Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
Финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.
Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества. Так, одной из важнейших задач, определенных Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса.
Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:
-
налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);
-
амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации2);
-
различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);
-
с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.
Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.
Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.
Уровни финансового регулирования. Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности. Москва как субъект Российской Федерации также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.
- 26. Стратегия и тактика финансовой политики и их взаимосвязь.
- «Финансовый механизм» и его значение для реализации целей и задач финансовой политики.
- «Финансовые отношения» их сущность, значения и задачи для реализации финансовой политики.
- Методы организации финансовых отношений, их сущность и значение.
- Состав финансового механизма в процессе реализации финансовой политики.
- 2. Правовое оформление финансовой политики. 3. Развитие и реализация приемов и методов решения задач. 4. Финансовое право осуществляет регламентацию финансовых отношений.
- Объекты управления.
- Субъекты управления.
- Правовые основы управления финансами в рф, необходимость и значение.
- 2. Центральный банк рф
- Государственное финансовое регулирование его методы и формы.
- Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
- Взаимосвязь социально-экономической и финансовой политики.
- Организация управления финансами в различных сферах и звеньях финансовой системы.
- Объекты управления
- 43. Министерство финансов рф: назначение, структура, функции и полномочия.
- 1.3 Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля
- Содержание и значение финансового планирования и прогнозирования как элемента управления финансами.
- Методы и этапы финансового планирования.
- Виды финансовых планов в различных сферах финансовой системы.
- Взаимосвязь финансового планирования и прогнозирования.
- Содержание и значение финансового контроля, принципы его организации.
- Многообразие форм финансового контроля, его направлений позволяет классифицировать его по видам.