Основные исторические этапы развития финансов
Финансы способствуют решению общеэкономических задач и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе, которые мы и рассмотрим.
1. В первые годы социалистического строительства финансовая система была основана на налоговых формах и методах мобилизации ресурсов и воздействия на производство и реализацию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентрацию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспособность предприятий и емкость рынка, ограничивали частный сектор. В этот период объективно возобладала концепция, согласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства. В последующем эта концепция сохранила ряд сторонников.
2. В первые годы НЭПа широко распространенным был взгляд на финансовую науку, заключавшийся в том, что ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места, наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы8.
Считалось недопустимым применение форм и методов управления финансовой деятельностью, заимствованных от капиталистической системы. В качестве приоритета выдвигались интересы «народной казны», «укрепления финансовой мощи Советского государства».
3. Серьезные коррективы финансовая система претерпела в процессе реформы 1930 г., целью которой было изменение системы распределения и направления в бюджет чистого дохода с учетом полной и своевременной мобилизации государственных ресурсов. До реформы насчитывалось около 70 налоговых и неналоговых платежей в бюджет. Реформа способствовала централизации, повышению концентрации финансовых ресурсов, расширению пере распределительных процессов, ограничению хозрасчетной деятельности предприятий, их самостоятельности и ответственности.
Реформа 1930 г. закрепила права на существование наряду с общегосударственными финансами и финансов предприятий, что и явилось причиной дуалистичности финансовых концепций.
Реформа отменила принцип твердого процента. Размер отчислений в бюджет стал устанавливаться дифференцирование в зависимости от потребностей предприятий в финансовых ресурсах, учтенных в централизованных планах. Определялась лишь граница платежей на минимальной отметке 10% и максимальной 81% от балансовой прибыли. С 1930 по 1936 гг. действовала децентрализованная система расчетов с бюджетом предприятий по отчислениям от прибыли.
С 1936 г. введена централизованная система, которая позволила главкам покрывать убытки одних предприятий за счет прибыли других. С 1955 г. вновь осуществлен переход на децентрализованную систему расчетов, что обеспечило восстановление контроля со стороны местных финансовых органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и учреждений, активного воздействия финансовой системы на процесс производства и реализации товаров. В этот период нарастали неоправданные встречные потоки в движении денежных ресурсов между бюджетом и предприятиями, что ослабило воздействие прибыли на эффективность хозяйствования и снизило стимулы предприятий к ее увеличению9.
Советские финансыпредставляют собой систему экономических отношений, посредством которых планомерно образуются и используются фонды денежных ресурсов для нужд расширенного социалистического воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей.
Характерным для концепции финансов в этот период было рассмотрение процесса создания доходов у государства в целом и государственных предприятий как единого целого.
4. Значительным шагом в развитии финансов стала реформа 60-х годов, которая включала реализацию крупных мер в сфере управления, планирования, экономического стимулирования. Большие изменения произошли в механизме распределения прибыли: с 1965 по 1975 гг. платежи в бюджет из прибыли предприятий сократились с 71 до 58%. В этот период взаимно активизировалась роль прибыли как источника расширенного воспроизводства и экономического стимулирования. Усиление воздействия прибыли на производство обеспечивалось следующими финансовыми методами:
1) созданием трех фондов экономического стимулирования в предприятиях: фонда развития производства, фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий;
2) использованием прибыли в качестве источника финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат;
3) введением нормативных первоочередных платежей в бюджет: платы за производственные фонды, фиксированных платежей, взносов свободного остатка прибыли.
Распределение прибыли осуществлялось централизованно через систему финансовых планов и окончательно регулировалось путем взноса в бюджет свободного остатка. Применялся так называемыйостаточный принцип распределения прибыли, который был основан на жесткой системе финансового планирования.
