logo
лекции фин мен

Стоимость бизнеса: доходный подход к оценке бизнеса, сравнительный подход к оценке бизнеса, затратный подход к оценке бизнеса.

Рыночная оценка бизнеса во многом зависит от того, каковы его перс­пективы. При определении рыночной стоимости бизнеса учитывается толь­ко та часть его капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. При этом очень важно, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы и с каким риском это сопряже­но. Все эти факторы, влияющие на оценку бизнеса, позволяет учесть метод дисконтированных денежных потоков (ДДП). Определение стоимости бизнеса методом ДДП основано на предполо­жении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса. Собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости про­гнозируемых будущих доходов. Данный метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой инвестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете, покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных активов, а поток доходов.

Доходный подход основанна анализе доходов, приносимых данным бизнесом. Выделяют два основных метода:

  1. Основной метод доходного подхода – метод дисконтированных денежных потоков. Он основан на том, что инвестор не заплатит за данный бизнес сумму, большую текущей стоимости будущих доходов от него. Таким образом, стоимость оцениваемого бизнеса рассчитывается, как сумма денежных потоков от бизнеса, приведенных к текущей стоимости. Ставкой дисконта может выступать требуемая норма доходности инвестора или средневзвешенная стоимость капитала предприятия. Следовательно, по методу ДДП стоимость бизнеса равна:

Стоимость бизнеса =

где CF– денежный поток от оцениваемого бизнеса;

t – год рассматриваемого периода;

r – ставка дисконта (средневзвешенная стоимость капитала, модель оценки капитальных активов или метод кумулятивного построения);

n – количество лет рассматриваемого периода.

  1. Второй, менее распространенный метод доходного подхода, метод капитализации прибыли. Он используется для оценки бизнеса, имеющего крупный стабильный поток доходов. Стоимость оцениваемого бизнеса определяется как:

Стоимость бизнеса = чистая прибыль / коэффициент капитализации.

Чистую прибыль можно взять за последний отчетный год, первый прогнозный год или как средняя величина за несколько последних отчётных лет, или рассматривать прибыль до уплаты налогов, или денежный поток.

Коэффициент капитализации рассматривается как ставка дисконта за вычетом темпа роста прибыли или денежного потока.

Сравнительный подходиспользует цены, сформированные открытым фондовым рынком, то есть используется для оценки акционерного общества. Необходимо найти несколько аналогичных предприятий, недавно проданных на рынке и сравнить цены их продаж. Критерии для отбора предприятий аналогов:

  1. вид деятельности;

  2. размер;

  3. уровень финансового риска;

  4. стадия экономического развития;

  5. перспективы роста и так далее.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки сравни­тельный подход предполагает использование трех основных методов: метода компании-аналога, метода сделок, метода отраслевых коэффициентов:

  1. Метод компании аналога или метод рынка капитала. Здесь базой сравнения служит цена одной акции аналогичного акционерного общества, то есть метод используется для оценки неконтрольных пакетов акций.

  2. Метод компании сделок или метод продаж, где базой сравнения служит цена продажи аналогичного предприятия в целом, либо неконтрольного пакета акций. Цена контрольного пакета акций всегда выше простой суммы цен акций, входящих в этот пакет, так как кроме стоимости акций включает ещё премию за контроль, то есть доплату за возможность реализовывать собственную политику управления акционерным обществом.

Для получения результата в этих двух методах рассчитываются ценовые мультипликаторы. Ценовой мультипликатор – это соотношение цены аналога или одной акции аналога и какого-либо показателя, например выручка, чистая прибыль и так далее.

Например: оценить бизнес, если за прошлый отчётный год его чистая прибыль составила 10 млн. рублей. Аналогичный бизнес был продан за 50 млн. руб., его чистая прибыль за тот же период составила 8 млн. 500 тыс. рублей.

Мультипликатор = цена аналога / чистая прибыль аналога = 50 млн. руб / 8,5 млн. руб. = 5,88

Стоимость оценки бизнеса = 5,88 * 10 млн. руб. = 58,8 млн. рублей.

  1. Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотно­шений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между це­ной и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффици­енты рассчитаны на основе длительных статистических наблюдений специ­альными исследовательскими институтами за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В ре­зультате обобщения были разработаны достаточно простые формулы опре­деления стоимости оцениваемого предприятия.

Затратный или имущественный подходрассматривает стоимость бизнеса с точки зрения понесённых издержек. Обычно используется два метода:

  1. Метод стоимости чистых активов. Расчёт включает в себя несколько этапов.

  1. Оценивается недвижимое имущество предприятия по обоснованной рыночной стоимости.

  2. Оцениваются машины и оборудование.

  3. Оцениваются нематериальные активы.

  4. Определяется рыночная стоимость краткосрочных и долгосрочных вложений.

  5. Оцениваются товарно-материальные запасы.

  6. Оценивается дебиторская задолженность.

  7. Оцениваются расходы будущих периодов.

  8. Обязательства предприятия переводится в текущую стоимость.

  9. Рассчитывается стоимость собственного капитала предприятия как обоснованная рыночная стоимость всех обязательств.

  1. Метод ликвидационной стоимости предприятия. Используется в случаях когда:

  1. Оценивается доля собственности, составляющая либо контрольный пакет, либо такую долю, которая способна вызвать продажу активов.

  2. Если рентабельность низкая или предприятие убыточно.

  3. Когда принято решение о ликвидации бизнеса.

  4. Бизнес находится в состоянии банкротства.

Выделяют так называемую» упорядоченную ликвидацию», когда распродажа активов идёт в течение длительно времени и есть возможность получить высокую цену. Бывает «принудительная ликвидация», когда активы распределяются так быстро, насколько это возможно.

Третий вид ликвидационной стоимости стоимость прекращения существования активов. В этом случае активы не продаются, а списываются и уничтожаются, а на этом месте возводится новое предприятие. Для расчета ликвидационной стоимости из полной восстановительной стоимости активов вычитают затраты на ликвидацию. Эти затраты включают в себя комиссионные риэлторов, оценщиков, юристов, выходные пособия работающим, расходы на перевозку и так далее.

Как правило, ликвидационная стоимость бизнеса как целого меньше, чем сумма выручки, полученная от раздельной распродажи активов.