logo
Курсовые работы / Анализ закономерностей развития централизованных финансов

Основные исторические этапы развития финансов

Финансы способствуют решению общеэкономических задач и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкрет­ном историческом этапе, которые мы и рассмотрим.

1. В первые годы социалистического строительства финансо­вая система была основана на налоговых формах и методах мо­билизации ресурсов и воздействия на производство и реализа­цию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентра­цию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспо­собность предприятий и емкость рынка, ограничивали частный сектор. В этот период объективно возобладала концепция, со­гласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства. В последующем эта концепция сохранила ряд сторонников.

2. В первые годы НЭПа широко распространенным был взгляд на финансовую науку, заключавшийся в том, что ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места, наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы8.

Считалось недопустимым применение форм и методов управления финансовой деятельностью, заимствованных от ка­питалистической системы. В качестве приоритета выдвигались интересы «народной казны», «укрепления финансовой мощи Советского государства».

3. Серьезные коррективы финансовая система претерпела в процессе реформы 1930 г., целью которой было изменение сис­темы распределения и направления в бюджет чистого дохода с учетом полной и своевременной мобилизации государственных ресурсов. До реформы насчитывалось около 70 налоговых и не­налоговых платежей в бюджет. Реформа способствовала центра­лизации, повышению концентрации финансовых ресурсов, расширению пере распределительных процессов, ограничению хоз­расчетной деятельности предприятий, их самостоятельности и ответственности.

Реформа 1930 г. закрепила права на существование наряду с общегосударственными финансами и финансов предприятий, что и явилось причиной дуалистичности финансовых концепций.

Реформа отменила принцип твердого процента. Размер от­числений в бюджет стал устанавливаться дифференцирование в зависимости от потребностей предприятий в финансовых ресур­сах, учтенных в централизованных планах. Определялась лишь граница платежей на минимальной отметке 10% и максималь­ной 81% от балансовой прибыли. С 1930 по 1936 гг. действовала децентрализованная система расчетов с бюджетом предприятий по отчислениям от прибыли.

С 1936 г. введена централизованная система, которая позво­лила главкам покрывать убытки одних предприятий за счет при­были других. С 1955 г. вновь осуществлен переход на децентра­лизованную систему расчетов, что обеспечило восстановление контроля со стороны местных финансовых органов за финансо­во-хозяйственной деятельностью предприятий и учреждений, активного воздействия финансовой системы на процесс произ­водства и реализации товаров. В этот период нарастали неоправ­данные встречные потоки в движении денежных ресурсов между бюджетом и предприятиями, что ослабило воздействие прибыли на эффективность хозяйствования и снизило стимулы предпри­ятий к ее увеличению9.

Советские финансыпредставляют собой систему экономических отношений, посредством которых планомерно образуются и используются фонды денежных ресурсов для нужд расширенного со­циалистического воспроизводства и удовлетворения других общест­венных потребностей.

Характерным для концепции финансов в этот период было рассмотрение процесса создания доходов у государства в целом и государственных предприятий как единого целого.

4. Значительным шагом в развитии финансов стала реформа 60-х годов, которая включала реализацию крупных мер в сфере управления, планирования, экономического стимулирования. Большие изменения произошли в механизме распределения прибыли: с 1965 по 1975 гг. платежи в бюджет из прибыли пред­приятий сократились с 71 до 58%. В этот период взаимно акти­визировалась роль прибыли как источника расширенного воспроизводства и экономического стимулирования. Усиление воз­действия прибыли на производство обеспечивалось следующими финансовыми методами:

1) созданием трех фондов экономического стимулирования в предприятиях: фонда развития производства, фонда матери­ального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий;

2) использованием прибыли в качестве источника финан­сирования капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат;

3) введением нормативных первоочередных платежей в бюджет: платы за производственные фонды, фиксированных платежей, взносов свободного остатка прибыли.

Распределение прибыли осуществлялось централизованно через систему финансовых планов и окончательно регулировалось путем взноса в бюджет свободного остатка. Применялся так на­зываемыйостаточный принцип распределения прибыли, который был основан на жесткой системе финансового планирования.

