logo
voprosy_po_monetarke_k_ekzamenu_33__33__33

47. Организация дистанционного надзора в Национальном банке Республики Беларусь. Стадии организации инспекционной работы. Рассмотрение и оценка деятельности банка в комплексной проверке

Дистанционный надзор (заочный, офсайт-надзор) предполагает проведение банковского мониторинга посредством анализа банковских отчётов экономического состояния банков. Заочный мониторинг служит для распознавания возможных проблем, содействует раннему предупреждению разрастания зон повышенных рисков, отслеживанию негативных тенденций в банковской системе, является документальной основой для обсуждения текущих дел с руководством банков и планирования инспекций на местах.

Основной целью дистанционного надзора является идентификация и предупреждение развития возможных проблем отдельных банков и банковской системы в целом на возможно более раннем этапе сцелью недопущения дестабилизации банковской системы.

В рамках дистанционного надзора в РБ внедрен институт кураторства. Основным инструментом дистанционного надзора является дистанционный анализ с использованием автоматизированной системы сбора и представления отчетности банками, основанный на мониторинге финансовых коэффициентов, выполнения нормативов безопасного функционирования и иных юридических требований, а также на сравнении банков.

Постановлением Правления НБ РБ от 31 октября 2006 г.№172 установлены перечень форм пруденциальной отчётности, порядок и сроки её предоставления.

Пруденциальная отчетность представляет собой совокупность сведений о деятельности банка, соблюдении установленных нормативов безопасного функционирования, полноте и своевременности создания специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе (условным обязательствам), финансовом состоянии и эффективности работы банка.

Пруденциальная отчетность подразделяется на отчетность особлюдении пруденциальных норм и аналитическую пруденциальнуюотчетность.

Отчетность о соблюдении пруденциальных норм составляется ипредставляется в НБ в целях осуществления надзора засоблюдением банками нормативов безопасного функционирования и созданиемспециального резерва на покрытие возможных убытков по активам,подверженным кредитному риску, включая резерв на покрытие возможныхубытков по портфелям однородных кредитов, специального резерва подобесценивание ценных бумаг, специального резерва на покрытие возможныхубытков по операциям, не отраженным набалансе

В составе отчетности о соблюдении пруденциальных норм банками представляются следующие формы отчетности:

Аналитическая пруденциальная отчетность включает в себя отчетность о деятельности банка, его финансовом состоянии и эффективности работы, ликвидности и качестве активов.

В составе аналитической пруденциальной отчетности банкипредставляют отчетность по форме 28216 «Отчет об активах и обязательствах,чувствительных к изменению процентной ставки»

По итогам года банки представляют отчетность поформам 2801, 2809, 2807, достоверность которых подтверждена аудиторской организацией. Данныеформы отчетности составляются на основании годового отчета банков. Формы отчетности представляются набумажном носителе в сроки, установленные для представления годового отчетабанков.

Вопросы осуществления инспекционного надзора в основном регулируются Рекомендациями о методике проведения НБ проверок банков и НКФО и оценке уровня рисков, утвержденными постановлением Совета директоров НБ от 30 июня 2011 №266 и Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь”.

Используемаяв ходе инспекций банков система оценки их надежности и устойчивости разработана на основе американской системы рейтинговойоценки банков CAMELS. Основным отличием белорусской системы оценки от CAMELS являетсябольший акцент на качественныеоценки компонентов надежностии устойчивости банка.

Следует отметить, что, согласно внешней экспертной оценке соответствия законодательства РБ в области банковского надзора и практики его применения Основным принципам, в сентябре 2008 г. в рамках программы FSAP существующая организация инспекционного надзора в Республике Беларусь признана соответствующей Основнымпринципам.

Целями проверок являются определение непосредственно на месте финансового состояния и перспектив развития проверяемого субъекта, принимаемых им на себя рисков, организации управления (включая корпоративное управление и управление рисками), состояния системы внутреннего контроля, соблюдения нормативов безопасного функционирования и других пруденциальных требований, установленных НБ, достоверности отчетности, представляемой в НБ, а также выявление ситуаций, создающих угрозу интересам вкладчиков и иных кредиторов банков, нарушений актов законодательства.

