logo
otvety_po_gosam (1)

Сущность и функции государственного бюджета, его роль в решении социально-экономических задач

Государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

Функции государственного бюджета:

Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации;

Легально контролирует действия правительства;

Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности;

Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства.

Роль государственного бюджета прежде всего состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Бюджетными средствами обеспечиваются следующие направления деятельности:

государственное и муниципальное управление;

международная деятельность государства (реализация международных договоров, возврат кредитов, обслуживание международного кредита, выполнение обязательств по охране окружающей природной среды, культурные связи);

национальная оборона;

правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

функционирование федеральной судебной власти;

проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

развитие отраслей народного хозяйства (промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи);

предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

обеспечение обороноспособности страны;

развитие образования, здравоохранения, культуры, искусства, средств массовой информации;

осуществление социальной политики.

  1. Бюджеты субъектов РФ: состав и структура доходов и расходов, особенности и роль в социально – экономическом развитии территории

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходная часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

1. налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

2. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

3. налоги на совокупный доход;

4. налоги на имущество;

5. платежи за пользование природными ресурсами;

6. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

1. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

3. доходы от реализации государственных запасов;

4. доходы от продажи земли и нематериальных активов;

5. поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

6. административные платежи и сборы;

7. штрафные санкции, возмещение ущерба;

8. доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходная часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений: подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование, акцизов, налогов на предметы потребления.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формы расходов бюджетов:

1. ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

2. оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

3. трансферты населению;

4. ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

5. бюджетные кредиты юридическим лицам;

6. субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;

7. инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

8. бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;

9. кредиты иностранным государствам;

10. средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.