Значение финансового планирования заключалось в:

• определении пропорций распределения финансовых ре­сурсов между предприятиями и бюджетом;

• выполнении обязательств перед бюджетом в первооче­редном порядке;

• учете возможности использования в денежном обороте предприятий бюджетных ассигнований;

• дифференциации методов финансирования из бюджета в зависимости от целевого использования ассигнований: на капитальные вложения, на прирост оборотных средств, на операционные расходы;

• обеспечении финансового контроля за полнотой и своевременностью платежей в бюджет.

В этот период ученые-экономисты активно исследовали ка­тегорию экономического механизма, состоящую из следующих основных элементов: системы планирования и прогнозирования; организации общественного производства; системы экономического стимулирования; системы ценообразования; финансово-кредитного механизма.

Финансово-кредитный механизм основывался на признании общности денежного оборота предприятий и государства.

Финансово-кредитный механизм — это форма организации от­ношений в области финансов, кредита, денежного обращения. Его основу составляла централизованная система планирования, форм, методов и условий финансирования и кредитования общественного производства.

5. В 1975—1980 гг. совершенствование управления, планиро­вания и экономического стимулирования осуществлялось на базе изменения субъектов и объектов управления путем создания про­изводственных объединений как первичного звена общественного производства.

В области финансово-кредитного механизма преобразования осуществлялись по следующим направле­ниям:

• совершенствование финансового планирования путем усиления роли перспективных финансовых планов;

• совершенствование системы платежей в бюджет, форми­рование фондов экономического стимулирования путем применения нормативов распределения прибыли;

• совершенствование порядка финансирования затрат;

• стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса;

• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных объектах с целью осуществления структурных сдвигов в экономике в пользу отраслей промышленности, произво­дящих товары народного потребления.

Важным этапом развития финансов стало распространение хозяйственного расчета на отрасль.

Ведущей финансовой концепцией в этот период стала кон­цепция, основанная на полном хозрасчете и самофинансировании.

Полный хозрасчет имел следующие основные признаки: обеспечение полной окупаемости затрат; осуществление хозрасчетного финансирования за счет прибыли и амортизационных отчислений; повышение роли хозяйственных договоров и усиление экономической ответственности за их выполнение.

Основными принципами деятель­ности признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Нормативный метод распределения прибыли (доходов) был переходным звеном от остаточного принципа формирования финансовых ресурсов предприятий к системе налогов.

Принятие и введение в действие с 1 января 1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути создало новый тип отношений между государством и пред­приятием. Введение налоговой системы потребовало децентрализации расчетов и платежей в бюджет, предоставления предприятиям прав юридического лица с открытием расчетных счетов.

Этот исторический этап характеризовался жесткой финансо­во-кредитной политикой в области регулирования финансов, обеспечивающей контроль за бюджетным дефицитом и денеж­ной эмиссией, соблюдение твердой зависимости результатов ра­боты и объема средств, направляемых на оплату труда, произ­водственное и социальное развитие. Налоговая система позво­лила предприятиям накапливать финансовые ресурсы, но не решила главной проблемы — проблемы собственности. На этом завершился важный этап развития финансов, осно­ванный на общегосударственной собственности.

6. 90-е годы. Этот этап базируется на новом экономическом фундаменте - альтернативных формах собственности и рыноч­ных отношениях.

С начала 90-х годов экономика России находится в состоянии глубоких институциональных и структурных преобразований, ко­торые затрагивают стратегические государственные интересы, а также корпоративные интересы и интересы различных социаль­ных слоев общества. Финан­совая политика этого этапа развития нацелена на адаптацию всех институтов и субъектов рыночных отношений к качественно но­вым условиям управления и хозяйствования.

7. Финансы в реформируемой экономике России (1992-1999 гг.)

