Классификация видов финансового контроля
1. По формам проявления:
а) обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.
б) инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.
2. По субъектам проведения контроля:
а) внешний – проводится привлеченными аудиторами, налоговыми органами, министерствами, которым подотчетно данное предприятие, проверки ОБЭП и прокуратуры и т.п.
б) внутренний – проводится руководством организации в составе утвержденной комиссии.
3. По времени проведения:
а) предварительный финансовый контроль - проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.
б) текущий (оперативный) финансовый контроль - проводится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Его выполняют бухгалтерские службы, контролируя правильность документов первичного учета по каждой совершаемой операции.
в) последующий финансовый контроль - проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.
4. По содержанию:
а) комплексный – охватывает все сферы деятельности предприятия;
б) некомплексный – выборочный контроль отдельных звеньев работы предприятия, подразделений или операций.
5. По методам проведения:
а) проверка - на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
б) обследование - в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
в) надзор - производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
г) анализ финансовой деятельности - предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
д) наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.
е) ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ, Казначейство, Центральный банк, аудиторские службы). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Органы финансового контроля.
Счетная палата РФ - это независимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ.
Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:
- организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;
- подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса;
- оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
- оценка состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельности Центрального Банка России по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению виновных к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
Министерство финансов РФ - не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.
Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.
Контрольно-ревизионное управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.
Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:
- контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;
- контроль за состоянием государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
- контроль совместно с Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
- контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.
Федеральная налоговая служба в соответствии с налоговым законодательством проверяет любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.
Центральный Банк РФ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штраф, реорганизация, замена руководства коммерческого банка; запрет на проведение отдельных операций, крайняя мера - отзыв лицензии и ликвидация банка.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других органов государственного управления за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций. Сфера ведомственного финансового контроля — сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учета и отчетности.
Аудиторский финансовый контроль - установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
- 1. Понятие отрасли, предприятия, территориально - производственного комплекса как основных звеньев экономики
- Раздел I. Транспорт и связь
- 2. Экономическая эффективность: понятие, показатели, факторы ее определяющие
- 3. Научно-технический прогресс как фактор повышения эффективности производства
- 4. Научно-технический прогресс и экономическая, инвестиционная, инновационная стратегия развития организаций (предприятий)
- 6. Организационная и производственная структура предприятия, состав и взаимосвязь элементов
- 7. Организационно-правовые формы организаций (предприятий) и их характеристика
- Некоторые особенности ооо
- 8. Показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Факторы внешней и внутренней среды
- 9. Трудовые ресурсы организации (предприятия), их состав, показатели эффективности использования
- 10. Издержки производства и себестоимость продукции. Смета затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции
- 11. Цены и ценовая политика предприятия
- 12. Виды цен и методы ценообразования
- 13. Финансы предприятия: социально-экономическая сущность, функции и роль в организации эффективной деятельности предприятия
- 14. Бюджет государства: сущность, функции, принципы и порядок формирования
- 15. Бюджет Российской Федерации. Доходы и расходы бюджета
- 16. Государственный кредит: сущность и выполняемые функции. Классификация государственных займов
- 17. Внебюджетные фонды государства: социально-экономическая сущность, виды, источники формирования и направления расходования средств
- 18. Управление финансами государства. Государственные органы управления финансами
- 19. Система организации и управления финансами предприятий
