Заключение
Главной целью написания работы по данной теме является выявление закономерностей развития централизованных финансов.
При написании данной работы использовался материал: нормативно-правовые акты в области бюджетной и налоговой системы, кредитной и банковской системы, учебные материалы по финансам, экономике, а также статистические данные для анализа.
В теоретической части курсовой работы были рассмотрены вопросы связанные с понятием централизованных финансов, их роли в финансовой системе Российской Федерации.
По своему составу Финансы– совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Централизованные финансы– экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.
Централизованные финансы также называются государственными финансами, которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти (муниципальные финансы).
Сущность централизованных финансоввыражаются в том, что они представляют собой экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п.
Здесь же были рассмотрены основные функции и структура централизованных финансов.
Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.
состав централизованных финансов входят следующие 3 подсистемы:
- государственный бюджет,
- внебюджетные фонды,
- государственный кредит.
Состояние централизованных финансов— один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы.
Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.
Централизованные финансыориентированы на следующие основные принципы:
• единства законодательной и нормативной базы;
• открытости и прозрачности;
• разграничения полномочий и предметов ведения;
• целевой ориентированности;
• научного подхода к реализации намеченных целей;
• экономичности и рациональности;
• управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.
Достижение целей задается стратегией развития.
Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.
Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:
1) экономической стабилизации;
2) адаптации к рыночным преобразованиям;
3) стимулированию инвестиционной активности.
Аналитическая часть курсовой работы посвящена анализу закономерностей развития централизованных финансов в России.
Здесь были рассмотрены основные этапы развития финансовой системы начиная с развития финансовой системы в годы советской власти, заканчивая современным этапом развития.
В заключении главы был проведен анализ современного состояния развития централизованных финансов.
Анализируя основную часть финансовой системы государственный бюджет можно отметить, что в последние три года в нашей стране благодаря активизации хозяйственной деятельности и росту производства возросли доходы государственного бюджета, причем не только в текущих ценах, но и в реальном выражении.
В 2000г. впервые за последние годы доходы государственного бюджета превысили расходы, профицит консолидированного бюджета составил почти 3,0% ВВП. С профицитом был исполнен государственный бюджет 2001, 2002 г.
Превышение доходов над расходами так же заложено в федеральном бюджете на 2003 год по расходам в сумме 2 345 641,4 млн. рублей и доходам в сумме 2 417 791,8 млн. рублей.
Распределение поступлений в федеральный и местный бюджет изменилась в сторону сокращения доходной части федерального бюджета.
Динамику развития расходов на внебюджетные фонды можно проанализировать по доходным и расходным статьям государственного бюджета.
Развитие денежно-кредитного сектора также характеризуется завидной динамикой развития.
Данные тенденции нашли свое отражение в динамике денежно-кредитных показателей. При росте за 2003-2004гг. реального ВВП на 19,4%объем реальной денежной массы (агрегат М2) увеличился на 70%(здесь и далее для показателей денежной статистики используется период с1.01.2002г. по 1.12.2004 г.),объем денежной массы в определении денежного обзора (с учетом депозитов в иностранной валюте) -на 64%.Увеличение денежного предложения не имело существенных инфляционных последствий, поскольку сопровождалось снижением скорости обращения денег. Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2,снизилась в среднегодовом выражении с 8,6на начало 2002года до 6,3на конец 2004года, то есть примерно на 26%.При этом коэффициент монетизации экономики увеличился с 11,6%до 16%, соответственно. Базовая инфляция сократилась с 19,7%в 2002году до 9,4%в 2004 г.,т.е. более чем в два раза. Факторами позитивной динамики скорости обращения денег стали сокращение доли наличных денег в структуре денежной массы с 38%на 1.01.2002 г.до 36%,на 1.01.2004 г.и увеличение сроков привлечения денежных средств: доля срочных депозитов в М2возросла с 23,6%до31,8%за период с января 2002г. по январь 2004 года. Динамика денежной массы в 2002-2004гг. формировалась в значительной степени под влиянием тенденций, происходивших в экономике.
Не смотря на развития основных звеньев централизованных финансов существуют многие проблемы. Которые требуют незамедлительного решения.
Заключительная глава посвящена основным направлениям совершенствования централизованных финансов в России.
А именно рассмотрению и анализу основных проблем централизованных в области централизованных финансов России и пути их решения.
В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.
