38. Понятие налогового планирования.
Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации[1]. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.
Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.
Цели. Основными целями НП являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства.
Этапы
Составными частями (этапами) НП являются:
определение главных принципов;
анализ проблем и постановка задач;
определение основных инструментов, которые может использовать организация;
создание схемы;
осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.
Определение главных принципов
Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с этим процессом. Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации. Налоговыми рисками являются:
риски налогового контроля
риски усиления налогового бремени
риски уголовного преследования
Анализ проблем и постановка задач. Содержанием этого этапа НП являются изучение (анализ) налоговых проблем организации и постановка задачи, в соответствии с которой затем подбираются инструменты и разрабатываются схемы НП. Налоговый анализ включает, в частности, определение особенностей организации финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, формирование налогового поля (перечень основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и льготы), анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей), оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.
В качестве задачи налогового планирования может выступать минимизация налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки); по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация, и т. д.
Инструменты
Действующее налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам ряд возможностей для практической реализации НП.
Инструменты НП — налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т. д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.
В качестве основных инструментов НП можно выделить следующие:
Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50 %).
Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).
Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).
Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц).
Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход).
Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями применяемые в рамках международного налогового планирования (международное налоговое планирование – деятельность компании направленная на сокращение своих налоговых обязательств посредством ведения различных частей бизнеса в различных юрисдикциях, дающих согласно законодательству этих стран те или иные налоговые льготы[2]).
Проектные компании или компании SPV, созданные для управления финансовыми потоками.
Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате» или «по отгрузке», оценка материально — производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).
Создание схемы налогового планирования.
При осуществлении НП организация создает определенную схему, в соответствии с которой она планирует осуществлять финансово — хозяйственную деятельность. Основная задача организации при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты НП с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи НП наилучшим образом. Схема НП представляет собой оптимальную структуру организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанную с учетом соответствующих требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения согласно поставленным целям.
При осуществлении НП необходимо учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т. д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих тенденций налоговой теории и политики.
Обычно изменения, которым подвергается налоговое законодательство, вступают в силу не сразу после принятия соответствующих документов, а по истечении определенного периода времени (вплоть до нескольких лет). Таким образом, сотрудники организации, создающие схемы налогового планирования, могут заранее ознакомиться с нормативными правовыми актами и понять, какие налоговые выгоды можно извлечь из их применения.[3]
Самый ответственный период для создания новых схем налогового планирования — последние недели перед началом нового года, так как большинство изменений, способных выгодно оптимизировать налогообложение, вступают в силу с 1 января каждого года. В некоторых случаях требуется изменить те или иные положения учетной политики организации в целях налогообложения.
- 1. Экономическая сущность налогов, признаки налога, элементы налога.
- I. Финансово-экономический признак.
- II. Административно-правовой признак.
- III. Пространственно-временной признак.
- 2. Система налогов и сборов в рф и их классификация.
- 3. Функции налогов. Принципы налогообложения.
- 4. Налоговая система и ее особенности в рф.
- 5. Налоговая политика и налоговое регулирование.
- 6. История развития налогообложения в России.
- 1) История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России.
- Вопрос 6 (короткий вариант)
- 7. Плательщики налога на прибыль и объект налогообложения.
- Прибылью признается:
- 8. Налоговая база по налогу на прибыль. Порядок определения доходов и расходов при исчислении налога.
- 9. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Ставки налога на прибыль.
- 10. Экономическая роль ндс. Плательщики ндс и объект налогообложения.
- 11. Налоговая база по ндс. Налоговый период и налоговые ставки.
- 12. Порядок исчисления и уплаты ндс.
- 13. Плательщики акцизов, виды подакцизных товаров и объект налогообложения.
- 14. Порядок исчисления и уплаты акцизов.
- 15. Роль таможенных платежей. Классификация таможенных пошлин.
- 16. Объект обложения таможенными пошлинами. Способы определения таможенной стоимости товаров.
- 17. Порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин.
- 18. Плательщики налога на имущество организаций. Налоговая база по налогу на имущество организаций. Определение среднегодовой стоимости имущества.
- 19. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций.
- 20. Значение и роль государственных социальных внебюджетных фондов. Плательщики страховых взносов. Объект обложения страховыми взносами.
- 22. Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
- Глава 26.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
- 23. Упрощенная система налогообложения.
- 24. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
- 26. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
- 27. Элементы налога на добычу полезных ископаемых и их характеристика.
- 28. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
- 29. Элементы водного налога и их характеристика.
- 30. Элементы земельного налога и их характеристика.
- 31. Элементы транспортного налога и их характеристика.
- 32. Плательщики налога на игорный бизнес. Объект налогообложения. Налоговая база. Налоговые ставки на игорный бизнес. Порядок исчисления и уплаты налога.
- 33. Плательщики ндфл. Объект налогообложения, налоговая база.
- 34. Налоговые вычеты по ндфл. Налоговые ставки.
- 35. Порядок исчисления и уплаты в бюджет ндфл. Налоговая декларация.
- 36. Элементы налога на имущество физических лиц и их характеристика.
- 37. Государственная пошлина.
- 38. Понятие налогового планирования.
- 39. Государственные органы как участники отношений в налоговой сфере. Их права и обязанности.
- 40. Камеральная налоговая проверка: ее назначение, процедура, сроки проведения.
- 41. Выездная налоговая проверка: ее назначение, процедура, сроки проведения.
- 42. Ответственность за нарушение налогового законодательства.
- 43. Налогообложение операций с ценными бумагами.
- 44. Особенности налогообложения малых предприятий.
- 45. Особенности налогообложения иностранных юридических и физических лиц.
- 46. Налогообложение кредитных организаций, инвестиционных фондов, бирж, негосударственных пенсионных фондов.