53. Понятие выручки от реализации продукции. Источники ее образования. Сопоставление выручки и затрат
Выручка представляет сумму реализации товаров (услуг) по продажной цене.
При расчете между предприятиями разница во времени между отгрузкой (получением товара или услуги) и их оплатой может составлять значительное время. Как правило, выручка от реализации товара или услуги фиксируется в момент отгрузки, независимо от состояния оплаты (предоплаты).
Выручка за отчетный период (квартал или год) отражается в Отчете о прибылях и убытках (форма №2). В форме № 2 приводится выручка без НДС и акцизов, включаемых в цену товара. Для подсчета суммы выручки без НДС необходимо общую сумму к оплате по выставленным в адрес покупателей счетам-фактурам уменьшить на величину НДС:
Выручка без НДС = Сумма к оплате – (Сумма к оплате*18/118)
Выручка может приниматься к учету двумя методами: по отгрузке и по оплате.
Метод по отгрузке (метод начисления) подразумевает, что выручка фиксируется в момент отгрузки товаров, услуг, независимо от состояния оплаты за них. То есть выручка принимается к учету на основе выписанных счетов-фактур.
При использовании метода «по оплате» (кассового метода) выручка предприятия фиксируется в момент оплаты товаров, работ или услуг. Данный метод используется в небольших предприятиях, где ведется в основном наличный расчет и дата отгрузки товара или услуги совпадает с датой их оплаты.
Источники образования выручки.
1. Обычные виды деятельности - являются основным источником выручки – это выручка от продажи товаров или оказания услуг по тем видам деятельности, которые указаны в Уставе предприятия.
2. Прочие виды деятельности – соответственно, прочие доходы. К ним относятся доходы, не связанные с основной деятельностью, полученные не от реализации товаров и услуг:
а) внереализационные доходы:
- суммы возмещения ущерба, полученные от виновной стороны;
- суммы кредиторской задолженности, списанные по истечении срока исковой давности (3 года) и учтенные как доход организации;
- положительные курсовые разницы по ценным бумагам или иностранным валютам.
б) операционные доходы:
- доходы от предоставления в аренду основных средств;
- доходы от продажи основных средств;
- стоимость материалов (утиль), оприходованных после демонтажа списанных объектов основных средств;
- проценты, полученные организацией от заемщиков по предоставленным им кредитам и займам.
Сопоставление выручки и затрат выражается показателем рентабельности продукции.
Рп. = (ВР – С) / С *100 %
где Рп. – рентабельность продукции, %;
ВР – выручка от реализации, руб.;
С – полная себестоимость реализованной продукции, руб.
Разница ВР – С представляет собой валовую прибыль. Рентабельность продукции показывает, сколько рублей валовой прибыли приходится на 1 руб. затрат, т.е. насколько эффективно ценообразование на продукцию.
54. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли
Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами производство и сбыт этих товаров и услуг в денежном выражении.
По своему экономическому содержанию прибыль представляет собой финансовый результат деятельности коммерческого предприятия, цель его функционирования, а также является компенсацией за предпринимательские риски. Прибыль служит главным источником собственных средств предприятия, за счет прибыли происходит финансирование капитальных вложений, расширение производства, премирование работников, выплаты доходов участникам предприятия.
Функции прибыли
1. Оценочная функция – прибыль характеризует эффект, полученный в ходе хозяйственной деятельности. На основе прибыли могут быть рассчитаны относительные показатели, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия – это показатели рентабельности, представляющие собой соотношение прибыли и себестоимости (рентабельность продукции), соотношение прибыли и стоимости имущества (рентабельность активов), соотношение прибыли и собственного капитала (рентабельность собственного капитала). Таким образом, прибыль – это мера эффективности производства.
2. Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным стимулом предпринимательской активности. Задача увеличения прибыли ускоряет технический прогресс, способствует поиску резервов снижения себестоимости, способствует более эффективному использованию ресурсов.
3. Обеспечивающая функция - прибыль обеспечивает принцип самофинансирования (из-за этого также необходима реальная оценка прибыли и ее планирование). Чистая прибыль – это собственный источник финансирования, который может быть направлен на определённые цели.
