logo
НК Таджикистана

Статья 32. Рыночные цены

1. Рыночной ценой является цена свободного рынка на товар (работу, услугу), складывающаяся в результате взаимодействия спроса и предложения, а также интересов сторон сделки, не являющихся взаимосвязанными лицами в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса, в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

2. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, для целей налогообложения в качестве цены товаров (работ, услуг) принимается фактическая цена, указанная (закрепленная действительными документами) сторонами сделки. Если налоговым органом не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

3. Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять соответствие рыночным условиям применяемых цен лишь в следующих случаях по сделкам:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) обмена товарами, работами или услугами (бартерным операциям);

3) при совершении внешнеторговых (внешнеэкономических) операций;

4) при отклонении более чем на 30 процентов в сторону повышения или в сторону понижения цен, применяемых налогоплательщиком по товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени (не более 30 календарных дней до или после момента поставки товаров, работ или услуг), от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг).

В случаях, описанных в пунктах 3) и 4) настоящей части, считается, что сделка фактически совершена по рыночным ценам, если налогоплательщик не докажет, что сделка фактически осуществлена по ценам, указанным в действительных документах.

4. Только в случаях, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, когда цены товаров (работ, услуг) отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 30 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налогов, с учетом рыночных цен соответствующих товаров (работ, услуг), определенных и соответствии с настоящей статьей.

Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных частями 5-11 и 14 настоящей статьи. При этом также учитываются надбавки или скидки к цене, обычные при заключении сделок между невзаимосвязанными лицами. В частности, учитываются скидки, вызванные в результате следующих факторов:

1) сезонных и иных колебаний спроса на товары (работы, услуги);

2) потери товарами качества или иных потребительских свойств;

3) истечения (приближения даты истечения) сроков годности или реализации (поставки, отпуска) товаров;

4) маркетинговой политики сторон сделки, в том числе при продвижении на рынки новых товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

5) реализации (поставки) опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

5. Рыночная цена на товар (работу, услугу) определяется на основе информации об осуществленных операциях в отношении идентичного (однородного) товара (работы, услуги), заключенных на момент поставки товара (работы, услуги), в том числе на основе цен международных и иных бирж.

6. К идентичным товарам относятся товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

7. К однородным товарам относятся товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

8. При определении рыночной цены на товар (работу, услугу) операции между взаимосвязанными лицами могут приниматься во внимание только в том случае, если их взаимозависимость не повлияла на результаты таких операций.

9. Рынок товара (работы, услуги) образуется из сферы обращения такого товара (работы, услуги), определяемой возможностями продавца (покупателя) реально и без значительных дополнительных затрат предлагать (приобретать) товар (работу, услугу) на ближайшей к продавцу (покупателю) территории в Республике Таджикистан или за ее пределами.

10. При определении рыночной цены товара, работы или услуги учитывается информация о ценах на момент поставки этого товара, работы или услуги в осуществленных операциях (сделках) с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказать влияние на цену.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров (работ или услуг) признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров (работ или услуг), либо может быть учтено с помощью поправок.

11. Если никакие операции в отношении идентичного (однородного) товара (работы, услуги) не были проведены на соответствующем рынке товара (работы, услуги) или если на рынке не существует предложения такого товара (работы, услуги), рыночная цена определяется на основании цен, сложившихся при соответствующих операциях в отношении идентичного однородного) товара (работы, услуги) на ближайшую дату к моменту поставки вышеуказанного товара (работы, услуги), но не более чем за 30 календарных дней до или после момента поставки товара (работы, услуги). При этом рыночная цена ценной бумаги определяется на основании котировок фондовой биржи для идентичных ценных бумаг того же эмитента на ближайшую дату, предшествующую моменту продажи или передачи вышеупомянутой ценной бумаги, при условии объявления котировок в соответствии с вышеуказанной процедурой.

Рыночная цена товара (работы, услуги) может быть определена с использованием метода учета цены последующей поставки (реализации) или затратного метода.

При использовании метода учета цены последующей поставки (реализации) рыночная цена товаров (работ, услуг), поставляемых (реализуемых) продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы (поставлены) покупателем этих товаров (работ, услуг) при последующей их реализации (поставке) (при перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары (работы, услуги)) и продвижении на рынок приобретенных у продавца товаров (работ, услуг), с учетом обычной для данной сфере деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей поставки (в частности, при отсутствии информации о цене товаров (работ, услуг), в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых (поставляемых) продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) поставку (реализацию) товаров (работ, услуг), обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

12. При возникновении спора между налогоплательщиком и налоговым органом по вопросам применяемых рыночных цен вышестоящий налоговый орган, уполномоченный государственный орган или суд вправе учесть любые иные обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки и налоговых обязательств, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в настоящей статье, а также возражения и факты, представленные налогоплательщиком.

13. Операции по обмену товарами, работами и услугами (бартерные операции) являются операциями, в соответствии с которыми каждая из обменивающихся сторон поставляет свои товары (работы, услуги) и приобретает другие товары (работы, услуги). При этом рыночные цены на поставляемые (приобретаемые) в ходе таких операций товары (работы, услуги) определяются в соответствии с положениями настоящей статьи.

14. При определении и признании рыночной цены на товар (работу, услугу) используются официальные источники информации о рыночных ценах на товар (работу, услугу) и биржевых котировках, базы данных государственных и местных органов власти, информация, предоставляемая налоговым органам налогоплательщиками, а также другая соответствующая информация.

15. Инструкция по применению налоговыми органами положений настоящей статьи утверждается уполномоченным государственным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Таджикистан и Министерством экономического развития и торговли Республики Таджикистан.