35. Управление официальными золотовалютными резервами. Структура международных резервных активов.
Эффективное управление золотовалютными резервами (ЗВР) государства является одним из важнейших условий и инструментов регулирования обменного курса национальной валюты, валютного рынка, а также своевременности расчетов страны по внешнеэкономическим обязательствам. Уровень и структура золотовалютных резервов выступают существенным фактором устойчивости и безопасности развития экономики. При этом, для характеристики размера ЗВР применяется ряд показателей. Наиболее обобщающими из них выступают: международные резервные активы в рамках Специального стандарта распространения данных МВФ; международные резервные активы в национальном определении, которые в рамках методологических рекомендаций МВФ учитывают более широкий спектр валютных ценностей по усмотрению национальных властей.
Международными резервами Республики Беларусь в национальном определении являются высоколиквидные иностранные активы, состоящие из запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, специальных прав заимствования Республики Беларусь у МВФ, резервной позиции Республики Беларусь в МВФ и валютных резервов.
Международные резервы в национальном определении могут быть оперативно использованы для проведения интервенций на валютных рынках в целях стабилизации курса белорусского рубля, а также для других целей.
Международные резервные активы Республики Беларусь в определении ССРД МВФ определяются как высоколиквидные иностранные активы, состоящие из монетарного золота, специальных прав заимствования Республики Беларусь у МВФ, резервной позиции Республики Беларусь в МВФ и резервов в свободно-конвертируемых валютах, которые могут быть оперативно использованы для проведения интервенций на валютных рынках в целях стабилизации курса национальной валюты, финансирования Правительством Республики Беларусь импорта товаров и услуг, расчетов по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга, а также для других целей.
Характеристика отдельных показателей:
К драгоценным металлам и драгоценным камням относятся драгоценные металлы (включая монетарное золото) и драгоценные камни, которые могут быть реализованы на международном рынке на условиях биржевой и внебиржевой торговли, принадлежащие Национальному банку и Правительству Республики Беларусь и хранимые ими в качестве резервного актива в виде остатков по металлическим счетам (в том числе депозитным) в банках-нерезидентах или непосредственно в виде банковских слитков, находящихся в Государственном хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь и Центральном хранилище Национального банка, а также в пути и на ответственном хранении. Для целей расчета статистических показателей стоимость драгоценных металлов оценивается по рыночной цене, драгоценных камней - по балансовой стоимости (цене приобретения).
Специальные права заимствования представляют собой международные резервные активы, распределяемые МВФ между государствами-членами МВФ пропорционально квоте этих стран.
Резервная позиция Республики Беларусь в МВФ состоит из средств, размещенных Правительством Республики Беларусь на счете общих ресурсов МВФ, которые при необходимости могут быть использованы Правительством Республики Беларусь.
Валютные резервы состоят из следующих высоколиквидных активов в иностранных валютах: наличная иностранная валюта и платежные документы, являющиеся обязательствами нерезидентов; остатки средств на корреспондентских счетах и депозиты до востребования в банках-нерезидентах; депозиты в банках-нерезидентах с первоначальным сроком погашения до одного года включительно; ликвидные ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; прочие требования к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до одного года включительно.
Управление ЗВР, как и любой процесс управления, можно представить из трех основных элементов: формирования, размещения и использования.
Основными каналами формирования данных резервов выступают:
– покупка центральным банком валютных ценностей;
– доходы от управления золотовалютными резервами;
– привлечение внешних займов;
– аккумулирование части валютных доходов государства, в т. ч. от приватизации государственной собственности;
– изменения курсов иностранных валют, из которых складываются валютные резервы;
– изменения цены монетарного золота, других драгоценных металлов, а также драгоценных камней, входящих в состав ЗВР.
В конечном счете формирование ЗВР зависит от возможностей экономики к сбережению с учетом задач инвестиционной политики и целей по регулированию валютного курса. В макроэкономическом представлении изменение ЗВР – результат всех международных операций (сальдо платежного баланса) страны.
Формирование достаточного для экономической безопасности уровня ЗВР необходимо увязывать с системой тактических и стратегических задач денежно-кредитного регулирования.
Размещение резервов производится на основе сочетания взаимосвязанных принципов: ликвидности, сохранности и доходности. При этом, реализация принципа доходности не должна осуществляться в ущерб сохранности и ликвидности резервов.
Обеспечение необходимой ликвидности ЗВР основывается на их группировке в портфели с дифференцируемыми наборами задач и параметров. Принципиально выделяют два базовых типа таких портфелей: операционный портфель, который предназначен для обеспечения текущих валютных потребностей центрального банка и формируется из «мгновенно» ликвидных инструментов финансового рынка; а также инвестиционный портфель, создаваемый, в основном, из средне- и долгосрочных инструментов рынка капитала для получения доходов. Кроме того, в качестве самостоятельного типа часто выделяется доверительный портфель, который состоит из резервов, переданных в доверительное управление банкам-нерезидентам. Вместе с тем, функционально последний можно рассматривать элементом более общего инвестиционного портфеля.