Виды прибыли представлены в Отчете о прибылях и убытках (форма №2) и показывают последовательность формирования чистой прибыли. Существуют следующие виды прибыли:
1. Валовая прибыль (ВП) представляет собой выручку от реализации товаров и услуг (ВР) за вычетом себестоимости реализованных товаров и услуг (С).
ВП = ВР – С
2. Прибыль от реализации (ПР), или прибыль от продаж, представляет собой валовую прибыль за вычетом коммерческих (КР) и управленческих расходов (УР).
ПР = ВП – КР – УР
Если согласно учетной политике предприятия коммерческие и управленческие расходы включены в состав полной себестоимости, прибыль от реализации равна валовой прибыли: ПР = ВП.
Если по выбранной учетной политике предприятие использует усеченную себестоимость (без управленческих и коммерческих расходов), то прибыль от реализации будет меньше валовой прибыли на их величину.
3. Налогооблагаемая прибыль (НОП) определяется прибавлением к прибыли от реализации прочих доходов (Дпр.) и вычитанием из нее прочих расходов (Рпр.).
НОП = ПР + Дпр. – Рпр.
К прочим доходам Дпр. относятся доходы, не связанные с основной деятельностью, полученные не от реализации товаров и услуг:
а) внереализационные доходы:
- суммы возмещения ущерба, полученные от виновной стороны;
- суммы кредиторской задолженности, списанные по истечении срока исковой давности (3 года) и учтенные как доход организации;
- положительные курсовые разницы по ценным бумагам или иностранным валютам.
б) операционные доходы:
- доходы от предоставления в аренду основных средств;
- доходы от продажи основных средств;
- стоимость материалов (утиль), оприходованных после демонтажа списанных объектов основных средств;
- проценты, полученные организацией от заемщиков по предоставленным им кредитам и займам.
К прочим расходам Рпр. относятся расходы, не связанные с выпуском товаров или оказанием услуг:
а) внереализационные расходы:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- возмещение причиненных организацией убытков другим организациям или физическим лицам;
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году (списанная в убыток безнадежная дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности – 3 года с момента возникновения);
- отрицательные курсовые разницы по валютам или ценным бумагам на балансе предприятия;
- суммы уценки активов (при переоценке);
- перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью;
- чрезвычайные расходы - последствия чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.).
б) операционные расходы –
- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (в аренду, лизинг) активов организации;
- расходы, связанные с продажей, выбытием и списанием основных средств (затраты на демонтаж, на поиск покупателей, продажу или утилизацию этих объектов);
- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, например, консультационных или информационных услуг.
Если НОП принимает положительное значение, предприятие работает с прибылью, если отрицательное – предприятие убыточно. Тогда вместо чистой прибыли в отчетности указывают отрицательную сумму, называемую «непокрытый убыток».
4. Чистая прибыль отчетного периода (ЧП) определяется как разность между налогооблагаемой прибылью (НОП) и рассчитанным налогом на прибыль (НП). Налог на прибыль удерживается по основной ставке 20 %.
ЧП = НОП - НП
Чистая прибыль может распределяться между участниками (акционерами) пропорционально их вкладам (числу акций), либо инвестироваться в производство.
Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты - прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки - это область критического риска, что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство.
Формирование, распределение и использование прибыли.
Чистая прибыль — часть налогооблагаемой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется по его усмотрению по следующим возможным направлениям:
1. Создание резервного капитала. Резервный капитал - это размер имущества предприятия, который предназначен для размещения в нём нераспределённых прибылей, для покрытия убытков, погашения облигаций. Резервный капитал формируется отчислениями из чистой прибыли в размере не менее 5 % до достижения предельного размера. Размер резервного капитала имеет предел - 15% уставного капитала.
2. Создание фонда накопления, средства которого направляются на производственное развитие предприятия (финансирование строительства и обновления основных фондов, перевооружения, реконструкции, освоения новой техники и технологии).