Переход к рыночной экономике вызвал необходимость по­этапной трансформации финансового законодательства. Его ос­нову составляет процесс приватизации, который коренным об­разом изменяет финансовые отношения. Однако приватизация является лишь предпосылкой для дальнейшего развития финан­сов микроуровня. Процесс реформирования с позиций государственного регулирования касается практически всех сторон централизованных финансов.

А). Серьезные перемены в сфере финансов произошли в связи с либерализацией цен, начавшейся в 1992 г. Либерализация цен означала свободу ценообразования по большинству товаров, ра­бот, услуг с сохранением отдельных элементов государственного регулирования. Рост цен привел к резкому увеличению стоимостного объема товаров, продукции, работ и услуг. Это потребовало со­ответствующего возрастания массы платежных средств. Сдерживание эмиссии де­нежных средств повлекло за собой кризис платежеспособности предприятий. Взаимные неплатежи достигли масштабов, кото­рые превосходили кредитные вложения. Коммерческие банки переключились на кредитование посреднических операций, для которых высокие процентные ставки перекрывались еще более высокими темпами инфляции и роста цен. Повышение процентных ставок стимулировало рост цен, ориентацию на краткосрочные вложения и привело к падению инвестиционной активности.

Значительный урон экономике был нанесен и необоснован­ным курсом рубля по отношению к паритету его покупательной способности. Это породило еще одну волну спекуляций на де­нежном рынке. Серьезной проблемой стала и неконтролируемая эмиссия денежных средств банками стран бывшего СССР при переходе на национальные валюты. Это стало результатом неадекватного роста доходов от­дельных слоев населения и цен на потребительские товары. Кри­зис платежеспособности предприятий привел к росту задолженно­сти по оплате труда и падению уровня жизни населения. Начался процесс перехода стран бывшего СССР к национальным валютам. Они получили название мягких валют, илиограниченно конвертируемых валют.

Б). В 1993 г. наблюдались активные процессы в структурном реформировании экономики. Происходило расширение негосу­дарственного сектора, на долю которого в конце 1993 г. прихо­дилось 52% ВВП.

В середине 1993 г. начал развиваться рынок государственных долговых обязательств, используемых для не эмиссионного по­крытия дефицита бюджета. Нерешенной оставалась проблема неплатежей. Ежемесячный прирост просроченной кредиторской задолженности сохранялся на уровне 14%, дебиторской — 12% к ВВП. Существенным по­казателем является возрастание доли конечного национального потребления с 50% в 1992 г. до 60% в 1993 г. и снижение доли валового накопления соответственно с 35 до 27%.

С 1993 г. меняется структура капитальных вложений по ис­точникам финансирования. За 1993 г. возросла задолженность бюджета перед предпри­ятиями.

В). Погашение государственного долга в 1994 г. осуществля­лось за счет выдачи предприятиям долговых обязательств, пре­доставления временного налогового освобождения и финанси­рования за счет федерального бюджета. Одновременно с этим авансовое размещение заказов для государственных нужд в 1994 г. привело к образованию новой задолженности государства перед предприятиями и организациями. Проводимая в 1994 г. финансовая политика была нацелена в основном на преодоление негативных последствий либерализа­ции экономики.

Г). Финансовая и денежно-кредитная политика в 1995 г. была направлена на достижение макроэкономической стабилизации.

С точки зрения образования доходов произошло снижение в ВВП доли оплаты труда наемных работников при увеличении доли валовой прибыли. Доля валовой прибыли в ВВП в 1995 г. составила 59,7%, доля оплаты труда — 30%. Темпы падения реальных инвестиций значительно сократи­лись и составили 13% против 24% в 1994 г. Темпы сокращения объемов инвестиций продолжали опережать темпы снижения производства. Негативное воздействие на развитие экономики оказало дальнейшее падение эффективности производства. Среднемесячные темпы инфляции, измеряемые по динамике потребительских цен, в 1992 г. составили 31,4%., в 1993 г. — 20,5%, в 1994 г. ¾10%, в 1995 г.¾7,2%. В 1995 г. был ограни­чен потенциал «инфляции спроса».

