logo
ответы

16. Бюджетный процесс. Организация бюджетных процедур

Бюджетный процесс. - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ). Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

1)составление проектов бюджетов;

2)рассмотрение и утверждение бюджетов;

3)исполнение бюджетов;

4)составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

Основные задачи бюджетного процесса:

- выявление материальных и финансовых резервов государства;

- максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

- максимально точный расчет расходов бюджетов;

- обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

- согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

- осуществление бюджетного регулирования

I этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов Процесс формирования федерального бюджета начинается с Указа Президента РФ «О формировании федерального бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации на ... год», в котором регламентируются принципиальные положения финансово-бюджетной политики; особенности структуры бюджета на очередной год; организация взаимоотношений с террито­риями и другие позиции.

Формирование федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ, которое своим постановлением поручает Министерству экономики РФ организовать разработку прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и уточнение прогноза социально-экономического развития РФ.

Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ организует разработку федерального бюджета на планируемый год и проектировок основных расходов федерального бюджета.

Далее происходят много разных согласований и уточнений между министерствами, после чего проект вносится на рассмотрение Госдумы.

II этап бюджетного процесса – рассмотрение и утверждение бюджетов.

III этап – исполнение бюджетов. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти.

Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица— плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

IV этап – составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий контроль срок 6 месяцев).

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты.