logo
spora_MVKO

16. Девальвация и ревальвация как метод валютной политики

Девальвация и ревальвация — традиционные методы валют­ной политики. Девальвация — снижение курса национальной валю­ты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам, ранее и к золоту. Ее объективной основой является завышение официального валютного курса по сравнению с рыночным. Ревальвация — повышение курса национальной ва­люты по отношению к иностранным валютам или международ­ным счетным валютным единицам, ранее и к золоту.

Термин «девальвация» в современном понимании означает также относитель­но длительное и значительное снижение рыночного курса валюты.

Девальвация ведет к росту спроса на нашу продукцию (т.к. раньше 1 баррель могли купить за 100 долл, теперь на эти 100 долл. могут купить больше нефти) => растет экспорт. Т.о., экспортная цена не меняется, цена в долл. становится меньше. Для нас иностранные товары становятся дороже (то, что раньше стоило 1 долл. = 25 руб. теперь стоит 1 долл = 30 руб.) => сократится спрос на иностранные товары, сократится спрос на импорт. В итоге чтобы было улучшение платежного баланса нужно, чтобы сумма эластичностей спроса на импорт и на экспорт была больше 1.

Условия успешной девальвации:

Без подкрепления инвестициями положительный эффект девальвации остается на 0,5-2 года.

Примеров ревальвации не много, так как стимулирует импорт, затрудняет экспорт, поэтому на это могут пойти только страны с мощным экспортным потенциалом. В 70-е гг. Германия и Япония проводили ревальвацию под нажимом США. У них было огромное положительное сальдо торгового баланса => ревальвировали валюты под давлением других стран.

Девальвация способствует росту цен и снижению жизненного уровня трудящихся, а ревальвация — увеличению безработицы в отраслях, которые не выдерживают конкуренции с дешевыми иностранными товарами. Девальвация вызывает обострение кон­курентной борьбы между странами.