Правовые основы управления финансами в рф, необходимость и значение.
Функции и полномочия Федерального Собрания и Министерства финансов РФ
Управление финансами в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собрание и его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении.
Федеральное собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами РФ, являются Министерство Финансов РФ и его органы на местах. Министерство финансов России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ.
Основные задачи Министерства финансов РФ:
•совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
•разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;
•концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
•разработка проекта федерального бюджета;
•составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
•разработка программ государственных заимствований и управление государственным внутренним и внешним долгом РФ и др.
Министерство финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
•подготавливает предложения и реализует меры по совершенствованию бюджетной системы РФ, развитию бюджетного федерализма и механизма межбюджетных отношений с субъектами РФ;
•участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
•участвует в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
•участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
•разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и бюджета развития РФ;
•разрабатывает проекты федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета РФ;
•исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
•осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета и др.
В настоящее время в центральном аппарате Министерства функционируют следующие подразделения:
1) департамент бюджетной политики, разрабатывающий политику в области доходов и расходов бюджетной системы, составляющий проект федерального бюджета и организующий его исполнение и др.;
2)департамент отраслевого финансирования, созданный на базе упраздненных департаментов промышленности, департамента агропромышленного комплекса, инвестиций и транспортных систем и связи;
3)департамент межбюджетных отношений, который регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами;
4)департамент управления государственным внутренним долгом, осуществляющим эмиссию внутренних государственных займов, выплату процентов по ним и их погашение;
5)департамент управления государственным внешним долгом, который производит выпуск внешних займов - евробонов и их погашение;
6)департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов и др.
Важное подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
-
Органы управления финансами в различных сферах и звеньях финансовой системы.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единый финансовый аппарат. Финансовый аппарат состоит из:
Министерства финансов, осуществляющего выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Министерство финансов состоит из:
Федеральной налоговой службы;
Федеральной службы страхового надзора;
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
Федеральной службы по финансовому мониторингу;
Федерального казначейства. Функции Министерства финансов РФ:
участие в комплексном анализе экономики страны и в работе по составлению долгосрочных и краткосрочных прогнозов их развития;
организация работы по составлению и обеспечению исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
участие в работе по развитию и совершенствованию страховой деятельности в стране;
укрепление денежного обращения и покупательной способности рубля;
выпуск государственных внутренних займов РФ;
организация учета и отчетности и т.д.
Федерального казначейства, осуществляющего переводы бюджетных денежных средств через свои счета для их гарантированного поступления в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города
Федеральной налоговой службы, являющейся единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.
Федеральной службы страхового надзора, осуществляющей государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.
-
Финансовые органы РФ их состав и структура.
1.1 Министерство Финансов РФ
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующих деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Минфин РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства.
Министерство финансов РФ имеет право:
-
Запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ материалы, необходимые для: разработки проекта федерального бюджета, расчета прогноза консолидированного бюджета РФ, составления отчета об исполнении федерального бюджета, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета в целом по РФ и анализа консолидированных бюджетов субъектов РФ;
-
Запрашивать в установленном порядке материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, проектам их бюджетов, утвержденным бюджетом фондов и отчеты об их исполнении;
-
Запрашивать у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевыми расходами средств федерального бюджета;
-
Проводить совместно с Министерством экономики РФ экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в качестве обоснований для выделения средств для инвестиций;
-
Представлять в установленном порядке Правительство РФ при предоставлении государственной гарантии по кредитам в пределах размера государственного долга, утверждаемого Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
-
Ограничивать, приостанавливать, а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ финансирование из государственного бюджета организаций при выявлении фактов не целевого использования ими средств из федерального бюджета, а также в случае не предоставления ими в установленные сроки отчетности ранее полученных средств;
-
Взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению, с наложением штрафов в соответствии с законодательством РФ ;
-
Организовывать формирование за счет средств федерального бюджета, федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и предоставлять помощь за счет средств этого фонда в порядке и размерах утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
-
Выдавать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках бюджетного года ;
-
Предоставлять отсрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке предусмотренном законодательством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением соответствующего реестра;
-
Выступать по поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых организаций, в котором состоит РФ, а также других иностранных контрагентов по финансовым операциям Правительства РФ;
-
Осуществлять лицензионную деятельность в соответствии с законодательством РФ и получать отчеты о деятельности соответствующих организаций.
Министерство финансов РФ возглавляет министр назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществлением им своих функций. Министр имеет заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.
- 26. Стратегия и тактика финансовой политики и их взаимосвязь.
- «Финансовый механизм» и его значение для реализации целей и задач финансовой политики.
- «Финансовые отношения» их сущность, значения и задачи для реализации финансовой политики.
- Методы организации финансовых отношений, их сущность и значение.
- Состав финансового механизма в процессе реализации финансовой политики.
- 2. Правовое оформление финансовой политики. 3. Развитие и реализация приемов и методов решения задач. 4. Финансовое право осуществляет регламентацию финансовых отношений.
- Объекты управления.
- Субъекты управления.
- Правовые основы управления финансами в рф, необходимость и значение.
- 2. Центральный банк рф
- Государственное финансовое регулирование его методы и формы.
- Финансовое регулирование социально-экономических процессов.
- Взаимосвязь социально-экономической и финансовой политики.
- Организация управления финансами в различных сферах и звеньях финансовой системы.
- Объекты управления
- 43. Министерство финансов рф: назначение, структура, функции и полномочия.
- 1.3 Полномочия Минфина в осуществлении финансового контроля
- Содержание и значение финансового планирования и прогнозирования как элемента управления финансами.
- Методы и этапы финансового планирования.
- Виды финансовых планов в различных сферах финансовой системы.
- Взаимосвязь финансового планирования и прогнозирования.
- Содержание и значение финансового контроля, принципы его организации.
- Многообразие форм финансового контроля, его направлений позволяет классифицировать его по видам.