Текущий банковский надзор. Консолидированный банковский надзор. Качественная и количественная характеристика пруденциальных стандартов.
Мониторинг рисковой деятельности базируется на информации о событиях, происходящих в банках, состоянии и системе внутреннего контроля, профессиональных и этических качествах управленческих кадров. Он направлен на поддержание регулярных контактов с руководством банков и высокой информированности об операциях банковского учреждения. В случае возникновения проблем банки должны быть уверены, что они могут довериться надзорному органу, проконсультироваться у него и рассчитывать на конструктивное и конфиденциальное обсуждение возникших вопросов. Согласно Базельским ключевым принципам эффективного банковского надзора они должны признавать свою ответственность за своевременное информирование органов банковского надзора обо всех важных вопросах.
В ходе текущего надзора Национальным банком осуществляется оценка:
♦ финансового состояния банка, структуры активов и пассивов;
♦ существенных изменений в структуре баланса и уровня риска банка;
♦ изменений в составе учредителей (участников) банка и степени концентрации в их руках пакетов акций, обеспечивающих возможность влиять на принятие решений по стратегическим вопросам деятельности банка;
♦ изменений в составе органов управления и исполнения;
♦ изменений в организационной структуре банка;
♦ степени освоения банком новых рынков и новых банковских услуг;
♦ масштабов деятельности банка и уровня его влияния на развитие экономики страны, региона, отрасли;
♦ доли в активах банковской системы, кредитных вложениях, аккумулировании средств населения и т.д.;
♦ интенсивности взаимоотношений с другими банками страны и потенциальной возможности повлечь системный банковский кризис в случае банкротства;
♦ результатов комплексных и тематических проверок, а также принятых по их итогам мер.
При сборе информации используются методы дистанционного (документального) надзора и инспекций на местах. Сбор, оценка и анализ пруденциальной отчетности и статистической информации осуществляются на индивидуальной (персональный надзор) и совокупной (макропруденциальной) основе.
Согласно Банковскому кодексу Республики Беларусь, пруденциальные стандарты имеют качественную и количественную характеристики. Показатели количественной оценки установлены Национальным банком в следующих документах: Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, Инструкция о порядке формирования и использования специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, операциям, не отраженным на балансе, Инструкция о порядке формирования и использования резервного фонда банка и небанковской кредитно-финансовой организацией
Данные нормы определены в виде абсолютных или относительных показателей:
♦ суммарной величины – минимальный размер нормативного капитала;
♦ в процентах к уставному фонду – резервный фонд;
♦ в процентах к суммарной величине нормативного капитала банка – максимальные размеры риска, включая валютный; максимальный размер участия в уставных фондах других коммерческих организаций;
♦ в процентах к активам, взвешенным на риск, – нормативы достаточности нормативного капитала, соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском;
♦ соотношения различных балансовых статей активов и пассивов – нормативы минимальной ликвидности;
♦ постоянной величины процента, дифференцированного в зависимости от отнесения к группе риска, – размер специального резерва на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, и по операциям, не отраженным на балансе резерва под обесценение ценных бумаг.
Отчетность о соблюдении пруденциальных норм составляется и представляется в Национальный банк для осуществления контроля за выполнением нормативов банками.
Сроки соблюдения нормативов соответствуют периодам представления отчетов Национальному банку, за исключением отчета о состоянии открытой валютной позиции, который представляется ежемесячно.
К пруденциальным стандартам, дающим качественную характеристику банковского дела в Республике Беларусь, отнесены требования о том, чтобы:
- банки располагали системой внутреннего контроля, что одновременно является нормой реализации принципов корпоративного управления. За функционирование системы внутреннего контроля несет ответственность Совет банка. Система должна охватывать организационную структуру, процедуры учета, порядок сдерживания рисков, меры по компенсациям потерь, практику перекрестной проверки, двойного контроля за активами, двух подписей. Аудиторская служба обязана иметь беспрепятственный доступ ко всем направлениям деятельности банка, обладать независимостью и соответствующим статусом, располагать достаточными ресурсами и персоналом с надлежащей подготовкой и опытом, применять методологию, выявляющую основные риски, и иметь контакты со службой банковского надзора;
- в банках осуществлялись политика, практика и процедуры, которые способствуют повышению этических и профессиональных норм менеджеров банка и предотвращают, намеренно или непреднамеренно, использование банка уголовными элементами. Банк должен проводить документально оформленную и обеспеченную правовой санкцией политику идентификации клиента, реализуя правило «знай своего клиента»;
- в банках был разработан и реализовывался внутренний документ о политике и процедурах управления рисками;
- выполнение работы внешним аудитором осуществлялось качественно. Он должен обладать необходимым опытом, навыками, независимостью. Базельским комитетом по банковскому надзору в июле 1989 г. разработан документ «Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами» согласно которому надзорный орган периодически обязан встречаться с фирмами, занимающимися внешним аудитом, для обсуждения вопросов, относящихся к банковским операциям. Основные надзорные данные по таким важным аспектам, как достаточность капитала, должны проверяться аудиторами по крайней мере ежегодно. Заключение направляется надзорному органу;
- каждый банк вел учетно-отчетную документацию, составленную в соответствии с последовательной учетной политикой на консолидированной основе (т.е. банка и его дочерних отделений). Это подразумевает принятие в расчет всех рисков независимо от места их учета, а наличие у надзорного органа полномочий устанавливать и проводить в жизнь стандарты бухгалтерского учета;
- банки осуществляли целевое использование средств прибыли (в рамках решения общего собрания акционеров), других средств собственного капитала, привлеченных ресурсов, контроль за соответствием производимых банком затрат на собственные капитальные вложения фактическим собственным источникам, а совокупных затрат — источникам их осуществления. Банки не вправе расходовать привлеченные средства на собственные капитальные вложения, материальное поощрение работников (сверх установленных норм оплаты труда).