Национальным банком проводятся проверки, целью которых является всесторонняя оценка обстоятельств - комплексные проверки, и проверки, целью которых является оценка отдельных направлений деятельности проверяемого субъекта – тематические проверки. Проверки также могут быть плановыми и внеплановыми, сплошными и выборочными, внезапными и с предварительным уведомлением.

Периодичность проверок составляет в зависимости ототнесения проверяемого банка кгруппе риска: один раз в год — для банка с низкой оценкой, один раз в 2 года - для банка со средней оценкой, один раз в три года - для банка с высокой оценкой. Каждый банк подлежит комплексной проверке не реже одного раза в три года.В среднем комплексные инспекционные проверки банка проводятсяс частотой один раз в два года.Общий срок проверки недолжен превышать 30 рабочих дней.

График проведения проверок на год составляется управлением инспекции. Проверки назначаются изданием распоряжения о составе рабочей группы, периоде, сроке и программе проверки. На проведение каждой проверки выдаётся предписание.

Комплексные проверки являются, как правило, плановыми и вне плана проводятся перед реорганизацией, при резком ухуд­шении показателей работы банка и создании угрозы интересам его кредиторов, а также в некоторых иных ситуациях. Тематические проверки также могут включаться в план. Они проводятся для ин­дексирования отдельных направлений деятельности банка, его структурных подразделений без оценки финансового состояния банка в целом.

Инспектирование банков включает следующие этапы:

В качестве основных методов проверки исполь­зуются метод проверки в сплошном порядке и ме­тод произвольной выборки.

В качестве способов проверки могут использо­ваться:

При проведении комплексной проверки деятельность банка рассматривается и оценивается, как правило, по следующим направлениям:

Среди вышеуказанных инспектируемых направлений особое внимание при проведении проверки уделяется кредитному риску, являющемуся, как правило, главной причиной потерь (убытков) банка. Оценка кредитного риска включает следующие аспекты: проверка соблюдения нормативов ограничения кредитных рисков, правильности составления пруденциальной отчетности; определение степени кредитного риска (наличие процедур управления и их адекватная реализация).

При оценке ликвидностипроверяющими анализируются, общая структура баланса, включаявнебалансовые требования и обязательства, согласованность сроков исполнения обязательств и возврата активов, способность банка обеспечить привлечение дополнительных ресурсов для поддержания ликвидности. Дается характеристика показателей ликвидности, соблюдения ее нормативов, своевременности и полноты проведения платежей, соблюдения локальных актов банка по управлению ликвидностью. В случае ухудшения показателей изучаются его причины, оценивается достаточность принятых банком мер по улучшению нормативов. Проверяется наличие и применение на практике системы раннего предупреждения, а также стресс-тестов подверженности риску ликвидности.

По результатам проведённой проверки не позднее 15 рабочих дней оформляется акт и не позднее 30 дней со дня окончания проверки - заключение по результатам проверки банка. Структура акта проверки определяется в зависимости от вида проверки (комплексная, тематическая) и перечня проверяемых вопросов.

Заключение по результатам проверкисостоит из двух частей.Первая часть заключения по результатам проверки — документ, в сжатом виде представляющий для руководства Национального банка выводы по результатам проверки банка и содержащий рассчитанную инспекционную оценку банка по результатам проверки (в случае проведения комплексной проверки), а также оценку (основывающаяся на моти­вированном суждении проверяющих с учетом совокупности коли­чественных и качественных факторов оценки (положительных и отрицательных)):

- финансового состояния, рисков и качества управления банком;

- эффективности произведенных за проверяемый период изменений в деятельности банка и управлении им, изменений персонального состава руководства банка, организационной структуры, основных ЛНПА;

- влияния вышеуказанных изменений на увеличение или снижение рисков деятельности банка;

- изменения уровня рисков, качества управления (ухудшение, улучшение) банком по сравнению с предыдущей проверкой, с изложением причин.