- 20. Сущность и роль местных финансов в экономическом и социальном развитии регионов
- 21. Источники формирования и структура региональных и местных финансов
- 22. Финансовый контроль: содержание, формы, виды, методы. Органы контроля, их права и обязанности
- Классификация видов финансового контроля
- 23. Экономическая сущность и функции налогов. Классификация налогов. Принципы налогообложения
- 24. Налоговая политика государства. Налоговая система России
- 25. Экономическое содержание, методика формирования, порядок исчисления и уплаты основных налогов
- 29. Цели, задачи и уровни менеджмента. Общая характеристика видов менеджмента
- 30. Характеристика общих функций менеджмента: планирование, организация, координация, мотивация и контроль
- 31. Коммуникации между организацией и ее средой. Межуровневые информационные коммуникации в организации
- 32. Общая характеристика методов управления. Содержание, направленность и организационные формы методов управления
- 34. Сущность управленческих решений и их роль в системе управления. Модель процесса подготовки и принятия управленческих решений
- 35. Общая характеристика и особенности основных методов разработки управленческих решений
- 36. Маркетинговая среда организации. Факторы микро- и макросреды
- 37. Сегментирование товарных рынков и его критерии
- 38. Позиционирование товара на рынке и его критерии
- 39. Понятие и виды конкурентных преимуществ товара и организации
- 40. Конкурентоспособность организации и ее факторы. Конкурентный потенциал предприятия
- 41. Классификация товаров в маркетинге. Технико-экономические и потребительские характеристики товара
- 42. Жизненный цикл товара и его основные стадии. Оценка конкурентоспособности продукта
- 43. Понятие торговой марки, торгового знака. Марочные стратегии и особенности их применения в деятельности современных российских предприятий
- 44. Товарная политика предприятия и ее элементы
- 45. Методы и стратегии ценообразования
- 46. Коммуникативная политика организации и продвижение товаров на рынке
- 47. Сбытовая политика предприятия и ее направления
- 48. Комплекс стимулирования сбыта и характеристика его элементов
- 49. Каналы распределения, их уровни и характеристика
- Уровни каналов распределения
- 1. Канал нулевого уровня - канал распределения, состоящий из производителя и потребителя. Причем производитель продает товар непосредственно потребителям.
- 2. Одноуровневый канал - канал распределения, включающий одного посредника. На потребительских рынках таким посредником является розничный торговец.
- 50. Процесс товародвижения и его элементы
- 50. Капитал и финансовые ресурсы предприятия. Финансовый механизм управления предприятием
- 53. Понятие выручки от реализации продукции. Источники ее образования. Сопоставление выручки и затрат
- 55. Методы планирования прибыли. Влияние налогов на формирование прибыли, остающейся в распоряжении предприятий
- 56. Основные фонды предприятия: сущность, состав, структура, определение потребности в основных фондах, источники их формирования
- 57. Оборотные средства предприятия: сущность, состав, структура, определение потребности в оборотных средствах, источники их формирования
- 58. Организация расчетов с поставщиками, покупателями, работниками предприятия, бюджетом, внебюджетными фондами, банками
- 59. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм
- 60. Сущность, цели и функции системы управления персоналом в организации
- 61. Принципы и методы построения системы управления персоналом в организации
- 62. Основные концепции управления персоналом: экономическая, организационная, социальная, гуманистическая
- 63. Основные функции и направления деятельности службы управления персоналом в организации
- 64. Особенности построения систем управления персоналом в организациях различных организационно-правовых форм
- 65. Роль профессионального потенциала в развитии организации. Виды профессионального обучения: подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации
- 66. Методы оценки персонала при отборе, обучении, поощрении, увольнении работников и их характеристика
- 67. Критерии оценки персонала. Организация процедуры подбора кандидатов и отбора персонала
- 68. Понятие внешней и внутренней регуляции поведения работников
- 69. Мотивация как внутренняя регуляция поведения. Современные теории мотивации
- Теория ожиданий Курта Левина (1890-1947) объясняет, как связаны между собой мотивация труда работника и его ожиданий. Выделяется 2 группы ожиданий:
- - Ожидания, связывающие полученный результат и вознаграждение – т.Е. Достигнутый результат труда может быть как оценен, так и не оценен руководителем.
- Теория справедливости с. Адамса
- 71. Система местного самоуправления, его принципы, функции и задачи
- 72. Понятие муниципального хозяйства, его структура. Виды муниципальных хозяйств
- 73. Понятие муниципального управления. Многообразие подходов к определению сущности муниципального управления, его соотношения с местным самоуправлением
- 74. Территориальные основы местного самоуправления. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования
- 75. Основные типы муниципальных образований в России. Классификация муниципальных образований
- 76. Понятие и сущность города как муниципального образования. Правовые основы формирования города.