Значение финансового планирования заключалось в:
• определении пропорций распределения финансовых ресурсов между предприятиями и бюджетом;
• выполнении обязательств перед бюджетом в первоочередном порядке;
• учете возможности использования в денежном обороте предприятий бюджетных ассигнований;
• дифференциации методов финансирования из бюджета в зависимости от целевого использования ассигнований: на капитальные вложения, на прирост оборотных средств, на операционные расходы;
• обеспечении финансового контроля за полнотой и своевременностью платежей в бюджет.
В этот период ученые-экономисты активно исследовали категорию экономического механизма, состоящую из следующих основных элементов: системы планирования и прогнозирования; организации общественного производства; системы экономического стимулирования; системы ценообразования; финансово-кредитного механизма.
Финансово-кредитный механизм основывался на признании общности денежного оборота предприятий и государства.
Финансово-кредитный механизм — это форма организации отношений в области финансов, кредита, денежного обращения. Его основу составляла централизованная система планирования, форм, методов и условий финансирования и кредитования общественного производства.
5. В 1975—1980 гг. совершенствование управления, планирования и экономического стимулирования осуществлялось на базе изменения субъектов и объектов управления путем создания производственных объединений как первичного звена общественного производства.
В области финансово-кредитного механизма преобразования осуществлялись по следующим направлениям:
• совершенствование финансового планирования путем усиления роли перспективных финансовых планов;
• совершенствование системы платежей в бюджет, формирование фондов экономического стимулирования путем применения нормативов распределения прибыли;
• совершенствование порядка финансирования затрат;
• стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса;
• концентрация финансовых ресурсов на приоритетных объектах с целью осуществления структурных сдвигов в экономике в пользу отраслей промышленности, производящих товары народного потребления.
Важным этапом развития финансов стало распространение хозяйственного расчета на отрасль.
Ведущей финансовой концепцией в этот период стала концепция, основанная на полном хозрасчете и самофинансировании.
Полный хозрасчет имел следующие основные признаки: обеспечение полной окупаемости затрат; осуществление хозрасчетного финансирования за счет прибыли и амортизационных отчислений; повышение роли хозяйственных договоров и усиление экономической ответственности за их выполнение.
Основными принципами деятельности признавались полный хозрасчет и самофинансирование. Нормативный метод распределения прибыли (доходов) был переходным звеном от остаточного принципа формирования финансовых ресурсов предприятий к системе налогов.
Принятие и введение в действие с 1 января 1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути создало новый тип отношений между государством и предприятием. Введение налоговой системы потребовало децентрализации расчетов и платежей в бюджет, предоставления предприятиям прав юридического лица с открытием расчетных счетов.
Этот исторический этап характеризовался жесткой финансово-кредитной политикой в области регулирования финансов, обеспечивающей контроль за бюджетным дефицитом и денежной эмиссией, соблюдение твердой зависимости результатов работы и объема средств, направляемых на оплату труда, производственное и социальное развитие. Налоговая система позволила предприятиям накапливать финансовые ресурсы, но не решила главной проблемы — проблемы собственности. На этом завершился важный этап развития финансов, основанный на общегосударственной собственности.
6. 90-е годы. Этот этап базируется на новом экономическом фундаменте - альтернативных формах собственности и рыночных отношениях.
С начала 90-х годов экономика России находится в состоянии глубоких институциональных и структурных преобразований, которые затрагивают стратегические государственные интересы, а также корпоративные интересы и интересы различных социальных слоев общества. Финансовая политика этого этапа развития нацелена на адаптацию всех институтов и субъектов рыночных отношений к качественно новым условиям управления и хозяйствования.
7. Финансы в реформируемой экономике России (1992-1999 гг.)
Переход к рыночной экономике вызвал необходимость поэтапной трансформации финансового законодательства. Его основу составляет процесс приватизации, который коренным образом изменяет финансовые отношения. Однако приватизация является лишь предпосылкой для дальнейшего развития финансов микроуровня. Процесс реформирования с позиций государственного регулирования касается практически всех сторон централизованных финансов.
