logo
Власов / Коммерческая деятельность_Панкратов Ф

Введение

Много лет основной фигурой торгового процесса являлся товаровед высшей или средней квалификации. Этот специалист удачно сочетал в себе глубокие знания в области товароведения продовольственных или непродовольственных товаров со знаниями и умениями организации рациональной торговли, управления торговым процессом на основе изучения организации и экономики торговли и некоторых других специальных дисциплин.

Переход к рыночной экономике резко изменил спрос на специалистов традиционных видов, выпускавшихся торговыми вузами страны, причем значительно сократился спрос на товароведов высшей квалификации по продовольственным или непродовольственным товарам, так как многие торговые предприятия теперь реализуют товары универсального ассортимента, а их качество подтверждается сертификатами. Специальность экономиста-плановика вообще утратила свою актуальность.

Модными стали названия специальностей, заимствованные из зарубежной терминологии, — менеджеры, маркетологи, аудиторы и т. п., функции которых зачастую представляются совершенно неясными новым руководителям торговых организаций и предприятий. В штатных расписаниях коммерческих структур в изобилии появились должности менеджеров по продаже, менеджеров по закупке товаров, менеджеров по сбыту, менеджеров по рекламе и т. п.

В то же время новые рыночные условия торговой деятельности потребовали подготовки нового универсального типа коммерческого работника — инициативного, самостоятельного, предприимчивого: коммерсанта широкого профиля, способно-