3. Создание фонда потребления, который является источником социального развития предприятия, материального стимулирования и социальной защиты коллектива. В этом фонде можно выделять:
а) фонд материального поощрения – для выплаты премий, оплаты дополнительных отпусков;
б) фонд развития персонала - для обеспечения социального и профессионального развития персонала предприятия;
в) фонд социальной защиты (оплата путевок на отдых, для детей, питания).
Отличительная особенность фонда потребления заключается в том, что мероприятия, финансируемые из него, не приводят к образованию нового имущества предприятия, т.е. носят поощрительный, компенсационный характер.
В акционерном обществе могут быть образованы в добровольном порядке следующие фонды:
1. Фонд акционирования работников – для приобретения у акционеров акций общества для их последующего распределения среди работников предприятия с целью стимулирования и премирования высококвалифицированных специалистов.
2. Дивидендный фонд – для выплаты дивидендов по привилегированным акциям (привилегированные акции не имеют права голоса, обычно по ним уплачивается твёрдый фиксированный доход, в отличие от обыкновенной акции, дивиденд по которой колеблется в зависимости от прибыли акционерного общества. Номинальная стоимость привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала акционерного общества).
- 1. Понятие отрасли, предприятия, территориально - производственного комплекса как основных звеньев экономики
- Раздел I. Транспорт и связь
- 2. Экономическая эффективность: понятие, показатели, факторы ее определяющие
- 3. Научно-технический прогресс как фактор повышения эффективности производства
- 4. Научно-технический прогресс и экономическая, инвестиционная, инновационная стратегия развития организаций (предприятий)
- 6. Организационная и производственная структура предприятия, состав и взаимосвязь элементов
- 7. Организационно-правовые формы организаций (предприятий) и их характеристика
- Некоторые особенности ооо
- 8. Показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Факторы внешней и внутренней среды
- 9. Трудовые ресурсы организации (предприятия), их состав, показатели эффективности использования
- 10. Издержки производства и себестоимость продукции. Смета затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции
- 11. Цены и ценовая политика предприятия
- 12. Виды цен и методы ценообразования
- 13. Финансы предприятия: социально-экономическая сущность, функции и роль в организации эффективной деятельности предприятия
- 14. Бюджет государства: сущность, функции, принципы и порядок формирования
- 15. Бюджет Российской Федерации. Доходы и расходы бюджета
- 16. Государственный кредит: сущность и выполняемые функции. Классификация государственных займов
- 17. Внебюджетные фонды государства: социально-экономическая сущность, виды, источники формирования и направления расходования средств
- 18. Управление финансами государства. Государственные органы управления финансами
- 19. Система организации и управления финансами предприятий
- 20. Сущность и роль местных финансов в экономическом и социальном развитии регионов
- 21. Источники формирования и структура региональных и местных финансов
- 22. Финансовый контроль: содержание, формы, виды, методы. Органы контроля, их права и обязанности
- Классификация видов финансового контроля
- 23. Экономическая сущность и функции налогов. Классификация налогов. Принципы налогообложения
- 24. Налоговая политика государства. Налоговая система России
- 25. Экономическое содержание, методика формирования, порядок исчисления и уплаты основных налогов
- 29. Цели, задачи и уровни менеджмента. Общая характеристика видов менеджмента
- 30. Характеристика общих функций менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и контроль
- 31. Коммуникации между организацией и ее средой. Межуровневые информационные коммуникации в организации
- 32. Общая характеристика методов управления. Содержание, направленность и организационные формы методов управления
- 34. Сущность управленческих решений и их роль в системе управления. Модель процесса подготовки и принятия управленческих решений
- 35. Общая характеристика и особенности основных методов разработки управленческих решений
- 36. Маркетинговая среда организации. Факторы микро- и макросреды
- 37. Сегментирование товарных рынков и его критерии
- 38. Позиционирование товара на рынке и его критерии
- 39. Понятие и виды конкурентных преимуществ товара и организации
- 40. Конкурентоспособность организации и ее факторы. Конкурентный потенциал предприятия
- 41. Классификация товаров в маркетинге. Технико-экономические и потребительские характеристики товара
- 42. Жизненный цикл товара и его основные стадии. Оценка конкурентоспособности продукта
- 43. Понятие торговой марки, торгового знака. Марочные стратегии и особенности их применения в деятельности современных российских предприятий
- 44. Товарная политика предприятия и ее элементы
- 45. Методы и стратегии ценообразования
- 46. Коммуникативная политика организации и продвижение товаров на рынке
- 47. Сбытовая политика предприятия и ее направления
- 48. Комплекс стимулирования сбыта и характеристика его элементов
- 49. Каналы распределения, их уровни и характеристика
- Уровни каналов распределения
- 1. Канал нулевого уровня - канал распределения, состоящий из производителя и потребителя. Причем производитель продает товар непосредственно потребителям.