Падение инвестиционной активности во многом являлось следствием сложного финансового положения предприятий, от­сутствия необходимых стимулов роста накоплений, проблем го­сударственного финансирования.

О признаках финансовой стабилизации в 1995 г. свидетель­ствует динамика процентных ставок по основным сегментам финансового рынка. С середины 1994 г. была запрещена досрочная продажа за­крепленных в федеральной собственности пакетов акций акцио­нерных обществ, созданных в процессе приватизации, произво­дящих продукцию, товары, услуги, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны.

В целях обеспечения источников покрытия дефицита федераль­ного бюджета и эффективного использования пакетов акций, нахо­дящихся в федеральной собственности, в конце 1995 г. были прове­дены аукционы на право заключения договоров кредита, залога на­ходящихся в федеральной собственности акций и комиссии.

Упорядочение государственного регулирования деятельности естественных монополий стало важным фактором стабилизации финансов.

Д). 1996 г. в целом характеризовался снижением инфляции, стабилизацией рубля, предотвращением тенденции к снижению реальных денежных доходов населения. Наиболее острыми оста­вались вопросы исполнения бюджета, неплатежей, своевремен­ности выплаты зарплаты, пенсий и пособий.

Иностранный капитал направлялся в наиболее при­быльные секторы экономики.

На долю промышленности приходилась 1/3 всех иностранных инвестиций, из них 87% — иностранные вложения в цветную, топливную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную, пищевую промышленность, машиностроение.

Вложения российского капитала за рубежом составили 141,5 млн. долл. США и 1,9 млрд. руб. 2/3 инвестиций — это торго­вые кредиты и банковские вклады. Прямые инвестиции составили 33 млн. долл. США.

В 1996 г. на территории РФ действовало 16,1 тыс. совмест­ных и иностранных предприятий, годовой прирост составил 10,6%. 15% предприятий создано с участием инвесторов из госу­дарств — участников СНГ. Основная доля совместных предпри­ятий создана с инвесторами из США, Германии, Китая, Украины, Великобритании, Финляндии.

В денежно-кредитной сфере наблюдалось снижение инфля­ции на фоне роста денежной массы, что было связано с увели­чением спроса на национальную валюту и уменьшением инфля­ционных ожиданий населения. Объем денежной массы по де­нежному агрегату М2 на 1 января 1997 г. составил 13,1% ВВП. Среднемесячный прирост денежной массы составил 2,4% при среднемесячном темпе инфляции 1,7%. Произошли изменения в структуре денежной массы в пользу более ликвидных компонен­тов. Это было связано с ростом сбережений населения, которые увеличивались быстрее, чем остальные компоненты денежной массы.

Кредиты, предоставленные экономике, банкам и населению, по банковской системе в целом увеличились за 1996 г. на 29,8%. Удель­ный вес долгосрочных кредитных вложений составил около 9,2%.

Были приняты меры по либерализации кредитной политики. Ставка рефинансирования за год была снижена со 112% до 48%. Динамика курса доллара регулировалась рамками «валютного коридора». Официальный курс доллара увеличился на 19,8% и на 1 января 1997 г. составил 5560 руб. за 1 долл. США. Активно функционировал меж­банковский валютный рынок. В целом в 1996 г. наблюдалось превышение спроса на доллары над их предложением. Продол­жалась долларизация экономики. Средства предприятий, органи­заций и учреждений на валютных счетах возросли за год на 40%.

Крупнейшим сегментом российского денежного рынка про­должал оставаться рынок государственных ценных бумаг: ГКО и ОФЗ. Активно произ­водилось доразмещение государственных ценных бумаг на вто­ричном рынке.

Общий размер государственного внутреннего долга по ГКО-ОФЗ составил на 1 января 1997 г. 237,1 трлн. руб. и вырос за год в три раза.

В 1996 г. финансовое положение основных отраслей эконо­мики ухудшилось. Наблюдалось снижение реальной массы при­были.

