4. Транспортная задача
Задача 4. В таблице даны запасы (в тоннах) однородного сыпучего груза у поставщиков ( , , ), спрос на него потребителей ( , , , ), а также матрица тарифов перевозок, элементы которой равны стоимостям перевозок одной тонны груза из пункта отправления в пункт назначения (в условных денежных единицах)
|
|
|
|
|
| |||||||
450 | 250 | 100 | 100 |
| ||||||||
| 200 |
| 6 |
| 4 |
| 4 |
| 5 | |||
|
|
|
| |||||||||
| 300 |
| 6 |
| 9 |
| 5 |
| 8 | |||
|
|
|
| |||||||||
| 400 |
| 8 |
| 2 |
| 10 |
| 6 | |||
|
|
|
|
Требуется:
1) Составить математическую модель транспортной задачи, заданной таблицей.
2) Найти оптимальный план перевозок груза, минимизирующий общую стоимость всех перевозок.
Решение:
1) Для составления математической модели данной транспортной задачи сначала введем переменные:
- количество единиц (тонн) груза, планируемое к перевозке из пункта отправления в пункт назначения ( ).
Затем запишем выражение целевой функции, имеющей смысл суммарной стоимости всех перевозок:
.
Далее составим систему ограничений на переменные, исходя из следующих требований:
- все запасы груза должны быть вывезены;
- все потребности в грузе должны быть удовлетворены. Получаем следующую систему уравнений:
По смыслу задачи все переменные должны быть неотрицательными:
( )
Таким образом, приходим к следующей математической формулировке данной транспортной задачи:
Найти такие значения переменных , которые удовлетворяют составленной выше системе линейных уравнений и неравенств и доставляют наименьшее значение линейной целевой функции .
Задача имеет решение, так как выполнено условие баланса: суммарные запасы груза равны суммарным потребностям.
2) Основными этапами решения поставленной транспортной задачи являются следующие:
- определение начального опорного плана;
- проверка полученного начального опорного плана на оптимальность;
- построение последовательных приближений к оптимальному решению (в случае, если начальный опорный план не является оптимальным).
Для нахождения начального опорного плана применим метод Фогеля. Приведем алгоритм метода Фогеля, следуя работе [4].
"По каждой строке и по каждому столбцу начальной транспортной таблицы определяют разность между двумя наименьшими тарифами и записывают ее соответственно справа и снизу от транспортной таблицы. Из этих разностей выбирают наибольшую, и отмечают ее, заключая в квадрат.
В строке или столбце, где имеется наибольшая разность, находят клетку с наименьшим тарифом и загружают ее значением . В строке или столбце с нулевым остатком груза подчеркивают все незанятые клетки.
Далее описанный процесс повторяют, при этом учитывают только оставшиеся запасы и потребности (заявки). Занятые и прочеркнутые клетки не учитываются при последующих шагах".
Обычно начальный опорный план, полученный методом Фогеля. Будет оптимальным или близким к оптимальному.
Используя описанный алгоритм, получим следующий начальный опорный план:
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
450 | 250 | 100 | 100 |
|
|
| ||||||
| 200 | 100 | 6 | - | 4 | 100 | 4 | - | 5 | 0 | 1 |
|
|
|
|
| |||||||||
| 300 | 300 | 6 | - | 9 | - | 5 | - | 8 | 1 | 1 | 1 |
|
|
|
| |||||||||
| 400 | 50 | 8 | 250 | 2 | - | 10 | 100 | 6 |
|
| 2 |
|
|
|
| |||||||||
|
| 0 | 2 | 1 | 1 |
|
|
| ||||
|
| 0 | 0 | 1 | 1 |
|
|
| ||||
|
| 0 | 0 | 1 | 0 |
|
|
|
В результате реализации метода Фогеля все переменные оказываются разбитыми на 2 группы:
- базисные переменные : , , , , , , которые соответствуют ненулевым (загруженным) клеткам;
- свободные переменные : , , , , , , которые соответствуют нулевым (прочеркнутым) клеткам.
Проверим полученный методом Фогеля начальный опорный план на оптимальность. Для этого применим метод потенциалов, краткое изложение которого содержится, например, в работе [5].
Введем так называемые потенциалы пунктов отправления ( ) и потенциалы пунктов назначения ( ). Потенциалы найдем, решая систему линейных уравнений
,
где индексы и соответствуют группе базисных переменных .
В данном случае система уравнений для потенциалов имеет вид:
Составленная система содержит 6 уравнений и 7 неизвестных. Ранг системы равен . Следовательно, одна из неизвестных является свободной. Выберем в качестве этой переменной и примем ее равной нулю: .
Последовательно решая систему, найдем потенциалы всех поставщиков и потребителей:
, , , , , , .
Далее найдем так называемые косвенные стоимости в соответствии с формулой
,
где индексы и соответствуют группе свободных переменных :
, , ,
, , .
Затем вычисляем разности стоимостей (оценки свободных клеток) по формуле
.
Получим следующие значения оценок:
, ,
, ,
, .
Так как все оценки свободных клеток являются неотрицательными, то начальный опорный план, полученный методом Фогеля, является оптимальным.
Таким образом, искомый оптимальный план перевозок выражается равенствами
, , , ,
, , , ,
, , , .
Наименьшая суммарная стоимость всех перевозок, соответствующая найденному оптимальному плану, равна
(усл. ден. ед.)
- Методические указания для выполнения контрольной работы
- Заведующий кафедрой л.С. Чебыкин
- Введение
- 1. Анализ доходности и риска финансовых операций
- 2. Формирование оптимального портфеля ценных бумаг
- 3. Задача линейного программирования
- 4. Транспортная задача
- 5. Условный экстремум. Метод Лагража
- 6. Оптимальное распределение капиталовложений. Метод динамического программирования
- 7. Модель Леонтьева межотраслевого баланса