- 2. Одноуровневый канал - канал распределения, включающий одного посредника. На потребительских рынках таким посредником является розничный торговец.
- 50. Процесс товародвижения и его элементы
- 50. Капитал и финансовые ресурсы предприятия. Финансовый механизм управления предприятием
- 53. Понятие выручки от реализации продукции. Источники ее образования. Сопоставление выручки и затрат
- 55. Методы планирования прибыли. Влияние налогов на формирование прибыли, остающейся в распоряжении предприятий
- 56. Основные фонды предприятия: сущность, состав, структура, определение потребности в основных фондах, источники их формирования
- 57. Оборотные средства предприятия: сущность, состав, структура, определение потребности в оборотных средствах, источники их формирования
- 58. Организация расчетов с поставщиками, покупателями, работниками предприятия, бюджетом, внебюджетными фондами, банками
- 59. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм
- 60. Сущность, цели и функции системы управления персоналом в организации
- 61. Принципы и методы построения системы управления персоналом в организации
- 62. Основные концепции управления персоналом: экономическая, организационная, социальная, гуманистическая
- 63. Основные функции и направления деятельности службы управления персоналом в организации
- 64. Особенности построения систем управления персоналом в организациях различных организационно-правовых форм
- 65. Роль профессионального потенциала в развитии организации. Виды профессионального обучения: подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации
- 66. Методы оценки персонала при отборе, обучении, поощрении, увольнении работников и их характеристика
- 67. Критерии оценки персонала. Организация процедуры подбора кандидатов и отбора персонала
- 68. Понятие внешней и внутренней регуляции поведения работников
- 69. Мотивация как внутренняя регуляция поведения. Современные теории мотивации
- Теория ожиданий Курта Левина (1890-1947) объясняет, как связаны между собой мотивация труда работника и его ожиданий. Выделяется 2 группы ожиданий:
- - Ожидания, связывающие полученный результат и вознаграждение – т.Е. Достигнутый результат труда может быть как оценен, так и не оценен руководителем.
- Теория справедливости с. Адамса
- 71. Система местного самоуправления, его принципы, функции и задачи
- 72. Понятие муниципального хозяйства, его структура. Виды муниципальных хозяйств
- 73. Понятие муниципального управления. Многообразие подходов к определению сущности муниципального управления, его соотношения с местным самоуправлением
- 74. Территориальные основы местного самоуправления. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования
- 75. Основные типы муниципальных образований в России. Классификация муниципальных образований
- 76. Понятие и сущность города как муниципального образования. Правовые основы формирования города.
