Уважаемые коллеги!
Интернет сегодня прочно вошел в нашу жизнь, в том числе профессиональную. Однако полагаем, что возможности «всемирной паутины» используются нами, педагогами, далеко не в полной мере. Цель данной книги – показать, что Интернет является мощнейшим учебным, образовательным и развивающимся ресурсом.
Выполнение студентами Интернет - заданий позволит им познакомиться с актуальными статистическими данными. В том случае, когда для выполнения задания студентам необходимо найти статистику по другим странам, они получают возможность сравнить ситуацию в нашей стране с развитыми и развивающимися странами, оценить место России в мировой экономики, сделать выводы о том, насколько совершенна сама статистика у нас и за рубежом. Бесценна сама возможность почувствовать, что благодаря Интернету твои возможности добывать знания становятся действительно почти безграничными!
Задания составлены таким образом, чтобы студенты были в курсе наиболее острых вопросов экономики и экономической политики, которые дискутируются в обществе, научной литературе, СМИ. При этом студенты могут узнать, что на одну и ту же проблему существует несколько различных точек зрения, познакомиться с аргументами участников дискуссий, выработать свою точку зрения.
Серьезной проблемой, препятствующей подготовке эрудированных, высокообразованных специалистов, является падение интереса к чтению. Задания, в которых студентам предлагается познакомиться с теми или иными экономическими явлениями или терминами на примере ситуаций, описанных в художественных произведениях, способствуют возникновению интереса к художественной литературе, расширению кругозора и эрудиции.
Интернет дает возможность с минимальными затратами времени найти и прочитать первоисточники, т.е. произведения ученых-экономистов различных времен, познакомиться с историей развития экономической мысли.
Многие задания ориентированы на то, чтобы познакомить студентов с деятельностью и структурой органов власти и управления Российской Федерации.
Помимо цели освоения знаний по курсу «Экономическая теория», выполнение Интернет – заданий позволит студентам осознать, что можно и нужно использовать «всемирную паутину» не только в развлекательных и коммуникационных, но и в учебных, исследовательских, научных целях. Еще одна задача, решаемая в процессе выполнения таких заданий – научить студентов различать надежные и ненадежные Интернет - источники.
Выполнение Интернет – заданий не только подготовит студентов к написанию курсовых и дипломных работ (в том числе расчетно-аналитических работ, перечень которых приводится в данном издании), но и поможет студентам определиться с собственными исследовательскими и научными предпочтениями, самим выбрать и сформулировать тему исследования.
Заметим, что при выполнении заданий, особенно их аналитической части, студент может обратиться и к другим Интернет - источникам, не указанным в тексте задания (статьям, обзорам, интервью ученых и политиков), для того, чтобы узнать мнение экспертов и более обоснованно сформулировать собственное мнение.
Еще один важный момент: Интернет, в отличие от печатного источника – система живая, развивающаяся и изменчивая. Например, если в книге есть на определенной странице таблица, диаграмма или текст, то они будут в этой книге и на этой странице всегда – издана книга в 2009 году, в 1909 или в 1809. А сайт в Интернете может сменить свой адрес, страничка может вообще «исчезнуть». С другой стороны, статистическая информация или новости подлежат постоянному обновлению. Поэтому в Интернет – заданиях мы не делаем привязок к конкретной дате, когда даем задания, связанные с поиском статистической информации (например, на сайтах Минфина, Госкомстата, Банка России). Если ссылка на какую-то статью, первоисточник или сайт вдруг устареет, это не означает, что студент должен отказаться от выполнения задания. Просто задание перейдет на новую ступень сложности и станет более интересным: вместо «путешествия» по заданному адресу придется самостоятельно выполнить поисковую работу: ввести в строку поиска на любой поисковой системе (например, на www.yandex.ru) тему задания и найти информацию.