Для обеспечения сохранности ЗВР применяется комплекс методов, основными среди которых выступают:
– диверсификация как по видам резервируемых валют и драгоценных металлов, так и контрагентов центрального банка;
– установление системы требований и ограничений к контрагентам; лимитов, рассчитанных на каждого контрагента; условий залога;
– применение требований к ценным бумагам, в которые может инвестироваться часть резервов;
– страхование части резервных портфелей.
Золотовалютные резервы страны используются, прежде всего, для:
– обеспечения устойчивости национальной валюты в соответствии с поставленными монетарными целями и режимом валютного курса в составе комплекса всех денежно-кредитных операций центрального банка;
– выполнения внешнеэкономических обязательств государства при отсутствии иных финансовых источников;
– чрезвычайных экономических мероприятий.
- Вопросы к экзамену помонетарной политике и банковскому надзору
- 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики
- 2. Сущность и виды денежно-кредитной политики (регулирования).
- 3. Типы денежно-кредитной политики.
- Цели денежно-кредитной политики. Иерархия монетарных целей (конечные, промежуточные, оперативные и тактические).
- 5. Роль центрального банка в проведении дкп
- 6. Дкп нбрб
- 7. Основы организации денежно-кредитной политики в рб
- 8. Основные направления денежно-кредитной политики рб: структура, порядок разработки.
- 9. Причины и особенности мирового финансово-экономического кризиса
- 10. Влияние мирового финансового кризиса на экономику, макроэкономику и политику регулирования Беларуси.
- 11. Место дкр в национальной экономике, его роль в системе государственного регулирования.
- 12. Формы дкр (монетарная и пруденциальная) их функциональные особенности и взаимосвязь.
- 13. Принципы организации денежно-кредитного регулирования и регулирования текущей ликвидности банковской системы
- 14. Классификация методов денежно-кредитного регулирования
- 15. Классификация инструментов дкр.
- 16. Инструменты дкр ецб
- 17. Денежная масса и её основные агрегаты
- 18. Порядок расчета денежной базы, ее воздействие на денежную массу
- 19. Денежный мультипликатор и коэффициент монетизации экономики
- 20. Сущность денежной трансмиссии и её каналы
- 21. Инфляция, её сущность, виды и влияние на денежный оборот
- 22. Сущность таргетирования и основные режимы монетарной политики
- 23. Инфляционное таргетирование.
- 24. Таргетирование валютного курса.
- 25. Таргетирование денежных агрегатов
- 26. Процентная политика нб рб
- 27. Кредитный и депозитный постоянно действующий механизм рефинансирования
- 28. Сущность политики минимальных резервных требований, ее цели, функции.
- 29. Механизм резервирования, применяемый в рб. Период расчета, регулирование и поддержание, правило усреднения. Нормативы резервных требований.
- 30. Политика операций на открытом рынке, ее цели, характеристика, виды операций. Функции и механизм операций на открытом рынке.
- 31. Портфель ценных бумаг нб рб. Виды ценных бумаг, используемые при осуществлении нб рб политики на открытом рынке.
- 32. Особенности предоставления нб рб ломбардных кредитов.
- 33. Депозитные операции нб рб как способ регулирования ликвидности банковской системы
- 34. Формы и инструменты валютной политики нб рб. Политика валютного курса (курсовая политика).
- 35. Управление официальными золотовалютными резервами. Структура международных резервных активов.
- 36. Сущность и классификация банковских рисков. Источники и формы возмещения риска.
- 37. Иерархия целей банковского надзора. Система банковского надзора, ее элементы. Субъекты и объекты, функции и методы банковского надзора.
- 38. Сущность риск-ориентированного надзора, процесс его становления в рб.
- 39. Организационная система банковского надзора (макропруденциальный и персональный блоки)
- 40. Сущность макропруденциального надзора, его ответственность за недопущение системного кризиса. Обзоры фин. Стабильности.
- 41. Базельские принципы банковского надзора: их содержание, группировка, эволюция.
- Введение «буфера защиты капитала» в размере 2,5% от взвешенных на риск активов, который будет использоваться для поглощения убытков во время финансовых и экономических кризисов.
- Введение «противоциклического буфера капитала» в размере до 2.5% от объема акционерного капитала.
- Повышение стандартов надзорного процесса и раскрытия информации, а также дополнительные указания по оценке рисков, проведению стресc-тестированияриском ликвидности, корпоративному управлению.
- Порядок осуществления «входного» надзора в Республике Беларусь.
- Разрешительный характер реализации регистрационного права, его этапы.
- Текущий банковский надзор. Консолидированный банковский надзор. Качественная и количественная характеристика пруденциальных стандартов.
- Оценка рисковой деятельности банка в ходе текущего надзора Национального банка: направления, параметры, отражение в нормативах безопасного функционирования, формах отчетности.
- 47. Организация дистанционного надзора в Национальном банке Республики Беларусь. Стадии организации инспекционной работы. Рассмотрение и оценка деятельности банка в комплексной проверке
- 48. Подходы к оценке безопасного и надежного функционирования банка, применяемые нб рб. Надзорная оценка.
- 49. Сущность корректирующих мер, их направленность, полномочия нб рб. Предупредительные меры и меры воздействия.
- 50. Порядок реорганизации, ликвидации и реструктуризации банков