logo
НК Таджикистана

Статья 49. Периодичность проведения налоговых проверок

1. Периодичность налоговых проверок каждого конкретного субъекта (налогоплательщика) определяется на основе анализа статистических данных, налоговой декларации и выполнения по ее обязательствам, результатов предыдущей проверки, а также других норм, которые могут быть основанием для оценки степени исполнения закона хозяйствующим субъектом (налогоплательщиком). Периодичность налоговых проверок всех конкретных хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков), за исключением безответственных налогоплательщиков, определяется в плане проведения налоговых проверок, утверждаемом первым руководителем территориального налогового органа или уполномоченным лицом, его замещающим, и письменно одобряемом первым руководителем уполномоченного государственного органа или уполномоченным лицом, его замещающим. Порядок определения периодичности налоговых проверок и составления плана проведения налоговых проверок устанавливается уполномоченным государственным органом.

2. Комплексные и тематические проверки налогоплательщиков, за исключением безответственных налогоплательщиков и налогоплательщиков, стоимость поставки товаров, выполнения работ и услуг которых (за исключением налога на добавленную стоимость и налога с розничной продажи) в прошедшем налоговом году составила более 15 млн. сомони, проводятся не чаще одного раза в два года.

Комплексные и тематические проверки налогоплательщиков, стоимость поставки товаров, выполнения работ и услуг которых (за исключением налога на добавленную стоимость и налога с розничной продажи) в прошедшем налоговом году составила более 15 млн. сомони, проводятся не чаще одного раза в год.

При этом тематическая налоговая проверка одного конкретного налогоплательщика может проводиться только в отношении отдельных видов налогов и других обязательных платежей, а также взаимосвязанных с ними налогов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должен платить этот налогоплательщик, или в отношении одной темы, определенной статьей 48 настоящего Кодекса.

Если в отношении запланированного для проведения проверки периода была проведена комплексная проверка налогоплательщика, то в таком случае тематическая проверка этого периода не проводится.

Комплексная проверка в обязательном порядке проводится при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя-плательщика налога на добавленную стоимость или реорганизации, или ликвидации юридического лица. Комплексная проверка в обязательном порядке проводится также при прекращении действия льгот для юридических лиц, предусмотренных главами 49, 50 и 52 настоящего Кодекса. Такая проверка проводится только в отношении периода, не подвергнутого ранее комплексной проверке в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Первая комплексная и тематическая проверка деятельности вновь образованного хозяйствующего субъекта (налогоплательщика), являющегося плательщиком налога, уплачиваемого по упрощенной системе, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность на основе свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, валовой доход которого удовлетворяет требованиям статей 302 и 303 настоящего Кодекса, может быть осуществлена только по истечении 30 полных календарных месяцев со дня их государственной регистрации. Если хозяйствующий субъект (налогоплательщик) реорганизуется или ликвидируется до истечения указанного срока, его деятельность подлежит комплексной налоговой проверке на основании:

1) заявления налогоплательщика;

2) сообщения или принятого решения соответствующего органа о реорганизации или ликвидации хозяйствующего субъекта (налогоплательщика);

3) информации органа, осуществляющего регистрацию реорганизации или ликвидации юридического лица.

В период освобождения от налоговых проверок вновь образованный хозяйствующий субъект (налогоплательщик) не освобождается от исполнения налоговых обязательств, установленных настоящим Кодексом.

4. Рейдовые проверки на определенной территории проводятся:

1) по решению первого руководителя территориального налогового органа или уполномоченного лица, его замещающего - не чаще одного раза в год;

2) по решению первого руководителя уполномоченного государственного органа или уполномоченного лица, его замещающегопри появлении необходимости проведения рейдовых проверок чаще, чем один раз в год;

5. Все виды налоговых проверок по конкретным налогам осуществляются по оконченным налоговым периодам.

6. Ограничения, предусмотренные в частях 2,3 и 4 настоящей статьи, не распространяются на следующие случаи:

1) при проведении документальных налоговых проверок, осуществляемых в случае снятия с учета по налогу на добавленную стоимость на основании заявления налогоплательщика. При этом проверка должна быть начата не позднее 30 календарных дней после получения заявления налогоплательщика;

2) при проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с истечением срока действия контракта на недропользование;

3) при проведении встречных проверок;

4) при проведении тематических проверок, проводимых на основании заявления налогоплательщика, на предмет достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного к возврату;

5) при дополнительных проверках, проводимых на основании решения органа, рассматривающего жалобу налогоплательщика на уведомление по акту налоговой проверки;

Орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика на уведомление о результатах налоговой проверки, направляет налогоплательщику, подавшему жалобу, обоснование о необходимости проведения дополнительной налоговой проверки. Если в течение 10 рабочих дней со дня направления налогоплательщику вышеуказанного, обоснования не будет получено его письменное согласие на проведение дополнительной налоговой проверки, связанной с жалобой налогоплательщика, такая проверка органом, в адрес которого была направлена жалоба, не проводится, и уведомление о результатах налоговой проверки остается без изменения. При этом налогоплательщик может обратиться с аналогичной жалобой на вышеуказанное уведомление о результатах налоговой проверки в вышестоящий налоговый орган, в уполномоченный государственный орган или в суд.

Связанная с рассмотрением жалобы налогоплательщика дополнительная налоговая проверка вышестоящим налоговым органом или уполномоченным государственным органом проводится с соблюдением процедуры направления обоснования о необходимости проведения дополнительной налоговой проверки и последующих действий в зависимости от согласия или несогласия налогоплательщика на проведение такой налоговой проверки.

6) при внеочередных документальных проверках, проводимых согласно приказу первого руководителя (его уполномоченного заместителя) уполномоченного государственного органа в отношении конкретного налогоплательщика, а также по основаниям, предусмотренным в части 6 статьи 48 настоящего Кодекса.

Налоговые органы могут проводить встречные проверки только на основании отдельного предписания первого руководителя налогового органа (или лица, его замещающего), разрешившего проведение основной проверки.

7.Запрещается проведение налоговыми органами повторных документальных налоговых проверок за уже проверенный налоговый период, за исключением, когда такие налоговые проверки в пределах срока исковой давности, установленного статьей 86 настоящего Кодекса, проводятся:

1) на основании письменного заявления самого налогоплательщика;

2) по основаниям, предусмотренным частью 6 статьи 48;

3) по решению первого руководителя уполномоченного государственного органа или уполномоченного лица, его замещающего, принятого на основании обоснования руководителя территориального налогового органа;

4) по решению первого руководителя уполномоченного государственного органа или уполномоченного лица, его замещающего, в порядке надзора над деятельностью территориального налогового органа, проводившего документальную налоговую проверку. Такая проверка проводится только в отношении периода, охваченного последней проведенной документальной налоговой проверкой;

5) При дополнительном начислении налогов в ходе повторной документальной проверки за уже проверенный налоговый период налогоплательщик в отношении таких налоговых обязательств освобождается от ответственности в виде штрафов и процентов, установленных настоящим Кодексом, за период с момента появления таких налоговых обязательств до их доначисления в ходе повторной документальной налоговой проверки. При этом налогоплательщик не освобождается от обязательства своевременно (в установленный срок) перечислить дополнительно начисленные суммы налогов в соответствующий бюджет.