
Власть – это возможность влиять на поведение других. Для того, чтобы сделать свое лидерство или влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть. Большинство людей связывает власть с насилием, силой и агрессией. В самом деле, в основе власти лежит грубая сила даже в высоко развитых обществах, которые считают, что насилию место лишь в спорте или на ТV. Но сила – вовсе не обязательный компонент власти.
Необходимость власти в управлении. В дополнение к формальным полномочиям руководителю требуется власть, так как он зависит от людей как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.
Власть может принимать разнообразные формы. Френч и Рэйвен разработали удобную классификацию основ власти:
1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворять насущную потребность или доставить удовольствие.
3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же как влияющий (харизма – сила личных качеств).
5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его или ее долг – подчиняться им. Он или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть называют традиционной властью. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми.
Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации.
Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменения. В основе лидерства находится влияние. Влияние – это поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого индивида. Влияние может быть оказано через просьбу, пожелание, распоряжение, приказ, мнение, идею.
2 группы управленческого влияния. 1) Эмоциональные. «Заражение» - автоматическая, неосознанная передача эмоционального состояния одного человека другому. Подражание – усвоение действий, поступков, манеры поведения и даже способа мышления других лиц. 2) Рассудочное влияние. Внушение – воздействие, основанное на вере без критики (на слово). Чаще всего сообщения исходят от авторитетного лица или точки зрения обоих сторон совпадают. Убеждение – логическое через систему доказательств приобщение человека к позиции или точке зрения. Успех зависит от преодоления сомнений убеждаемого. Просьба основана на добровольных непринудительных мотивах. Угроза – запугивание, обещание причинить подчиненному зло. Подкуп – склонение на свою сторону любимыми средствами. Приказ – официальное распоряжение властных органов.
- 1. Этапы стратегического планирования
- 2 Налоговое планирование и его роль в менеджменте
- 3. Значение анализа и контроля в менеджменте
- Анализ системы управления персоналом предприятия
- 5. Анализ системы мотивации труда
- 7. Жизненный цикл организации
- 6. Сущность и функции организационной культуры
- Вопрос 7-1. Модель Врума – Джаго – Йеттона
- 8. Прибыль, ее виды, образование и порядок распределения. Рентабельность, ее виды, пути повышения
- 11. Счета бухгалтерского учета, их назначение, строение и связь с балансом
- 12. Состав и структура оборотных фондов. Характеристика кругооборота оборотных фондов
- 13. Экономическая сущность амортизации. Способы начисления амортизации. Кругооборот стоимости основных фондов
- 14. Методы кадрового отбора
- Вопрос 15 – Власть и влияние, формы власти
- Вопрос 16 – Теории налогообложения
- 18. Аудиторские услуги. Обязательный и инициативный аудит
- Обязательный аудит
- Инициативный аудит
- Вопрос 19 – Собеседование: понятие, цели, задачи и проблемы, возникающие при его проведении
- 20. Экономическая сущность и функции налогов.
- 21. Контроль и анализ работы подчиненных
- 22. Сущность и показатели себестоимости. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
- 23. Корреспонденция счетов, Двойная запись. Счета синтетического и аналитического учета
- 24. Структура налоговой системы. Налоги, взимаемые за природные ресурсы
- 25. Руководство. Стили руководства
- 2.5.2. Стили руководства.
- 2.5.3 Ситуационный подход.
- 2.5.4. Искусство эффективно слушать.
- 26. Анализ отклонения от намеченных целей. Контроль как способ наблюдения за ходом наблюдения
- 27. Механизм налогооблажения и уплата налогов
- Порядок исчисления
- Порядок уплаты
- 28. Целевой сегмент рынка и позиционирование товара
- 29. Нормирование оборотных средств организации как метод оптимизации величины оборотных средств организации и управления запасами
- 30. Индивидуальные стили принятия управленческих решений
- 31. Основные фонды: определение, классификация по видам, принадлежностям, степени использования, участия в производственном процессе
- 32. Аудит и ревизия. Стандарты аудита
- 34. Ценности, отношения, удовлетворенность работой
- 35. Аудиторское заключение (содержание и виды)
- 37. Проблема межличностных отношений в коллективе
- 38. Учет труда и заработной платы
- 39. Основные школы менеджмента
- 40. Способы налогообложения
- 41. Учет основных средств. Характеристика счета «Основные средства»
- 42. Налоги, относящиеся на прибыль предприятия
- 43. Критерии сегментации рынка
- 44. Классификация налогов
- 45. Удержания и вычеты из заработной платы
- 46. Каналы распространения товаров. Уровень, состав, протяженность
- 47. Характеристика этапов стратегического менеджмента
- 48. Основные инструменты стратег. Анализа внутренней и внешней среды организации
- 49. Формирование конкурентных преимуществ. Теория Портера (школа позиционирования) и подход ресурсной школы (Прахалад, Хэмел)
- 50. Диверсификация производства. Виды и способы диверсификации
- 51. Методы группового принятия управленческих решений
- 52. Финансирование инвестиционных проектов
- 4.2. Источники финансирования инвестиционного проекта.
- 4.3. Формы финансирования инвестиционных проектов
- 53. Типы организационных структур управления
- 54. Вертикальное и горизонтальное разделение труда
- 55. Содержание деятельности руководителей различных уровней
- 56. Задачи руководителя в управлении конфликтными ситуациями
- 57. Эффект сдвига риска при принятии управленческих решений
- § 1. Эффект поляризации
- § 2. Феномен «Group-think»
- § 3. Феномен конформизма
- 58. Методы выбора инновационной стратегии
- 59. Анализ актива и пассива бухгалтерского баланса – цель, методы системы аналитических показателей.
- Вопрос 60- Эффект финансового рычага. Операционный рычаг. Расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности
- Вопрос 62 – Основные тезисы теории научного управления
- Вопрос 63 – Делегирование полномочий и диапазон контроля
- Вопрос 64 – новый подход к мотивации труда в теории человеческих отношений
- Вопрос 65 – Законы организации
- Вопрос 66 Методы определения причин конфликтного поведения
- 67. Стратегическая сегментация. Сбе, сзх, схц
- Стратегические зоны хозяйствования и стратегические хозяйственные центры (сзх,схц)
- 68. Этапы принятия рационального управленческого решения
- 69. Теория мотивации
- 70. Подходы к принятию управленческих решений
- 72. Вклад Генри Форда в теорию управления
- 73. Формы интеграции предприятий
- 74. Современные классификации экономических систем
- 75. Значение санирующей и информационной функции рынка
- 76. Гос. Регулирование рынка
- 77. Роль и значение категории “предельные издержки” в микроэкономическом анализе деятельности фирмы
- 78. Бизнес-план фирмы
- 79. Условия, влияющие на эффективную работу группы.
- 80. Жизненный цикл нововведений. Циклы Кондратьева
- 81. Экономический рост и его основные показатели.
- Экстенсивный и интенсивный экономический рост
- Показатели экономического роста
- 82. Встроенные стабилизаторы гибкости Кейнса. Кривая Лаффера.
- 83. Формы государственного кредита.
- 84. Виды финансового контроля
- 85. Государственные расходы, их классификация
- 86. Государственные доходы, источники их формирования
- 87. Бюджетный процесс рф
- 88. Кредитная система и банки
- 89. Формы кредита и классификация
- 90. Формы организации страхового фонда
- 91. Бюджетный дефицит
- 92. Финансовая система. Основные звенья финансовой системы
- 2. Состав финансовой системы
- 93. Налоговая система, ее задачи, функции и структура
- 94. Проблема организационных коммуникаций на предприятии
- 95. Имидж фирмы и технология его формирования.
- 96. Оптимальное и правильное решение
- 97. Уровни принятия управленческих решений
- 98. Эффект группового мышления и способы управления им
- 99. Психологические эффекты, возникающие при групповом принятии решений.