- 77. Административно-территориальное деление города, проблемы управления городом
- 78. Система нормативно-правовых актов, регламентирующих и регулирующих местное самоуправление
- 79. Классификация органов местного самоуправления. Горизонтальные и вертикальные схемы взаимодействия органов местного самоуправления
- 80. Понятие, состав и законодательная основа финансов муниципального образования. Роль местных финансов в развитии муниципального образования, их функции
- 81. Местный бюджет: понятие, формирование, утверждение, исполнение и контроль за его исполнением
- 82.Доходы и расходы местного (городского) бюджета. Муниципальный заказ и муниципальный кредит
- 83. Понятие кадров муниципального управления и их состав. Современное состояние кадрового потенциала муниципального управления
- 84. Понятие муниципальной службы и ее признаки. Правовая регламентация муниципальной службы
- 85. Понятие комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Стратегическое планирование в муниципальном образовании
- 86. Муниципальные целевые программы. Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования
- 87. Понятие, состав и структура городского хозяйства
- 89. Концентрация производства в городском хозяйстве, ее виды и показатели
- 90. Жилищно-коммунальный комплекс городского хозяйства, состав, структура и особенности функционирования
- 91. Особенности материальных, трудовых и финансовых ресурсов жилищно-коммунального комплекса городского хозяйства и показатели эффективности их функционирования
- 92.Городской пассажирский транспорт, его классификация и характеристики
- 93.Организация транспортного обслуживания населения, количественные и качественные показатели, оценка эффективности функционирования городского пассажирского транспорта
- 94. Предприятия (учреждения) образования в системе городского хозяйства, особенности формирования и использования их ресурсов
- 95. Предприятия здравоохранения в системе городского хозяйства, особенности формирования и использования их ресурсов
- 96. Социальная сфера города, ее цели и задачи, роль в обеспечении жизнедеятельности городского населения
- 97. Торговля как отрасль городского хозяйства, ее цели и задачи. Виды предприятий торговли города и направления их деятельности
- 98. Общественное питание как отрасль городского хозяйства, его цели и задачи. Классификация предприятий общественного питания и направления их деятельности
- 99. Предприятия сферы услуг города, их классификация и направления деятельности
- 100. Предприятия строительства и реконструкции города, их классификация и роль в создании и развитии материально-технической базы города
- 101. Система обеспечения занятости городского населения, направления городской политики в области формирования эффективного рынка труда
- 102. Организации правоохранительной системы города, цели, задачи и направления их деятельности
- 103. Понятие техники и технологии городского хозяйства. Специфика деятельности предприятий, входящих в состав отраслей городского хозяйства
- 104. Классификация зданий и сооружений города. Санитарно-гигиенические требования к производственным помещениям и жилым домам
- 105. Характеристика жилищного фонда, его структура. Физический и моральный износ жилого фонда
- 106. Энергоснабжение городов. Характеристика энергетических ресурсов. Основы выбора системы энергоснабжения городов
- 107. Классификация и характеристика систем теплоснабжения городов. Технологии теплоснабжения потребителей
- 108. Характеристика источников выработки тепловой энергии. Перспективы применения нетрадиционных источников энергии для систем отопления и горячего водоснабжения
- 109. Классификация и характеристика источников выработки электрической энергии. Режим электропотребления в городах по основным группам потребителей
- 110. Системы газоснабжения потребителей. Необходимость и способы выравнивания неравномерности газопотребления в городах
- 111. Классификация и характеристика систем водоснабжения города. Схемы водоснабжения коммунально-бытовых, промышленных и индивидуальных потребителей
- 112. Благоустройство городов, его основные задачи. Элементы городских улиц, основы проектирования профиля улиц, инженерные коммуникации на городских улицах
- 113. Технология строительства и ремонта городских дорог, производственная база городского дорожного хозяйства
- 114. Сооружения уличного освещения, их эксплуатация и нормы освещенности городских улиц
- 115. Системы санитарной очистки городов. Состав и свойства городских отходов, технологии утилизации и обезвреживания твердых бытовых отходов
- 116. Уборка городских территорий, технологии летней и зимней уборки улиц
- 117. Городское зеленое хозяйство, его значение и состав. Приемы размещения зеленых насаждений и агротехнические мероприятия по уходу за ними
- 118. Классификация предприятий, расположенных на территории города
- 119. Факторы, определяющие условия образования городских территорий
- 120. Экономико-географические характеристики города
- 121. Изменение роли городов в процессе исторического и экономического развития страны
