32. Особенности предоставления нб рб ломбардных кредитов.
Ломбардные кредиты предоставляются банкам на сроки, установленные комитетом по монетарной политике.
Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами:
1. по заявлениям банков. В этом случае кредит предоставляется в любой рабочий день по фиксированной ставке ломбардного кредита при наличии согласия Национального банка. Срок кредита определяется в заявлении банка и соответствующем извещении.
2. по результатам проведенного ломбардного кредитного аукциона. В этом случае ломбардные кредиты предоставляются после проведения аукциона по процентной ставке и в сумме, определяемых условиями и итогами аукциона.
Ломбардные кредиты предоставляются Национальным банком на основании следующих документов:
генерального кредитного договора, предусматривающего предоставление банку ломбардных кредитов;
заявления на получение ломбардного кредита по фиксированной ставке в электронном виде, направленного в Национальный банк по специальным каналам связи, или заявки (конкурентной или неконкурентной) на участие в ломбардном кредитном аукционе в электронном виде, направленной в Национальный банк по специальным каналам связи.
Заявление банка на получение ломбардного кредита рассматривается главным управлением монетарных операций совместно с управлением бухгалтерского учета банковских операций. Решение о целесообразности предоставления и сумме ломбардного кредита по фиксированной ставке согласно поданному заявлению принимается на основании предложений главного управления монетарных операций заместителем Председателя Правления Национального банка, направляющим деятельность указанного главного управления, либо лицом, им уполномоченным. Заявление банка на получение ломбардного кредита по фиксированной ставке может быть удовлетворено Национальным банком как полностью, так и частично.
Ломбардные кредитные аукционы проводятся Национальным банком в г.Минске. Основанием для проведения аукциона является распоряжение заместителя Председателя Правления Национального банка, направляющего деятельность главного управления монетарных операций, о проведении ломбардного кредитного аукциона, в котором устанавливаются дата и форма проведения аукциона, срок, на который предоставляется кредит и при необходимости другие условия проведения аукциона. Национальный банк может устанавливать размер максимальной доли неконкурентных заявок, поданных на аукцион (в процентах от общего объема заявок, поданных банком).
Ломбардные кредитные аукционы могут проводиться в форме:
аукциона процентных ставок;
аукциона по объявленной процентной ставке.
Окончательное решение о ставке отсечения и (или) об объеме ломбардных кредитов, предоставляемых по результатам аукциона, принимается заместителем Председателя Правления Национального банка, направляющим деятельность главного управления монетарных операций, либо уполномоченным им лицом, исходя из состояния межбанковского рынка, прогноза ликвидности банковской системы и при необходимости иных факторов после получения и анализа заявок банков на основании сводной ведомости заявок, поданных на ломбардный кредитный аукцион. В случае, если к аукциону допущена(ы) заявка(и) только одного участника, управление реализации монетарной политики признает аукцион не состоявшимся, о чем направляет копию соответствующего распоряжения в управление бухгалтерского учета банковских операций и депозитарий.
При проведении ломбардного кредитного аукциона в форме аукциона процентных ставок заявки банков, принятые к аукциону, ранжируются по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Ставкой отсечения является минимальная процентная ставка, по которой Национальным банком предоставляются кредиты банкам по результатам ломбардного кредитного аукциона.
При проведении ломбардного кредитного аукциона в форме аукциона процентных ставок заявки банков удовлетворяются в следующем порядке:
если ставка отсечения равна максимальной процентной ставке из предлагаемых банками, то в первую очередь удовлетворяются конкурентные заявки, поданные с максимальной процентной ставкой, а во вторую - неконкурентные заявки. В случае исчерпания установленного на аукционе объема кредита заявки удовлетворяются частично, в пропорции, равной отношению объема удовлетворяемых конкурентных заявок ко всему объему конкурентных заявок, поданных с максимальной процентной ставкой, либо в пропорции, равной отношению объема удовлетворяемых неконкурентных заявок ко всему объему неконкурентных заявок;
если ставка отсечения меньше максимальной процентной ставки из предлагаемых банками, то в первую очередь удовлетворяются конкурентные заявки, поданные по ставкам выше ставки отсечения, и неконкурентные заявки, а во вторую - конкурентные заявки, поданные по ставкам, совпадающим со ставкой отсечения. Конкурентные заявки, поданные по ставкам, совпадающим со ставкой отсечения, в случае исчерпания установленного объема кредита удовлетворяются частично, в пропорции, равной отношению объема удовлетворяемых конкурентных заявок, поданных по ставке, совпадающей со ставкой отсечения, к объему всех конкурентных заявок, поданных по ставке, совпадающей со ставкой отсечения.
Неконкурентные заявки банков удовлетворяются по средневзвешенной процентной ставке, сложившейся по итогам проведения ломбардного кредитного аукциона, которая рассчитывается Национальным банком по удовлетворенным (полностью и частично) конкурентным заявкам банков по итогам проведения аукциона.
Ломбардные кредитные аукционы в форме аукциона процентных ставок проводятся одним из следующих способов:
по "американскому" способу, при котором конкурентные заявки (вошедшие в список подлежащих удовлетворению конкурентных заявок) удовлетворяются по процентным ставкам, которые банки предлагают в указанных заявках и которые равны или превышают ставку отсечения, устанавливаемую Национальным банком по результатам аукциона;
по "голландскому" способу, при котором конкурентные заявки (вошедшие в список подлежащих удовлетворению конкурентных заявок) удовлетворяются по последней процентной ставке, которая войдет в список подлежащих удовлетворению конкурентных заявок банков, то есть по ставке отсечения, устанавливаемой Национальным банком по результатам аукциона.