А). Серьезные перемены в сфере финансов произошли в связи с либерализацией цен, начавшейся в 1992 г. Либерализация цен означала свободу ценообразования по большинству товаров, работ, услуг с сохранением отдельных элементов государственного регулирования. Рост цен привел к резкому увеличению стоимостного объема товаров, продукции, работ и услуг. Это потребовало соответствующего возрастания массы платежных средств. Сдерживание эмиссии денежных средств повлекло за собой кризис платежеспособности предприятий. Взаимные неплатежи достигли масштабов, которые превосходили кредитные вложения. Коммерческие банки переключились на кредитование посреднических операций, для которых высокие процентные ставки перекрывались еще более высокими темпами инфляции и роста цен. Повышение процентных ставок стимулировало рост цен, ориентацию на краткосрочные вложения и привело к падению инвестиционной активности.
Значительный урон экономике был нанесен и необоснованным курсом рубля по отношению к паритету его покупательной способности. Это породило еще одну волну спекуляций на денежном рынке. Серьезной проблемой стала и неконтролируемая эмиссия денежных средств банками стран бывшего СССР при переходе на национальные валюты. Это стало результатом неадекватного роста доходов отдельных слоев населения и цен на потребительские товары. Кризис платежеспособности предприятий привел к росту задолженности по оплате труда и падению уровня жизни населения. Начался процесс перехода стран бывшего СССР к национальным валютам. Они получили название мягких валют, илиограниченно конвертируемых валют.
Б). В 1993 г. наблюдались активные процессы в структурном реформировании экономики. Происходило расширение негосударственного сектора, на долю которого в конце 1993 г. приходилось 52% ВВП.
В середине 1993 г. начал развиваться рынок государственных долговых обязательств, используемых для не эмиссионного покрытия дефицита бюджета. Нерешенной оставалась проблема неплатежей. Ежемесячный прирост просроченной кредиторской задолженности сохранялся на уровне 14%, дебиторской — 12% к ВВП. Существенным показателем является возрастание доли конечного национального потребления с 50% в 1992 г. до 60% в 1993 г. и снижение доли валового накопления соответственно с 35 до 27%.
С 1993 г. меняется структура капитальных вложений по источникам финансирования. За 1993 г. возросла задолженность бюджета перед предприятиями.
В). Погашение государственного долга в 1994 г. осуществлялось за счет выдачи предприятиям долговых обязательств, предоставления временного налогового освобождения и финансирования за счет федерального бюджета. Одновременно с этим авансовое размещение заказов для государственных нужд в 1994 г. привело к образованию новой задолженности государства перед предприятиями и организациями. Проводимая в 1994 г. финансовая политика была нацелена в основном на преодоление негативных последствий либерализации экономики.
Г). Финансовая и денежно-кредитная политика в 1995 г. была направлена на достижение макроэкономической стабилизации.
С точки зрения образования доходов произошло снижение в ВВП доли оплаты труда наемных работников при увеличении доли валовой прибыли. Доля валовой прибыли в ВВП в 1995 г. составила 59,7%, доля оплаты труда — 30%. Темпы падения реальных инвестиций значительно сократились и составили 13% против 24% в 1994 г. Темпы сокращения объемов инвестиций продолжали опережать темпы снижения производства. Негативное воздействие на развитие экономики оказало дальнейшее падение эффективности производства. Среднемесячные темпы инфляции, измеряемые по динамике потребительских цен, в 1992 г. составили 31,4%., в 1993 г. — 20,5%, в 1994 г. ¾10%, в 1995 г.¾7,2%. В 1995 г. был ограничен потенциал «инфляции спроса».
Падение инвестиционной активности во многом являлось следствием сложного финансового положения предприятий, отсутствия необходимых стимулов роста накоплений, проблем государственного финансирования.
О признаках финансовой стабилизации в 1995 г. свидетельствует динамика процентных ставок по основным сегментам финансового рынка. С середины 1994 г. была запрещена досрочная продажа закрепленных в федеральной собственности пакетов акций акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, производящих продукцию, товары, услуги, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны.