Национальный банк в целях осуществления документального надзора и проверок достоверности пруденциальной отчетности вправе на основании письменного запроса получать от банка четность на любую дату внутри отчетного периода.
Ответственность за достоверность информации о соблюдении пруденциальных стандартов и отчетную дисциплину несет руководитель банка.
- Вопросы к экзамену помонетарной политике и банковскому надзору
- 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
- 2. Сущность и виды денежно-кредитной политики (регулирования).
- 3. Типы денежно-кредитной политики.
- Цели денежно-кредитной политики. Иерархия монетарных целей (конечные, промежуточные, оперативные и тактические).
- 5. Роль центрального банка в проведении дкп
- 6. Дкп нбрб
- 7. Основы организации денежно-кредитной политики в рб
- 8. Основные направления денежно-кредитной политики рб: структура, порядок разработки.
- 9. Причины и особенности мирового финансово-экономического кризиса
- 10. Влияние мирового финансового кризиса на экономику, макроэкономику и политику регулирования Беларуси.
- 11. Место дкр в национальной экономике, его роль в системе государственного регулирования.
- 12. Формы дкр (монетарная и пруденциальная) их функциональные особенности и взаимосвязь.
- 13. Принципы организации денежно-кредитного регулирования и регулирования текущей ликвидности банковской системы
- 14. Классификация методов денежно-кредитного регулирования
- 15. Классификация инструментов дкр.
- 16. Инструменты дкр ецб
- 17. Денежная масса и её основные агрегаты
- 18. Порядок расчета денежной базы, ее воздействие на денежную массу
- 19. Денежный мультипликатор и коэффициент монетизации экономики
- 20. Сущность денежной трансмиссии и её каналы
- 21. Инфляция, её сущность, виды и влияние на денежный оборот
- 22. Сущность таргетирования и основные режимы монетарной политики
- 23. Инфляционное таргетирование.
- 24. Таргетирование валютного курса.
- 25. Таргетирование денежных агрегатов
- 26. Процентная политика нб рб
- 27. Кредитный и депозитный постоянно действующий механизм рефинансирования
- 28. Сущность политики минимальных резервных требований, ее цели, функции.
- 29. Механизм резервирования, применяемый в рб. Период расчета, регулирование и поддержание, правило усреднения. Нормативы резервных требований.
- 30. Политика операций на открытом рынке, ее цели, характеристика, виды операций. Функции и механизм операций на открытом рынке.
- 31. Портфель ценных бумаг нб рб. Виды ценных бумаг, используемые при осуществлении нб рб политики на открытом рынке.
- 32. Особенности предоставления нб рб ломбардных кредитов.
- 33. Депозитные операции нб рб как способ регулирования ликвидности банковской системы
- 34. Формы и инструменты валютной политики нб рб. Политика валютного курса (курсовая политика).
- 35. Управление официальными золотовалютными резервами. Структура международных резервных активов.
- 36. Сущность и классификация банковских рисков. Источники и формы возмещения риска.
- 37. Иерархия целей банковского надзора. Система банковского надзора, ее элементы. Субъекты и объекты, функции и методы банковского надзора.
- 38. Сущность риск-ориентированного надзора, процесс его становления в рб.
- 39. Организационная система банковского надзора (макропруденциальный и персональный блоки)
- 40. Сущность макропруденциального надзора, его ответственность за недопущение системного кризиса. Обзоры фин. Стабильности.
- 41. Базельские принципы банковского надзора: их содержание, группировка, эволюция.
- Введение «буфера защиты капитала» в размере 2,5% от взвешенных на риск активов, который будет использоваться для поглощения убытков во время финансовых и экономических кризисов.
- Введение «противоциклического буфера капитала» в размере до 2.5% от объема акционерного капитала.
- Повышение стандартов надзорного процесса и раскрытия информации, а также дополнительные указания по оценке рисков, проведению стресc-тестированияриском ликвидности, корпоративному управлению.
- Порядок осуществления «входного» надзора в Республике Беларусь.
- Разрешительный характер реализации регистрационного права, его этапы.
- Текущий банковский надзор. Консолидированный банковский надзор. Качественная и количественная характеристика пруденциальных стандартов.
- Оценка рисковой деятельности банка в ходе текущего надзора Национального банка: направления, параметры, отражение в нормативах безопасного функционирования, формах отчетности.
- 47. Организация дистанционного надзора в Национальном банке Республики Беларусь. Стадии организации инспекционной работы. Рассмотрение и оценка деятельности банка в комплексной проверке
- 48. Подходы к оценке безопасного и надежного функционирования банка, применяемые нб рб. Надзорная оценка.
- 49. Сущность корректирующих мер, их направленность, полномочия нб рб. Предупредительные меры и меры воздействия.
- 50. Порядок реорганизации, ликвидации и реструктуризации банков