При проведении ломбардного кредитного аукциона в форме аукциона по объявленной процентной ставке превышение суммарного объема принятых к аукциону заявок над объемом кредита, размещаемого на аукционе, является основанием для пропорционального сокращения суммы каждой заявки банка. При этом заявки банков удовлетворяются частично.
Управление реализации монетарной политики, получив заявление, рассматривает вопрос о целесообразности предоставления ломбардного кредита по фиксированной ставке с учетом состояния межбанковского рынка, прогноза ликвидности банковской системы и при необходимости иных факторов и представляет свои предложения заместителю Председателя Правления Национального банка, направляющему деятельность главного управления монетарных операций, либо уполномоченному им лицу для принятия решения о целесообразности предоставления и сумме кредита.
- Вопросы к экзамену помонетарной политике и банковскому надзору
- 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
- 2. Сущность и виды денежно-кредитной политики (регулирования).
- 3. Типы денежно-кредитной политики.
- Цели денежно-кредитной политики. Иерархия монетарных целей (конечные, промежуточные, оперативные и тактические).
- 5. Роль центрального банка в проведении дкп
- 6. Дкп нбрб
- 7. Основы организации денежно-кредитной политики в рб
- 8. Основные направления денежно-кредитной политики рб: структура, порядок разработки.
- 9. Причины и особенности мирового финансово-экономического кризиса
- 10. Влияние мирового финансового кризиса на экономику, макроэкономику и политику регулирования Беларуси.
- 11. Место дкр в национальной экономике, его роль в системе государственного регулирования.
- 12. Формы дкр (монетарная и пруденциальная) их функциональные особенности и взаимосвязь.
- 13. Принципы организации денежно-кредитного регулирования и регулирования текущей ликвидности банковской системы
- 14. Классификация методов денежно-кредитного регулирования
- 15. Классификация инструментов дкр.
- 16. Инструменты дкр ецб
- 17. Денежная масса и её основные агрегаты
- 18. Порядок расчета денежной базы, ее воздействие на денежную массу
- 19. Денежный мультипликатор и коэффициент монетизации экономики
- 20. Сущность денежной трансмиссии и её каналы
- 21. Инфляция, её сущность, виды и влияние на денежный оборот
- 22. Сущность таргетирования и основные режимы монетарной политики
- 23. Инфляционное таргетирование.
- 24. Таргетирование валютного курса.
- 25. Таргетирование денежных агрегатов
- 26. Процентная политика нб рб
- 27. Кредитный и депозитный постоянно действующий механизм рефинансирования
- 28. Сущность политики минимальных резервных требований, ее цели, функции.
- 29. Механизм резервирования, применяемый в рб. Период расчета, регулирование и поддержание, правило усреднения. Нормативы резервных требований.
- 30. Политика операций на открытом рынке, ее цели, характеристика, виды операций. Функции и механизм операций на открытом рынке.
- 31. Портфель ценных бумаг нб рб. Виды ценных бумаг, используемые при осуществлении нб рб политики на открытом рынке.
- 32. Особенности предоставления нб рб ломбардных кредитов.
- 33. Депозитные операции нб рб как способ регулирования ликвидности банковской системы
- 34. Формы и инструменты валютной политики нб рб. Политика валютного курса (курсовая политика).
- 35. Управление официальными золотовалютными резервами. Структура международных резервных активов.
- 36. Сущность и классификация банковских рисков. Источники и формы возмещения риска.
- 37. Иерархия целей банковского надзора. Система банковского надзора, ее элементы. Субъекты и объекты, функции и методы банковского надзора.
- 38. Сущность риск-ориентированного надзора, процесс его становления в рб.
- 39. Организационная система банковского надзора (макропруденциальный и персональный блоки)
- 40. Сущность макропруденциального надзора, его ответственность за недопущение системного кризиса. Обзоры фин. Стабильности.
- 41. Базельские принципы банковского надзора: их содержание, группировка, эволюция.
- Введение «буфера защиты капитала» в размере 2,5% от взвешенных на риск активов, который будет использоваться для поглощения убытков во время финансовых и экономических кризисов.
- Введение «противоциклического буфера капитала» в размере до 2.5% от объема акционерного капитала.
- Повышение стандартов надзорного процесса и раскрытия информации, а также дополнительные указания по оценке рисков, проведению стресc-тестированияриском ликвидности, корпоративному управлению.
- Порядок осуществления «входного» надзора в Республике Беларусь.
- Разрешительный характер реализации регистрационного права, его этапы.
- Текущий банковский надзор. Консолидированный банковский надзор. Качественная и количественная характеристика пруденциальных стандартов.
- Оценка рисковой деятельности банка в ходе текущего надзора Национального банка: направления, параметры, отражение в нормативах безопасного функционирования, формах отчетности.
- 47. Организация дистанционного надзора в Национальном банке Республики Беларусь. Стадии организации инспекционной работы. Рассмотрение и оценка деятельности банка в комплексной проверке
- 48. Подходы к оценке безопасного и надежного функционирования банка, применяемые нб рб. Надзорная оценка.
- 49. Сущность корректирующих мер, их направленность, полномочия нб рб. Предупредительные меры и меры воздействия.
- 50. Порядок реорганизации, ликвидации и реструктуризации банков