logo
Курсовые работы / Анализ закономерностей развития централизованных финансов

Анализ бюджетной системы за 2003-2004гг

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств.

Рассмотрим основные статьи расходов и доходов государственного бюджета и основную их динамику развития за последние годы.

Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.

Доходы в свою очередь включают в себя: налоговые поступления.

Динамика расходов и доходов государственного бюджета за 2003-2004гг.

Планируемый рост расходов и доходов перекрывает инфляционный рост цен10. Более точный расчет, через так называемый “дефлятор” (для 2004г. к 2003г. - 113%), говорит, что расходы и доходы бюджетов этих лет практически равны, лишь профицит вырос на 2% больше инфляции таблица № 2.1.

Таблица №2.1.

Доходно-расходная часть

Поступления

Платежи

Профицит

(-дефицит)

2004 г. законопроект:

2742,8

-2659,4

+83,4 (профицит)

2003г, действующий закон:

2417,79

-2345,64

+72,15

Прирост 2004г. к 2003г.

+13,44%

+13,38%

+15,6%

Проанализируем основные направления расходов бюджета-2004гг. таблица № 2.211.

Из таблицы видно, что помощь регионам занимает 5-е место, она возросла больше, чем разделы “социальная политика” или “гос. управление”. Но с поправкой на инфляцию, помощь бюджетам других уровней снизилась на 6%. Что касается социальной политики, то хотя соответствующий раздел формально на 6–м месте, надо учесть, что лидируют иные расходы, имеющие социальный смысл, например, направляемые в Пенсионный фонд12.

В таблице №2.3. дана Оценка относительной приоритетности приростов расходов.13

Из 27 бюджетных разделов показаны 13, имеющие процент прироста выше среднего. Очевидно, что помощь регионам не приоритет бюджета-2004.Еще хуже положение Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, его расходы возросли на 1,5% (со 173,167 до 175,810 млрд. руб.).

В таблице № 2.4. даны основные показатели федерального бюджета 2004гг.

Таблица № 2.4.