- 77. Административно-территориальное деление города, проблемы управления городом
- 78. Система нормативно-правовых актов, регламентирующих и регулирующих местное самоуправление
- 79. Классификация органов местного самоуправления. Горизонтальные и вертикальные схемы взаимодействия органов местного самоуправления
- 80. Понятие, состав и законодательная основа финансов муниципального образования. Роль местных финансов в развитии муниципального образования, их функции
- 81. Местный бюджет: понятие, формирование, утверждение, исполнение и контроль за его исполнением
- 82.Доходы и расходы местного (городского) бюджета. Муниципальный заказ и муниципальный кредит
- 83. Понятие кадров муниципального управления и их состав. Современное состояние кадрового потенциала муниципального управления
- 84. Понятие муниципальной службы и ее признаки. Правовая регламентация муниципальной службы
- 85. Понятие комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Стратегическое планирование в муниципальном образовании
- 86. Муниципальные целевые программы. Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования
- 87. Понятие, состав и структура городского хозяйства
- 89. Концентрация производства в городском хозяйстве, ее виды и показатели
- 90. Жилищно-коммунальный комплекс городского хозяйства, состав, структура и особенности функционирования
- 91. Особенности материальных, трудовых и финансовых ресурсов жилищно-коммунального комплекса городского хозяйства и показатели эффективности их функционирования
- 92.Городской пассажирский транспорт, его классификация и характеристики
- 93.Организация транспортного обслуживания населения, количественные и качественные показатели, оценка эффективности функционирования городского пассажирского транспорта
- 94. Предприятия (учреждения) образования в системе городского хозяйства, особенности формирования и использования их ресурсов
- 95. Предприятия здравоохранения в системе городского хозяйства, особенности формирования и использования их ресурсов
- 96. Социальная сфера города, ее цели и задачи, роль в обеспечении жизнедеятельности городского населения
- 97. Торговля как отрасль городского хозяйства, ее цели и задачи. Виды предприятий торговли города и направления их деятельности
- 98. Общественное питание как отрасль городского хозяйства, его цели и задачи. Классификация предприятий общественного питания и направления их деятельности
- 99. Предприятия сферы услуг города, их классификация и направления деятельности
- 100. Предприятия строительства и реконструкции города, их классификация и роль в создании и развитии материально-технической базы города
- 101. Система обеспечения занятости городского населения, направления городской политики в области формирования эффективного рынка труда
- 102. Организации правоохранительной системы города, цели, задачи и направления их деятельности
- 103. Понятие техники и технологии городского хозяйства. Специфика деятельности предприятий, входящих в состав отраслей городского хозяйства
- 104. Классификация зданий и сооружений города. Санитарно-гигиенические требования к производственным помещениям и жилым домам
- 105. Характеристика жилищного фонда, его структура. Физический и моральный износ жилого фонда
- 106. Энергоснабжение городов. Характеристика энергетических ресурсов. Основы выбора системы энергоснабжения городов
- 107. Классификация и характеристика систем теплоснабжения городов. Технологии теплоснабжения потребителей
- 108. Характеристика источников выработки тепловой энергии. Перспективы применения нетрадиционных источников энергии для систем отопления и горячего водоснабжения
- 109. Классификация и характеристика источников выработки электрической энергии. Режим электропотребления в городах по основным группам потребителей
- 110. Системы газоснабжения потребителей. Необходимость и способы выравнивания неравномерности газопотребления в городах
- 111. Классификация и характеристика систем водоснабжения города. Схемы водоснабжения коммунально-бытовых, промышленных и индивидуальных потребителей
- 112. Благоустройство городов, его основные задачи. Элементы городских улиц, основы проектирования профиля улиц, инженерные коммуникации на городских улицах
- 113. Технология строительства и ремонта городских дорог, производственная база городского дорожного хозяйства
- 114. Сооружения уличного освещения, их эксплуатация и нормы освещенности городских улиц
- 115. Системы санитарной очистки городов. Состав и свойства городских отходов, технологии утилизации и обезвреживания твердых бытовых отходов
- 116. Уборка городских территорий, технологии летней и зимней уборки улиц
- 117. Городское зеленое хозяйство, его значение и состав. Приемы размещения зеленых насаждений и агротехнические мероприятия по уходу за ними
- 118. Классификация предприятий, расположенных на территории города
- 119. Факторы, определяющие условия образования городских территорий
- 120. Экономико-географические характеристики города
- 121. Изменение роли городов в процессе исторического и экономического развития страны