В целях обеспечения источников покрытия дефицита федерального бюджета и эффективного использования пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, в конце 1995 г. были проведены аукционы на право заключения договоров кредита, залога находящихся в федеральной собственности акций и комиссии.
Упорядочение государственного регулирования деятельности естественных монополий стало важным фактором стабилизации финансов.
Д). 1996 г. в целом характеризовался снижением инфляции, стабилизацией рубля, предотвращением тенденции к снижению реальных денежных доходов населения. Наиболее острыми оставались вопросы исполнения бюджета, неплатежей, своевременности выплаты зарплаты, пенсий и пособий.
Иностранный капитал направлялся в наиболее прибыльные секторы экономики.
На долю промышленности приходилась 1/3 всех иностранных инвестиций, из них 87% — иностранные вложения в цветную, топливную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную, пищевую промышленность, машиностроение.
Вложения российского капитала за рубежом составили 141,5 млн. долл. США и 1,9 млрд. руб. 2/3 инвестиций — это торговые кредиты и банковские вклады. Прямые инвестиции составили 33 млн. долл. США.
В 1996 г. на территории РФ действовало 16,1 тыс. совместных и иностранных предприятий, годовой прирост составил 10,6%. 15% предприятий создано с участием инвесторов из государств — участников СНГ. Основная доля совместных предприятий создана с инвесторами из США, Германии, Китая, Украины, Великобритании, Финляндии.
В денежно-кредитной сфере наблюдалось снижение инфляции на фоне роста денежной массы, что было связано с увеличением спроса на национальную валюту и уменьшением инфляционных ожиданий населения. Объем денежной массы по денежному агрегату М2 на 1 января 1997 г. составил 13,1% ВВП. Среднемесячный прирост денежной массы составил 2,4% при среднемесячном темпе инфляции 1,7%. Произошли изменения в структуре денежной массы в пользу более ликвидных компонентов. Это было связано с ростом сбережений населения, которые увеличивались быстрее, чем остальные компоненты денежной массы.
Кредиты, предоставленные экономике, банкам и населению, по банковской системе в целом увеличились за 1996 г. на 29,8%. Удельный вес долгосрочных кредитных вложений составил около 9,2%.
Были приняты меры по либерализации кредитной политики. Ставка рефинансирования за год была снижена со 112% до 48%. Динамика курса доллара регулировалась рамками «валютного коридора». Официальный курс доллара увеличился на 19,8% и на 1 января 1997 г. составил 5560 руб. за 1 долл. США. Активно функционировал межбанковский валютный рынок. В целом в 1996 г. наблюдалось превышение спроса на доллары над их предложением. Продолжалась долларизация экономики. Средства предприятий, организаций и учреждений на валютных счетах возросли за год на 40%.
Крупнейшим сегментом российского денежного рынка продолжал оставаться рынок государственных ценных бумаг: ГКО и ОФЗ. Активно производилось доразмещение государственных ценных бумаг на вторичном рынке.
Общий размер государственного внутреннего долга по ГКО-ОФЗ составил на 1 января 1997 г. 237,1 трлн. руб. и вырос за год в три раза.
В 1996 г. финансовое положение основных отраслей экономики ухудшилось. Наблюдалось снижение реальной массы прибыли.
В 1996 г. была продолжена работа по совершенствованию российского законодательства. Была принята серия указов Президента РФ, касающихся урегулирования накопленной задолженности предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Это так называемая проблемареструктуризации задолженности. Она решалась на протяжении всего 1996 г. по линии задолженности предприятий перед бюджетом и задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ.
В целях улучшения финансового состояния и укрепления дисциплины уплаты налогов было установлено, что предприятиям, полностью и своевременно выплачивающим текущие налоговые платежи, кроме взимаемых таможенными органами, и имеющим задолженность по налогам, пеням и штрафам, предоставлялась отсрочка уплаты задолженности.
В 1996 г. приняты важные меры по совершенствованию государственного финансового контроля.