В 1996 г. была продолжена работа по совершенствованию рос­сийского законодательства. Была принята серия указов Прези­дента РФ, касающихся урегулирования накопленной задолжен­ности предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Это так называемая проблемареструктуризации задол­женности. Она решалась на протяжении всего 1996 г. по линии задолженности предприятий перед бюджетом и задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ.

В целях улучшения финансового состояния и укрепления дисциплины уплаты налогов было установлено, что предприяти­ям, полностью и своевременно выплачивающим текущие нало­говые платежи, кроме взимаемых таможенными органами, и имеющим задолженность по налогам, пеням и штрафам, предос­тавлялась отсрочка уплаты задолженности.

В 1996 г. приняты важные меры по совершенствованию государственного финансового контроля.

В качестве главных при­оритетов были определены:

• контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пен­сионный фонд РФ и другие федеральные внебюджетные фонды, а также заемных средств, направляемых на финан­сирование дефицита федерального бюджета;

• контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда и денежное до­вольствие, выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.

В связи с обострением финансовой ситуации была создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укрепле­нию налоговой и бюджетной дисциплины. Целями Комиссии явля­лось обеспечение взимания налогов и других обязательных пла­тежей в объемах, необходимых для своевременного и полного финансирования защищенных текущих расходов федерального бюджета, государственной поддержки науки и культуры, выпла­ты пенсий и социальных пособий, а также полного финансиро­вания федеральной судебной системы.

Е). В 1997 г. в основном была завершена либерализация цен и хозяйственных связей, осуществлена массовая приватизация: более 70% ВВП производилось в негосударственном секторе.

Продолжалась политика освобождения производственного сектора от расходов на содержание социальной сферы, ее муни­ципализация, а также политика ликвидации «перекрестного суб­сидирования» в отраслях естественных монополий, когда за счет повышенных цен и тарифов для производства поддерживается их льготный уровень для населения и отдельных категорий по­требителей.

Основное содержание государственного финансового регули­рования в 1997 г. — ремонетизация экономики, подготовка и на­чало структурных реформ предприятий, жилищно-коммунальной сферы, пенсионной системы. Основные задачи в макроэкономиче­ской сфере — сокращение процентных ставок до 20—25%, вы­теснение из денежного оборота иностранной валюты и не имеющих реального обеспечения квазиденежных инструментов, увеличение денежной массы в обращении. На этой основе — обеспечение оживления производства.

В 1997 г. не произошло повышения собираемости налогов, хотя основной упор был сделан на косвенное налогообложе­ние. Проводились денежная прива­тизация ряда крупных предприятий, структурная перестройка в отраслях естественных монополий, вводились новые механиз­мы ценообразования, снижались масштабы перекрестного суб­сидирования.

Ж). Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших за последние годы, в 1998 г. российская экономика столкнулась с качественно новыми проблемами, от способа решения которых зависят перспективы развития страны в средне- и долгосрочной перспективе. Главной целью макроэкономического регулирова­ния становится перелом сохраняющихся негативных тенденций в реальном секторе, переход к стадии экономического роста и его поддержание в дальнейшем на устойчивом уровне. Важнейшая задача на ближайшие годы — дальнейшее сни­жение дефицита государственного бюджета. Эту проблему пред­полагалось решить на базе структурных и институциональных реформ, прежде всего реформы жилищно-коммунального хозяй­ства, повышения финансовой и платежной дисциплины, а сле­довательно, и собираемости налогов. Реструктуризация бюджет­ной сферы была направлена на сокращение отдельных статей расходной части бюджета. Перед государством стояла также за­дача определения рациональной политики заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Консолидированный бюджет за 1998 г. исполнен с дефицитом 95,9 млрд. руб., что составило 3,6% к ВВП, тогда как в 1997 г. — 5,0%.

Важным условием стабильного роста экономики является доступность кредитных ресурсов для участников рынка. Для этого необходимо снижение стоимости заимствований. Важная текущая финансовая проблема — сокращение мас­штабов неплатежей, которые служат одним из факторов сжатия внутреннего спроса. Для этого необходимо полнее использовать процедуру банкротств, проводить реорганизацию убыточных предприятий, снижать стоимость заемных средств и расширять источники пополнения оборотных средств предприятий.