- 122. Типы городов, их общность и различия, основные направления развития городов
- 123. Организация производства в отраслях городского хозяйства, ее формы, показатели и экономическая эффективность
- 124. Основные тенденции и закономерности развития организации производства на предприятиях городского хозяйства
- 125. Производственные процессы на предприятиях городского хозяйства, их классификация, содержание и принципы организации
- 126. Организационные формы управления городским хозяйством, их характеристика и основные этапы развития
- 127. Управление жилищно-коммунальным хозяйством города (принципы, функции, методы, структура)
- 128. Управление дорожным хозяйством и благоустройством города (принципы, функции, методы, структура)
- 129. Управление водоснабжением и водоотведением города (принципы, функции, методы, структура)
- 130. Управление санитарной очисткой города (принципы, функции, методы, структура)
- 131. Управление предприятиями коммунальной энергетики города (принципы, функции, методы, структура)
- 132. Управление потребительским рынком и сферой услуг города (принципы, функции, методы, структура)
- 135.Управление городской системой образования (принципы, функции, методы, структура)
- 136.Управление городской системой здравоохранения (принципы, функции, методы, структура)
- 137.Управление занятостью населения города (принципы, функции, методы, структура)
- 138. Управление торговлей и общественным питанием в городе (принципы, методы, функции, структура)
- 139.Управление правоохранительной системой города (принципы, функции, методы, структура)
- 140. Особенности недвижимости как объекта инвестиций. Формы инвестиций в недвижимость. Методы финансирования капитальных вложений
- 141. Рынок недвижимости: содержание основных понятий. Законодательная и нормативная база развития рынка недвижимости
- 142.Понятие стоимости и цены недвижимости. Оценка недвижимости и критерии рыночной стоимости
- 143.Теория капитализации. Оценка затрат на эксплуатацию недвижимости
- 144. Эксплуатация недвижимости. Затраты на содержание недвижимости, их состав и структура
- 145. Формирование и состав муниципальной собственности. Управление и распоряжение муниципальным имуществом
- 146. Экономика землепользования. Городское и сельскохозяйственное землепользование. Платность землепользования
- 147. Системы и модели ипотечного кредитования. Особенности российского ипотечного кредитования
- 148. Особенности недвижимости как объекта инвестирования. Формы инвестиций в недвижимость
- 149. Сущность и содержание предпринимательской деятельности граждан и юридических лиц. Цели и задачи предпринимательства. Объекты и субъекты предпринимательской деятельности
- 150. Условия предпринимательской деятельности. Инновации как необходимое условие предпринимательской деятельности. Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 151. Сущность и основные области малого предпринимательства, внутрифирменное и государственное предпринимательство
- 153. Государственное регулирование предпринимательской деятельности и государственная поддержка предпринимательства в рф
- 154. Бизнес-планирование и оценка эффективности предпринимательской деятельности
- 155. Понятие, значение и факторы обеспечения качества продукции. Качество продукции (работ, услуг) и его роль в повышении эффективности деятельности предприятий городского хозяйства
- 156. Основные требования к качеству продукции (работ, услуг), показатели качества и методы их оценки
- 158. Организация труда на предприятиях городского хозяйства: содержание, принципы, показатели эффективности труда в сферах городского хозяйства
- 159. Научная организация труда (нот), ее содержание и направления
- 160. Разделение и кооперация труда. Современные формы организации труда на предприятиях городского хозяйства
- 161. Классификация персонала предприятия, его профессиональный и квалификационный состав. Оценка эффективности функционирования персонала
- 162. Трудовые процессы на предприятиях городского хозяйства, их классификация, особенности и методы изучения
- 163. Классификация рабочих мест на предприятиях городского хозяйства, их особенности и обслуживание. Организация благоприятных условий труда на рабочем месте
- 164. Нормы затрат труда, их виды, функции и методы определения
- 165.Нормирование труда отдельных категорий персонала. Нормативные материалы по труду, используемые при нормировании труда на предприятиях городского хозяйства
- 166. Организация оплаты труда на предприятиях городского хозяйства: системы и формы
- 167. Особенности оплаты труда отдельных категорий персонала в различных сферах городского хозяйства, в условиях разных организационно-правовых форм предприятий
- 168. Формирование фонда оплаты труда на предприятии, структура заработной платы, средняя и минимальная заработная плата, их функции
- 169. Принципы правового регулирования трудовых отношений между работником и работодателем. Трудовой договор. Трудовая дисциплина
- 170. Защита трудовых прав работников, трудовые споры и порядок их разрешения. Охрана труда