В качестве главных приоритетов были определены:
• контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие федеральные внебюджетные фонды, а также заемных средств, направляемых на финансирование дефицита федерального бюджета;
• контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объемам, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда и денежное довольствие, выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.
В связи с обострением финансовой ситуации была создана Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. Целями Комиссии являлось обеспечение взимания налогов и других обязательных платежей в объемах, необходимых для своевременного и полного финансирования защищенных текущих расходов федерального бюджета, государственной поддержки науки и культуры, выплаты пенсий и социальных пособий, а также полного финансирования федеральной судебной системы.
Е). В 1997 г. в основном была завершена либерализация цен и хозяйственных связей, осуществлена массовая приватизация: более 70% ВВП производилось в негосударственном секторе.
Продолжалась политика освобождения производственного сектора от расходов на содержание социальной сферы, ее муниципализация, а также политика ликвидации «перекрестного субсидирования» в отраслях естественных монополий, когда за счет повышенных цен и тарифов для производства поддерживается их льготный уровень для населения и отдельных категорий потребителей.
Основное содержание государственного финансового регулирования в 1997 г. — ремонетизация экономики, подготовка и начало структурных реформ предприятий, жилищно-коммунальной сферы, пенсионной системы. Основные задачи в макроэкономической сфере — сокращение процентных ставок до 20—25%, вытеснение из денежного оборота иностранной валюты и не имеющих реального обеспечения квазиденежных инструментов, увеличение денежной массы в обращении. На этой основе — обеспечение оживления производства.
В 1997 г. не произошло повышения собираемости налогов, хотя основной упор был сделан на косвенное налогообложение. Проводились денежная приватизация ряда крупных предприятий, структурная перестройка в отраслях естественных монополий, вводились новые механизмы ценообразования, снижались масштабы перекрестного субсидирования.
Ж). Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших за последние годы, в 1998 г. российская экономика столкнулась с качественно новыми проблемами, от способа решения которых зависят перспективы развития страны в средне- и долгосрочной перспективе. Главной целью макроэкономического регулирования становится перелом сохраняющихся негативных тенденций в реальном секторе, переход к стадии экономического роста и его поддержание в дальнейшем на устойчивом уровне. Важнейшая задача на ближайшие годы — дальнейшее снижение дефицита государственного бюджета. Эту проблему предполагалось решить на базе структурных и институциональных реформ, прежде всего реформы жилищно-коммунального хозяйства, повышения финансовой и платежной дисциплины, а следовательно, и собираемости налогов. Реструктуризация бюджетной сферы была направлена на сокращение отдельных статей расходной части бюджета. Перед государством стояла также задача определения рациональной политики заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Консолидированный бюджет за 1998 г. исполнен с дефицитом 95,9 млрд. руб., что составило 3,6% к ВВП, тогда как в 1997 г. — 5,0%.
Важным условием стабильного роста экономики является доступность кредитных ресурсов для участников рынка. Для этого необходимо снижение стоимости заимствований. Важная текущая финансовая проблема — сокращение масштабов неплатежей, которые служат одним из факторов сжатия внутреннего спроса. Для этого необходимо полнее использовать процедуру банкротств, проводить реорганизацию убыточных предприятий, снижать стоимость заемных средств и расширять источники пополнения оборотных средств предприятий.
Экономический подъем означает не только поддержание высокого внутреннего потребительского спроса, но и рост инвестиций. В целях концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях и обеспечения полноты финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий производится сокращение количества федеральных целевых программ.
Большое воздействие на реформирование финансов оказывает государственная политика заимствований на рынке капиталов. После объявления 17 августа 1998 г. внутреннего дефолта произошли качественные изменения в регулировании рынка государственных ценных бумаг.
В последнее время наблюдается рост дефицита бюджетов субъектов РФ, финансируемый за счет кредитов коммерческих банков, облигационных займов, с помощью вексельных схем и др. Процесс заимствований субъектами РФ осуществляется без должной координации выпуска федеральных, региональных и муниципальных облигационных займов с целью поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка в целом. Политика заимствований на уровне бюджетов субъектов РФ привела к отказу в 1998 и 1999 гг. рада субъектов РФ от выполнения принятых обязательств по их погашению и выплате процентов.
