logo
ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ 2014 ЭКЗАМЕН

Методы планирования и прогнозирования прибыли от реализации продукции.

Важнейшая роль прибыли в предпринимательской деятельности предприятия предопределяет необходимость ее планирования. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Объектом планирования являются элементы прибыли до налогообложения. При этом особое значение имеет планирование прибыли от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг.

На практике применяются различные методы планирования прибыли: метод прямого счета, метод ассортиментного планирования, аналитический метод, нормативный метод, метод экстраполяции, факторный метод, метод анализа лимита рентабельности, метод прогноза рентабельности, метод анализа перекрытия ликвидности предприятия.

Поскольку прибыль является главным финансовым ресурсом предприятия, за счет которого осуществляются затраты по расширению производства, материальному стимулированию персонала, то её реальное планирование имеет особо важное значение для финансирования указанных затрат.

Планирование прибыли является составной частью финансового планирования. В промышленности применяют 3 метода планирования прибыли:

1) Метод прямого счета, состоит в том, что прибыль исчисляется по каждому изделию или группе однородных изделий, как разница между ВР за минусом косвенных налогов и полной себестоимости, а затем результаты суммируются в целом по предприятию:

П = ВР-Нк-С

или

П = Он+Т+Ок

Он – это прибыль в остатках на начало периода

Т – это прибыль товарной продукции планового года

Ок – это прибыль в остатках на конец периода

Прибыль товарной продукции планируемого года определяется исходя из плана производства продукции по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций полной с/с, отпускных цен и сумм косвенных налогов в цене каждого изделия.

2) Аналитический метод, применяется в отраслях с широким ассортиментом продукции, является дополнительным к методу прямого счета. Прибыль с учетом затрат на 1 рубль продукции планируется:

П = Т(100-З)/100

Т – это товарная продукция в отпускных ценах

З – сумма затрат и косвенных налогов

Аналитический метод применяется при наличии стабильных условий хозяйствования. Более эффективным аналитическим методом расчета , является метод, основанный на показателе базовой рентабельности.

Базовая рентабельность – это отношение прибыли от выпуска товарной продукции за прошлый год, скорректированной на изменение отпускных цен, которые произойдут в плановом году к её полной с/с. на основе данного показателя исчисляется прибыль на планируемый год только по сравниваемой товарной продукции.

Расчет производится в следующей последовательности:

1) рассчитывается прибыль по сравниваемой товарной продукции на основе процента базовой рентабельности:

2) определяется влияние прибыли на снижение с/с сравниваемой товарной продукции:

3) определяется влияние на прибыль по сравниваемой товарной продукции изменений в ассортименте выпускаемых изделий;

4) рассчитывается влияние изменений качества выпускаемой продукции на прибыль планового года по сравниваемой товарной продукции;

5) товарную продукцию, на которую будут введены новые цены, умножают на процент их изменения;

6) прибыль в переходящих остатках готовой продукции можно исчислить, умножив их с/с на % рентабельности продукции 4 квартала соответственно отчетного и планового года;

7) прибыль по не сравниваемой продукции определяется прямым методом, как разница между отпускной ценой за вычетом косвенных налогов и полной с/с;

8) составляется сводный расчет прибыли по товарной продукции на плановый год путём суммирования полученных аналитическим путем результатов.