Методы и этапы финансового планирования.
Финансовое планирование охватывает ряд этапов:1. анализ выполнения финансового плана за отчетный год и текущий год; 2. расчет плановых показателей; 3. составление финансового плана на очередной год и последующие два года (плановый период).
На первом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить процент выполнения плановых показателей за отчетный год путем сравнения их с фактическими показателями; выявить резервы увеличения доходов; разработать мероприятия по повышению эффективности и результативности использования финансовых ресурсов; рассчитать ожидаемое выполнение плана в текущем году.
На втором этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Они делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий. Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в плановом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.
В практике используются следующие методы расчета показателей финансовых планов: экстраполяции, нормативный, индексный, программно-целевой.
Метод экстраполяции. Он используется при определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в отчетном периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод используется, как правило, для первоначальных прикидок, имеет ряд недостатков:
- не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов;
- не способствует экономному использованию средств, так как планирование осуществляется от достигнутого уровня;
- не учитывает изменения отдельных факторов в плановом периоде по сравнению с отчетным периодом.
Нормативный метод. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования с соблюдением режима экономии. Например, в соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации с момента введения в действие федерального закона о государственных минимальных социальных стандартах формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации должно базироваться на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основ расчета минимальной бюджетной обеспеченности.
Индексный метод. Этот метод предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено наличием инфляции в рыночной экономике. Применяются индексы физических объемов, уровни жизни, потребительских цен (инфляция), дефлятор (индекс цен, используемый при пересчете текущих стоимостных показателей в постоянные цены), деловой активности, производительности труда и многие другие.
Программно-целевой метод. Он позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения, прежде всего, межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
На третьем этапе финансового планированиясоставляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.
На этом этапе используется балансовый метод,позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п. Его применение способствует обеспечению устойчивости бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования.
В рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный. При этом могут применяться разные критерии выбора:
- на микроэкономическом уровне (минимум приведенных затрат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.);
на макроэкономическом уровне (максимум доходов бюджета; минимум текущих расходов бюджета; минимум непроцентных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета и другие).
- 26. Стратегия и тактика финансовой политики и их взаимосвязь.
- «Финансовый механизм» и его значение для реализации целей и задач финансовой политики.
- «Финансовые отношения» их сущность, значения и задачи для реализации финансовой политики.
- Методы организации финансовых отношений, их сущность и значение.
- Состав финансового механизма в процессе реализации финансовой политики.
- 2. Правовое оформление финансовой политики. 3. Развитие и реализация приемов и методов решения задач. 4. Финансовое право осуществляет регламентацию финансовых отношений.
- Объекты управления.
- Субъекты управления.
- Правовые основы управления финансами в рф, необходимость и значение.
- 2. Центральный банк рф
- Государственное финансовое регулирование его методы и формы.
- Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
- Взаимосвязь социально-экономической и финансовой политики.
- Организация управления финансами в различных сферах и звеньях финансовой системы.
- Объекты управления
- 43. Министерство финансов рф: назначение, структура, функции и полномочия.
- 1.3 Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля
- Содержание и значение финансового планирования и прогнозирования как элемента управления финансами.
- Методы и этапы финансового планирования.
- Виды финансовых планов в различных сферах финансовой системы.
- Взаимосвязь финансового планирования и прогнозирования.
- Содержание и значение финансового контроля, принципы его организации.
- Многообразие форм финансового контроля, его направлений позволяет классифицировать его по видам.