В условиях нестабильной экономики возможность диверсификации финансовых инструментов денежно-кредитного регулирования ограничена. Напротив, при стабильной финансовой системе возможно применение эффективного механизма рефинансирования коммерческих банков, который в свою очередь при ограниченной инфляции может удовлетворить спрос нефинансового сектора экономики на кредитные ресурсы. По мере снижения инфляционных ожиданий возрастание спроса на деньги будет обусловливать процесс ремонетизации экономики.
В области приватизации можно говорить о начале нового этапа — приватизации по индивидуальным проектам
Для осуществления институциональных реформ важную роль играет организованный рынок корпоративных ценных бумаг.
Он позволяет решать следующие задачи: обеспечить межотраслевое перераспределение инвестиционных ресурсов; стимулировать приток национальных и зарубежных инвестиций в реальный сектор экономики; создать необходимые условия для накоплений и трансформации сбережений в инвестиции; обеспечить повышение устойчивости финансовых рынков.
З). Основные направления реформирования в области централизованных финансов на 1999 г. разработаны и соответствии с целями и задачами экономической политики государства, определенными с учетом мер по преодолению последствий финансового кризиса, ресурсного обеспечения предусмотренных мероприятий, а также реализации приоритетных направлений в области расходования бюджетных средств.
Реформирование включает следующие направления:
1) совершенствование налогового законодательства в направлении снижения налогового бремени, расширения на этой основе налогооблагаемой базы и улучшения налогового администрирования;
2) осуществление бюджетной реформы на основе реализации Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса;
3) полномасштабное казначейское исполнение федерального бюджета, переход на этот вид исполнения бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов;
4) снижение уровня инфляции за счет жесткого регулирования денежно-кредитной политики и контроля за размером денежной эмиссии ЦБ;
5) осуществление индексации оплаты труда работников бюджетной сферы в целях адаптации к последствиям финансового кризиса и обеспечение устойчивого функционирования социальной инфраструктуры;
6) инвентаризация и сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;
7) усиление режима экономии в расходовании средств федерального бюджета путем упорядочения численности и оплаты труда занятых в бюджетной сфере, включая государственных служащих;
8) сведение к минимуму государственных заимствований на финансовых рынках и сокращение дефицита федерального бюджета;
9) стимулирование за счет прекращения спекулятивных операций на рынке государственного долга движения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;
10) снижение остроты проблемы неплатежей за счет принятия и исполнения реального бюджета, сокращение расчетов с использованием бартера и денежных суррогатов;
11) совершенствование механизма финансовых взаимоотношений между федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Рассмотрев основные исторические этапы развития финансов перейдем к современному состоянию.
- Глава1. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 5
- Глава2. Закономерности развития централизованных финансов в России 25
- Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России 53
- Введение
- Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации
- Определение централизованных финансов, их сущность
- Сущность централизованных финансов
- Основные функции и структура централизованных финансов
- Государственный бюджет
- Система внебюджетных фондов
- Государственный и муниципальный кредит
- Принципы и роль централизованных финансов
- Закономерности развития централизованных финансов в России
- Основные исторические этапы развития финансов
- Современное состояние централизованных финансов в России
- Анализ бюджетной системы за 2003-2004гг
- Основные показатели федерального бюджета-2004гг
- Динамика доходных статей государственного бюджета
- Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России
- 3.1.Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения
- Федеральный фонд социального страхования рф
- Государственный фонд занятости населения рф
- Проблемы в области государственного кредита и пути их решения.
- Направления совершенствования денежно-кредитной политики
- Заключение
- Федеральный фонд социального страхования рф
- Государственный фонд занятости населения рф
- Проблемы в области государственного кредита и пути их решения.
- Список использованной литературы
- Приложения
- Оценка относительной приоритетности приростов расходов