Экономический подъем означает не только поддержание вы­сокого внутреннего потребительского спроса, но и рост инвестиций. В целях концентрации финансовых ресурсов на приоритет­ных направлениях и обеспечения полноты финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий производится сокра­щение количества федеральных целевых программ.

Большое воздействие на реформирование финансов оказыва­ет государственная политика заимствований на рынке капита­лов. После объявления 17 августа 1998 г. внутреннего дефолта произошли качественные изменения в регулировании рынка го­сударственных ценных бумаг.

В последнее время наблюдается рост дефицита бюджетов субъектов РФ, финансируемый за счет кредитов коммерческих банков, облигационных займов, с помощью вексельных схем и др. Процесс за­имствований субъектами РФ осуществляется без должной координа­ции выпуска федеральных, региональных и муниципальных облига­ционных займов с целью поддержания сбалансированности внутрен­него финансового рынка в целом. Политика заимствований на уров­не бюджетов субъектов РФ привела к отказу в 1998 и 1999 гг. рада субъектов РФ от выполнения принятых обязательств по их погаше­нию и выплате процентов.

В условиях нестабильной эко­номики возможность диверсификации финансовых инструмен­тов денежно-кредитного регулирования ограничена. Напротив, при стабильной финансовой системе возможно применение эф­фективного механизма рефинансирования коммерческих бан­ков, который в свою очередь при ограниченной инфляции мо­жет удовлетворить спрос нефинансового сектора экономики на кредитные ресурсы. По мере снижения инфляционных ожиданий возрастание спроса на деньги будет обусловливать процесс ремонетизации экономики.

В области приватизации можно говорить о начале нового этапа — приватизации по индивидуальным проектам

Для осуществления институциональных реформ важную роль играет организованный рынок корпоративных ценных бумаг.

Он позволяет решать следующие задачи: обеспечить межотраслевое перераспределение инвестиционных ресурсов; стимулировать приток национальных и зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики; создать необходимые условия для накопле­ний и трансформации сбережений в инвестиции; обеспечить повышение устойчивости финансовых рынков.

З). Основные направления реформирования в области централизованных финансов на 1999 г. разработаны и соответствии с целями и задачами экономической политики государства, определенными с учетом мер по преодолению по­следствий финансового кризиса, ресурсного обеспечения преду­смотренных мероприятий, а также реализации приоритетных направлений в области расходования бюджетных средств.

Реформирование включает следующие направления:

1) совершенствование налогового законодательства в на­правлении снижения налогового бремени, расширения на этой основе налогооблагаемой базы и улучшения налогового админи­стрирования;

2) осуществление бюджетной реформы на основе реализа­ции Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса;

3) полномасштабное казначейское исполнение федерального бюджета, переход на этот вид исполнения бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов;

4) снижение уровня инфляции за счет жесткого регулиро­вания денежно-кредитной политики и контроля за размером денежной эмиссии ЦБ;

5) осуществление индексации оплаты труда работников бюджетной сферы в целях адаптации к последствиям финансо­вого кризиса и обеспечение устойчивого функционирования со­циальной инфраструктуры;

6) инвентаризация и сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;

7) усиление режима экономии в расходовании средств феде­рального бюджета путем упорядочения численности и оплаты труда занятых в бюджетной сфере, включая государственных служащих;

8) сведение к минимуму государственных заимствований на финансовых рынках и сокращение дефицита федерального бюджета;

9) стимулирование за счет прекращения спекулятивных операций на рынке государственного долга движения финансо­вых ресурсов в реальный сектор экономики;

10) снижение остроты проблемы неплатежей за счет приня­тия и исполнения реального бюджета, сокращение расчетов с использованием бартера и денежных суррогатов;

11) совершенствование механизма финансовых взаимоотно­шений между федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Рассмотрев основные исторические этапы развития финансов перейдем к современному состоянию.