Напомню, что централизованные финансы включают в свой состав: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Основные проблемы и пути их решения будут рассмотрены именно разрезе звеньев централизованных финансов.
Централизованные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
«Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.
В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
Противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.
Нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;
Снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.
Проблема формирования бюджетных доходов в связи с высоким уровенем косвенных (прямых) доходов, низким уровенем национального дохода.
Пути решения проблем бюджетной сфере:
-Дальнейшее реформирование бюджетного законодательства в сфере его регулирования, а также с целью устранения противоречий в Бюджетном кодексе;
- Можно предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения дефицита (включив в них Стабилизационный фонд);
- Создать группу для соответствующей доработки Бюджетного кодекса, просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам;
- Увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в составе ФФПС на 8,5 млрд. руб., сократив на эту сумму профицит. Допустить направление в Стабилизационный фонд 8,5 млрд. руб. доходов от приватизации;
- дать в законе о бюджете-2004г. приложение, утверждающее полный объем поступлений по ИПД (объемов привлечения) с учетом платежей (погашения долга), т.е. утвердить баланс ИПД.
Другими проблемами бюджетной системы России являются:
Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;
Действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;
Тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;
Принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;
Доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.
Недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).
Эти проблемы решаются путем:
Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.
Создания новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.
Теперь рассмотрим основными проблемами в области финансирования внебюджетных фондов .
Пенсионный фонд РФ.
На сегодняшний день в данной области тоже существуют проблемы, пути решения этих проблем предполагается решить при помощи реформ.
Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.
Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии.Трудовые илистраховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на которые распространяется обязательное государственное пенсионное страхование.
Все участники общей системы трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.
Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии.
Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца базируются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В основном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.
Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках системы страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве за счет работодателей.
Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение реальной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увеличения последней.
Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться.
Этому способствует тенденция к снижению численности занятых в экономике и сокращению доли заработной платы в структуре доходов населения. При отсутствии ассигнований из федерального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.
В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения — низкий уровень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пенсии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня минимальных пенсий. В последние годы по причине все еще заниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров основной массы пенсий.
Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу-одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада.
Решить эту проблему возможно только путемлибо значительного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо рационализации и оптимизации самой пенсионной системы.
Из-за невозможности повышения минимального размера пенсиидо социально приемлемого уровня путем линейной индексации всех пенсий в 1993 г. был примененмеханизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную величину.
Предпринимались попытки интегрировать компенсационную выплату в законодательно установленный размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении пенсий это приводит к снижению реального уровня минимальной пенсии.
В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обеспечения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за последние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновременно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и наблюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.
Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым относятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая доля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.
Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перераспределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.
На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.
К целям пенсионной реформы относятся:
• финансовая стабилизация пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
• рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;
• совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.
Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обеспечения.
Концепция реформирования основана на развитии трехуровневой пенсионной системы, включающей:
1) трудовые и социальные пенсии, выплачиваемые из бюджета тем пенсионерам, которые не сформировали достаточные пенсионные сбережения;
2) обязательную систему пенсионного страхования, построенную по накопительному принципу — обязательные пенсионные взносы работающего населения накапливаются на личных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;
3) добровольные пенсионные сбережения населения в негосударственных пенсионных фондах.
На сегодняшний день система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.
- Глава1. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 5
- Глава2. Закономерности развития централизованных финансов в России 25
- Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России 53
- Введение
- Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации
- Определение централизованных финансов, их сущность
- Сущность централизованных финансов
- Основные функции и структура централизованных финансов
- Государственный бюджет
- Система внебюджетных фондов
- Государственный и муниципальный кредит
- Принципы и роль централизованных финансов
- Закономерности развития централизованных финансов в России
- Основные исторические этапы развития финансов
- Современное состояние централизованных финансов в России
- Анализ бюджетной системы за 2003-2004гг
- Основные показатели федерального бюджета-2004гг
- Динамика доходных статей государственного бюджета
- Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России
- 3.1.Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения
- Федеральный фонд социального страхования рф
- Государственный фонд занятости населения рф
- Проблемы в области государственного кредита и пути их решения.
- Направления совершенствования денежно-кредитной политики
- Заключение
- Федеральный фонд социального страхования рф
- Государственный фонд занятости населения рф
- Проблемы в области государственного кредита и пути их решения.
- Список использованной литературы
- Приложения
- Оценка относительной приоритетности приростов расходов