- 100. Содержательные теории мотивации
- 101. Процессуальные теории мотивации
- 102. Конфликтность в менеджменте
- 103. Методы мотивации
- 104. Этапы развития менеджмента
- 105. Понятие, классификация инвестиций и их роль в социально-экономическом развитии
- 106. Инвестиционный спрос и определяющие его факторы
- 107. Источники финансирования реальных инвестиций и методика определения реальной стоимости инвестируемых средств
- 108. Денежные потоки инвестиционных проектов и методика применения концепции временной стоимости денег при их анализе
- 109. Иностранные инвестиции (формы, социально-экономическое значение, правовые условия)
- 110. Инвестиционный проект: понятие, фазы, элементы
- 111. Цели, формы и роль в инвестиционном процессе финансовых инвестиций
- 112. Инвестиционный портфель (понятие, цели, стратегии управления)
- 113. «Оценка эффективности инвестирования в акции»
- 114 «Оценка эффективности инвестирования в облигации»
- 115. «Понятие и показатели промышленной продукции. Производственная мощность предприятия: определение и показатели использования производственной мощности.»
- 116. «Классификация кадров и их структура на предприятии. Характеристика эффективности использования трудовых ресурсов.»
- 117: «Организация оплаты труда на предприятии: формирование фонда оплаты труда, нормирование труда, определение форм и систем оплаты труда.
- 118. Формы и системы оплаты труда
- 119. « Понятие, функции, виды цен. Ценовая политика предприятия».
- Ценовая политика фирмы
- Политика государства в области ценообразования
- Государственная тарифная политика
- Ценовые ограничения
- 120. «Понятие и виды доходов. Выручка от реализации продукции, методы ее планирования. Направления распределения выручки.»
- 121. « Характеристика инвестиций и инвестиционных проектов. Методы экономической оценки инвестиционных проектов».
- 122. Бухгалтерская (финансовая отчетность): состав, структура. Системообразующие элементы
- 123. Финансовая устойчивость организации: сущность, абсолютные показатели финансовой устойчивости. Трехкомпонентная модель финансовой устойчивости. Относительные показатели финансовой устойчивости
- 124. Понятие ликвидности организации. Ликвидность баланса: группировка активов по степени ликвидности, группировка обязательств по степени срочности их оплаты. Основные показатели ликвидности.
- 125. Характеристика понятия платежеспособности. Критерии и показатели платежеспособности
- 126. Понятие, значение и особенности управления оборотными средствами. Модели управления товарно-материальными запасами
- 127. Управление и анализ дебиторской задолженностью организации
- 128. Понятие и виды денежных потоков. Основные способы управления денежными потоками. Понятие финансового цикла
- 129. Анализ движения денежных средств: цель, методы (прямой, косвенный). Оценка влияния движения денежных средств на финансовое состояние предприятия
- 130. Источники финансирования деятельности предприятия. Структура источников финансирования. Преимущества и недостатки основных источников финансирования.
- 131. Понятие риска, его учет в управлении финансами. Классификация финансовых рисков предприятия. Основные способы противодействия риску (игнорирование, избегание, хеджирование, передача рисков)
- 132. Показатели и факторы неплатежеспособности предприятия, методика их расчета.
- 133. Фирма (предприятие) как субъект экономической деятельности в системе экономических отношений. Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
- 134. Сущность и функции финансов фирмы (предприятия). Принципы организации финансов фирмы. Функции и задачи финансового менеджера.
- 136. Понятие финансового инструмента: сущность, виды, классификация. Первичные и производные финансовые инструменты.
- 137. Финансовые рынки: характеристика и классификация. Участники и виды деятельности на рынке ценных бумаг. Сущность работы фондовой биржи
- 138. Финансовые и инвестиционные институты: их виды и функции
- 139. Виды планов, содержание и последовательность их разработки
- 140. Финансовое планирование в системе планирования текущей деятельности предприятия. Характеристика бюджета и бюджетирования. Состав генерального бюджета хозяйствующего субъекта
- 142. Анализ безубыточности: сущность методов, показатели анализа
- 143. Леверидж как характеристика риска фирмы. Производственный (операционный) леверидж. Эффект производственного левериджа.
- 144. Способы и принципы финансирования деятельности фирмы. Сущность и классификация источников финансирования деятельности
- 145. Новые инструменты в системах финансирования деятельности фирмы: разновидности опционов, залоговые операции и ипотека, финансовая аренда, коммерческая концессия
- 148 Методы борьбы Тейлора с саботажем
- 149. Метод Ринги
- 150. Эффективность деятельности организации (эдо). Источники и критерии эдо.
- Показатели финансового состояния предприятия