logo
шпорка

Методы и этапы финансового планирования.

Финансовое планирование охва­тывает ряд этапов:1. анализ выполнения финансового плана за отчетный год и те­кущий год; 2. расчет плановых показателей; 3. составление финансового плана на очередной год и после­дующие два года (плановый период).

На первом этапе финансового планирования применяет­ся метод экономического анализа. Он позволяет определить процент выполнения плановых показателей за отчетный год путем сравне­ния их с фактическими показателями; выявить резервы увеличения доходов; разработать мероприятия по повышению эффективности и результативности использования финансовых ресурсов; рассчитать ожидаемое выполнение плана в текущем году.

На втором этапе финансового планирования осуществ­ляется расчет плановых показателей - числовых величин, выра­жающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Они делятся на утверждаемые, т.е. обяза­тельные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий. Расчет показателей базируется на опре­делении условий хозяйствования в плановом периоде и соответст­вующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с пока­зателями других планов и прогнозов.

В практике используются следующие методы расчета показателей финансовых планов: экст­раполяции, нормативный, индексный, программно-целевой.

Метод экстраполяции. Он используется при определении финан­совых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе коррек­тировки достигнутого в отчетном периоде уровня показателей на от­носительно устойчивый темп их роста. Этот метод используется, как правило, для первоначальных прикидок, имеет ряд недостатков:

- не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов;

- не способствует экономному использованию средств, так как планирование осуществляется от достигнутого уровня;

- не учитывает изменения отдельных факторов в плановом пе­риоде по сравнению с отчетным периодом.

Нормативный метод. Суть его состоит в том, что плановые по­казатели рассчитываются на основе установленных прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются ка­чественной основой для финансового планирования с соблюдением режима экономии. Например, в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации с момента введения в действие фе­дерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджет­ной системы Российской Федерации должно базироваться на осно­ве минимальных государственных социальных стандартов, нормати­вов финансовых затрат на оказание государственных услуг и еди­ных методологических основ расчета минимальной бюджетной обеспеченности.

Индексный метод. Этот метод предполагает широкое использо­вание системы разнообразных индексов при расчете плановых фи­нансовых показателей. Его использование обусловлено наличием инфляции в рыночной экономике. Применяются индексы физиче­ских объемов, уровни жизни, потребительских цен (инфляция), де­флятор (индекс цен, используемый при пересчете текущих стоимо­стных показателей в постоянные цены), деловой активности, про­изводительности труда и многие другие.

Программно-целевой метод. Он позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-эконо­мического развития в целевом, отраслевом и территориальном ас­пектах. Программы являются средством решения, прежде всего, межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых про­блем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансиро­вания ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и сро­кам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-кон­структорских, производственных, социально-экономических, орга­низационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффек­тивное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного разви­тия Российской Федерации.

На третьем этапе финансового планированиясоставля­ется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который подлежит утверждению уполномоченным органом или долж­ностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод,позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребно­стями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов го­сударственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получате­лям и т.п. Его применение способствует обеспечению устойчивости бюджетов, формируемых органами государственной власти и мест­ного самоуправления, субъектов хозяйствования.

В рамках третьего этапа финансового планирования в современ­ных условиях широко применяется метод оптимизации плановых ре­шений, сущность которого заключается в разработке нескольких ва­риантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:

- на микроэкономическом уровне (минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на обо­рот капитала; максимум дохода (прибыли) на рубль вложен­ного капитала и т.п.);

на макроэкономическом уровне (максимум доходов бюджета; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и другие).