Представленное учебно-методическое пособие может с успехом использоваться для любых форм обучения (дневного, вечернего, заочного), в том числе – дистанционного. Разрабатывая задания, мы намеренно отказались от их детализации, оставляя простор, с одной стороны, для преподавателя (он сам может конкретизировать задание, исходя из поставленных целей и методов обучения), с другой стороны – для студента. Наша цель – заставить студента самостоятельно мыслить, обеспечить ему возможности для исследовательского и научного творчества в процессе обучения. Последовательное использование студентом данного пособия для самостоятельной работы не только поможет ему разобраться в экономических понятиях и законах, но и будет способствовать формированию экономического мышления. По существу, данное пособие является самоучителем для тех, кто хочет научиться мыслить критически и конструктивно. Для преподавателя же данное пособие может служить своеобразным справочником, «путеводителем» по Интернету.
Дорогие коллеги! Если у Вас есть идеи, как сделать это пособие полезнее, если Вы подготовите интересные задания в рамках изложенной концепции, мы будем рады рассмотреть их и включить в следующие издания – все они будут помечены Вашим именем. Мы намерены продолжить дальнейшую работу над пособием, поэтому с благодарностью примем и Вашу конструктивную критику, и Ваши пожелания. Заранее благодарим за них.
Авторы
Москва, Ноябрь, 2009 г.
- Московский
- Уважаемые коллеги!
- Уважаемый студент!
- Часть 1
- Интернет – задания:
- 1.1.1. Нормативная экономика: партии России.
- 1.1.2. Увеличение трудовых ресурсов: в чем это проявляется для России, сша и Японии?
- 1.1.3. Инновации и производственные возможности в России.
- 1.1.4. Производственные возможности России.
- 1.1.6. Население России.
- 1.2. Рыночная система и кругооборот Термины и понятия:
- Интернет – задания:
- 1.2.1. Командная система и ее ограничения.
- 1.2.3. Общинная собственность и земельный вопрос в России.
- 1.2.4. Закрытая экономика.
- Интернет – задания:
- 1.3.1. Цены на сельскохозяйственные продукты. Спрос и предложение.
- 1.3.2. Изменение спроса на «памперсы» для малышей и товары для пожилых людей.
- 1.3.3. Равновесная цена.
- 1.3.4. Дефицит в ссср.
- 1.3.5. Избыток и дефицит.
- 1.3.6. Проблемы спроса.
- Часть 2
- Интернет – задания:
- 2.1.1. Валовой внутренний продукт России.
- 2.1.2. Валовой внутренний продукт сша2.
- 2.1.3. Международные сравнения.
- 2.1.4. Потребительские расходы домохозяйств.
- 2.1.5. Инвестиционные расходы.
- Интернет – задания:
- 2.2.1. Потенциальный ввп.
- 2.2.2. Компоненты совокупного спроса.
- Интернет – задания:
- 2.3.1. Безработица в России.
- 2.3.2. Безработица в сша3.
- 2.3.3. Сравнительный анализ данных о безработице в сша и России.
- 2.3.16. Производительность труда и новые технологии.
- 2.3.17. Инновации и производительность труда.
- 2.3.23. Кризис по-ирландски.
- 2.4. Деньги и денежное обращение Термины и понятия:
- Интернет – задания:
- 2.4.1. Центральный банк России.
- 2.4.2. Наличные деньги России.
- 2.4.3. Денежная масса.
- 2.4.4. Денежная сфера и денежно-кредитная политика.
- 2.4.5. Активы и обязательства коммерческих банков России.
- 2.4.6. Активы и обязательства коммерческих банков сша7.
- 2.4.7. Сравнительный анализ активов и обязательств коммерческих банков России и сша.
- 2.4.10. Ставки рефинансирования в России.
- 2.4.11. Кредитно-денежная политика сша9.
- 2.4.12. Скорость обращения денег в России.
- 2.4.13. Рекорды инфляции.
- 2.4.14. Эмиссия денег и «дохлая свинья».
- 2.5. Государственное регулирование экономики Термины и понятия:
- Интернет – задания:
- 2.5.8. Защита прав потребителя.
- 2.5.9. Дифференциация по доходам в России.
- 2.5.10. Бедность растет или ослабевает?11
- 2.5.11. Расходы на здравоохранение в расчете на душу населения в России: растут или снижаются?