- 122. Типы городов, их общность и различия, основные направления развития городов
- 123. Организация производства в отраслях городского хозяйства, ее формы, показатели и экономическая эффективность
- 124. Основные тенденции и закономерности развития организации производства на предприятиях городского хозяйства
- 125. Производственные процессы на предприятиях городского хозяйства, их классификация, содержание и принципы организации
- 126. Организационные формы управления городским хозяйством, их характеристика и основные этапы развития
- 127. Управление жилищно-коммунальным хозяйством города (принципы, функции, методы, структура)
- 128. Управление дорожным хозяйством и благоустройством города (принципы, функции, методы, структура)
- 129. Управление водоснабжением и водоотведением города (принципы, функции, методы, структура)
- 130. Управление санитарной очисткой города (принципы, функции, методы, структура)
- 131. Управление предприятиями коммунальной энергетики города (принципы, функции, методы, структура)
- 132. Управление потребительским рынком и сферой услуг города (принципы, функции, методы, структура)
- 135.Управление городской системой образования (принципы, функции, методы, структура)
- 136.Управление городской системой здравоохранения (принципы, функции, методы, структура)
- 137.Управление занятостью населения города (принципы, функции, методы, структура)
- 138. Управление торговлей и общественным питанием в городе (принципы, методы, функции, структура)
- 139.Управление правоохранительной системой города (принципы, функции, методы, структура)
- 140. Особенности недвижимости как объекта инвестиций. Формы инвестиций в недвижимость. Методы финансирования капитальных вложений
- 141. Рынок недвижимости: содержание основных понятий. Законодательная и нормативная база развития рынка недвижимости
- 142.Понятие стоимости и цены недвижимости. Оценка недвижимости и критерии рыночной стоимости
- 143.Теория капитализации. Оценка затрат на эксплуатацию недвижимости
- 144. Эксплуатация недвижимости. Затраты на содержание недвижимости, их состав и структура
- 145. Формирование и состав муниципальной собственности. Управление и распоряжение муниципальным имуществом
- 146. Экономика землепользования. Городское и сельскохозяйственное землепользование. Платность землепользования
- 147. Системы и модели ипотечного кредитования. Особенности российского ипотечного кредитования
- 148. Особенности недвижимости как объекта инвестирования. Формы инвестиций в недвижимость
- 149. Сущность и содержание предпринимательской деятельности граждан и юридических лиц. Цели и задачи предпринимательства. Объекты и субъекты предпринимательской деятельности
- 150. Условия предпринимательской деятельности. Инновации как необходимое условие предпринимательской деятельности. Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 151. Сущность и основные области малого предпринимательства, внутрифирменное и государственное предпринимательство
- 153. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и государственная поддержка предпринимательства в рф
- 154. Бизнес-планирование и оценка эффективности предпринимательской деятельности
- 155. Понятие, значение и факторы обеспечения качества продукции. Качество продукции (работ, услуг) и его роль в повышении эффективности деятельности предприятий городского хозяйства
- 156. Основные требования к качеству продукции (работ, услуг), показатели качества и методы их оценки
- 158. Организация труда на предприятиях городского хозяйства: содержание, принципы, показатели эффективности труда в сферах городского хозяйства
- 159. Научная организация труда (нот), ее содержание и направления
- 160. Разделение и кооперация труда. Современные формы организации труда на предприятиях городского хозяйства
- 161. Классификация персонала предприятия, его профессиональный и квалификационный состав. Оценка эффективности функционирования персонала
- 162. Трудовые процессы на предприятиях городского хозяйства, их классификация, особенности и методы изучения
- 163. Классификация рабочих мест на предприятиях городского хозяйства, их особенности и обслуживание. Организация благоприятных условий труда на рабочем месте
- 164. Нормы затрат труда, их виды, функции и методы определения
- 165.Нормирование труда отдельных категорий персонала. Нормативные материалы по труду, используемые при нормировании труда на предприятиях городского хозяйства
- 166. Организация оплаты труда на предприятиях городского хозяйства: системы и формы
- 167. Особенности оплаты труда отдельных категорий персонала в различных сферах городского хозяйства, в условиях разных организационно-правовых форм предприятий
- 168. Формирование фонда оплаты труда на предприятии, структура заработной платы, средняя и минимальная заработная плата, их функции
- 169. Принципы правового регулирования трудовых отношений между работником и работодателем. Трудовой договор. Трудовая дисциплина
- 170. Защита трудовых прав работников, трудовые споры и порядок их разрешения. Охрана труда