- 2.5.12. Опасности внутреннего долга.
- Интернет – задания:
- 3.2. Предложение. Рыночное равновесие Термины и понятия:
- Интернет – задания:
- 3.2.1. Спрос и предложение на рынке жилья.
- 3.2.3. Излишек: тоже плохо?
- 3.3. Поведение потребителя Термины и понятия:
- Интернет – задания:
- 3.3.1. Подарочный ваучер от компании «Спортмастер».
- 3.3.2. Демонстративное потребление.
- 3.3.3. Престижное потребление в наши дни.
- 3.3.4. Рациональное поведение и потребительские кредиты.
- 3.3.6.. Факторы, влияющие на поведение потребителей.
- Интернет – задания:
- 3.4.5. Национальная аэрокосмическая ассоциация (nasa): существуют ли коммерчески выгодные побочные эффектиы от ее деятельности?13
- 3.4.6. Как снизить издержки.
- Типы рыночных структур
- 3.5.6. Ценовая конкуренция.
- 3.6.2. Антимонопольная деятельность в России.
- 3.7.2. Конкуренция среди ресторанов быстрого питания.
- 3.8. Рынки ресурсов Термины и понятия:
- Интернет – задания к теме:
- 3.8.1. Спрос на ресурсы.
- 3.8.2. Рынок труда в России.
- 3.8.3. Реальная заработная плата и производительность труда. Отражает ли увеличение оплаты труда эффективность труда работников?
- 3.8.4. Заработная плата мужчин и женщин.
- 3.8.10. Ценные бумаги и риски, связанные с ними.
- 3.8.11. Фондовый рынок.
- 3.9. Предпринимательство
- Часть 4
- 4.1.2. Торговая либерализация: вто15.
- 4.2.5. Валютный курс и конкурентоспособность.
- 4.2.6. Валютные интервенции.
- 4.3. Глобализация и уровень развития
- 4.3.6. Рейтинг стран по ичрп.
- 4.3.7. Расширение ес.
- 5.2. Меркантилисты и физиократы
- 5.2.4. История протекционизма.
- Утопический социализм Термины и понятия
- Интернет – задания:
- 5.3.1. Социалисты-утописты.
- 5.3.2. История социализма.
- 5.3.4. Жюль Верн и утопия.
- 5.4. Классическая политэкономия Термины и понятия
- Интернет – задания:
- 5.4.1. Представители классической политэкономии.
- 5.4.2. Угрозы XXI века.
- 5.4.3. Что такое «социал-дарвинизм»?
- 5.5. Русская экономическая мысль X-XVIII вв. Термины и понятия
- Интернет – задания:
- 5.5.1. Представители классической политэкономии.
- 5.5.2. Русская Правда.
- 5.6. Экономическое учение к. Маркса Термины и понятия
- Интернет – задания:
- 5.6.1. Биография Карла Маркса.
- 5.6.2. Маркс и утописты.
- 5.7. Неоклассическое направление и его эволюция Термины и понятия
- Интернет – задания:
- 5.7.1. Представители неолиберализма.
- 5.7.2. Пиночет и «чикагские мальчики».
- 5.7.4. Афоризмы.
- 5.8. Кейнсианство и его эволюция Термины и понятия
- Интернет – задания:
- 5.8.1. Представители кейнсианства; неокейнсианства; посткейнсианства; институционализма.
- 5.8.2. Нобелевская премия по экономике.
- 5.9. Экономическая мысль в России XIX – XX вв. Термины и понятия
- Интернет – задания:
- 5.9.1. Представители экономической мысли России XIX – XX вв.
- 5.9.2. Нэп.
- 5.9.3. Современная российская экономическая наука.
- Список источников информации
- Труды известных ученых-экономистов, рекомендуемые для самостоятельного изучения
- Рекомендуемые Интернет - словари и Интернет - энциклопедии
- Основные Интернет – источники статистической и аналитической информации
- Основные Интернет – источники актуальной аналитической информации
- Темы курсовых и расчетно-аналитических работ
- Содержание
- Комплекс интернет – заданий по экономической теории